- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рекомендации по организации работы с одарёнными детьми
Рекомендации по организации работы с одарёнными детьми
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Артамонова Н.В. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Одаренные дети.
Рекомендации
по организации работы
с одарёнными детьми.
Дети, опережающие свой возраст, обладают чрезвычайной способностью к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Отсюда велика роль старшего, позволяющего ребенку достичь незапланированных высот, т.е. идущего рядом с ребенком учителя.
Процесс обучения для таких детей предусматривает дифференциацию помощи, которую будет оказывать взрослый.
Интеллектуальные возможности детей можно определять следующим образом:
а) тестирование;
б) анализа списков победителей турниров разного ранга;
в) наблюдения и сравнения учебных результатов;
г) опроса всех учителей школы о детях, которые проявляют способности не по возрасту;
д) анализа внешкольной занятости детей и ее результативности.
Выявив детей, занятых одним кругом проблем, создать разновозрастные группы детей по интересам.
При формировании групп по интересам представляется отобрать детей:
-
с общим интеллектуальными способностями (которых отмечают учителя самых разных предметов);
-
с конкретными академическими способностями (их отмечают отдельные предметники);
-
с творческими способностями (их отмечают дети, классные руководители);
-
с лидерскими (руководящими) способностями (их отмечают дети, учителя);
-
с исполнительскими способностями (видны всем во внеурочных мероприятиях).
При анализе списков отобранных или самозаписавшихся в группу детей видна структура любого класса. Если в классе в центре стоят дети-интеллектуалы, тогда им там комфортно, и процесс учебы и общения носит совсем иной характер, нежели в классе, где в центре стоят дети с очень низким уровнем развития, а способные ребята испытывают на себе все тяготы изгоев.
Такой анализ позволяет корректировать воспитательную работу, с одной стороны, а с другой стороны - позволяет детям со средними способностями, но огромным интересом примыкать к группе по интересам и добиваться успехов в смотрах и конкурсах.
Таким образом, такая работа позволяет увидеть детей с опережающим развитием, помочь им в личностном становлении, а также открыть большое количество интересных детей, не проявивших себя особыми успехами, но проявляющих постоянный интерес к чему-либо, чтобы помочь им достигнуть желаемого результата. Помимо этого, решаются проблемы взаимоотношений в коллективе детей и учителей и восстанавливаются вертикальные и горизонтальные связи.
При раскрытии проблемы одаренности особую важность приобретает определение источников одаренности - продукт самой природы или закономерный результат воспитания.
Необходимы как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одаренных детей.
Процесс выделения одаренных детей многогранен.
Прослеживаются два основных направления:
1. Перемещение центра тяжести от понимания одаренности как однофакторного явления к раскрытию структуры одаренности.
2. Переход от ограничения одаренности в интеллектуальной области к другим видам одаренности: творческой, лидерской, художествен -
ной и т.д.
Это связано с тем, что в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:
-
творческое мышление;
-
уровень самооценки;
-
толерантность;
-
предпочтительные виды деятельности;
-
сила интуиции;
-
вы лидер?
-
вы считаете себя гением?
-
что вам нравится?
-
поведенческие характеристики одаренных детей.
Цели и задачи образовательных
программ для работы с одаренны-
ми детьми:
-
предусмотреть степень и меру самораскрытия одаренных учащихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия учащихся;
-
удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);
-
коммуникативная адаптация;
-
помощь одаренным учащимся в самораскрытии (их творческая направленность);
-
само презентация в отношениях.
В программах отражены различные формы работы с одаренными детьми:
-
гибкий и мобильный учебный план;
-
независимое продвижение при изучении отдельных предметов;
-
планирование и принятие решений самими учениками;
-
конструирование учебного плана на базе интересов учащихся и т.д.
Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:
-
предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;
-
давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;
-
предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;
-
поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.
В образовательном учреждении можно создавать специальные классы и специальные группы, в которых материал изучается ускоренным методом.
Учитель сам составляет эти программы, причем эта работа ведется совместно с родителями и учениками.
В условиях класса со смешанными способностями организуется контроль за развитием познавательной деятельности одаренных школьников по следующим направлениям:
-
создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
-
сотрудничество учителя и ученика;
-
возможность выбора учеником сложности и трудности контрольного задания;
-
возможность выбора учеником формы контрольной процедуры;
-
учет временного фактора в зависимости от индивидуальных способностей ученика;
-
использование форм контроля, позволяющих осуществлять ориентацию на ученика без принуждения;
-
тематический учет знаний;
-
использование метода малых групп;
-
гарантирование ученику права на повышение оценки;
-
использование на начальном этапе безоценочного контроля;
-
поощрение ученика;
-
соответствие целей контроля целям учебно-воспитательного процесса.
Наиболее практичны: тестовый контроль, контроль-коррекция и др.
Контроль должен быть четким, целенаправленным.
В школе ведется работа с одаренными детьми.
Подготовили списки учащихся, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов.
Самое главное - создать условия для тех учащихся, которые определились с программами (рефератами).
После определения темы самостоятельной работы одаренных учащихся сами учащиеся определяют и формы контроля:
-
заслушивание по блокам, связанным с темами программы на уроках (первый выход на аудиторию);
-
включение в конкурсы, олимпиады;
-
отчет о проделанной работе на школьной конференции (март-апрель).
Учителя оказывают постоянную помощь в оформлении работ.
Много времени коллектив учителей уделяет деятельности по работе с одаренными учащимися. Проводятся совещания, оперативки нам которых рассматриваются следующие вопросы:
-
создание программы «Одаренные дети»;
-
утверждение планов работы;
-
разработка научно-практической конференции для учителей «Современные технологии обучения»;
-
утверждение графика олимпиад;
-
анализ результативности работы с одаренными учащимися;
-
вечера творчества;
-
творческие конференции для учащихся.
Результативность работы в течение года анализируются на:
а) совещании при директоре;
б) заседании МС;
в) педсовете.