Рекомендации по организации работы с одарёнными детьми

Дети, опережающие свой возраст, обладают чрезвычайной способностью к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Отсюда велика роль старшего, позволяющего ребенку достичь незапланированных высот, т.е. идущего рядом с ребенком учителя.   Процесс обучения для таких детей предусматривает дифференциацию помощи, которую будет оказывать взрослый. При раскрытии проблемы одаренности особую важность приобретает определение источников одаренности – продукт самой природы или закономерный рез...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одаренные дети.

Рекомендации

по организации работы

с одарёнными детьми.


Дети, опережающие свой возраст, обладают чрезвычайной способностью к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Отсюда велика роль старшего, позволяющего ребенку достичь незапланированных высот, т.е. идущего рядом с ребенком учителя.

Процесс обучения для таких детей предусматривает дифференциацию помощи, которую будет оказывать взрослый.

Интеллектуальные возможности детей можно определять следующим образом:

а) тестирование;

б) анализа списков победителей турниров разного ранга;

в) наблюдения и сравнения учебных результатов;

г) опроса всех учителей школы о детях, которые проявляют способности не по возрасту;

д) анализа внешкольной занятости детей и ее результативности.

Выявив детей, занятых одним кругом проблем, создать разновозрастные группы детей по интересам.

При формировании групп по интересам представляется отобрать детей:

  • с общим интеллектуальными способностями (которых отмечают учителя самых разных предметов);

  • с конкретными академическими способностями (их отмечают отдельные предметники);

  • с творческими способностями (их отмечают дети, классные руководители);

  • с лидерскими (руководящими) способностями (их отмечают дети, учителя);

  • с исполнительскими способностями (видны всем во внеурочных мероприятиях).

При анализе списков отобранных или самозаписавшихся в группу детей видна структура любого класса. Если в классе в центре стоят дети-интеллектуалы, тогда им там комфортно, и процесс учебы и общения носит совсем иной характер, нежели в классе, где в центре стоят дети с очень низким уровнем развития, а способные ребята испытывают на себе все тяготы изгоев.

Такой анализ позволяет корректировать воспитательную работу, с одной стороны, а с другой стороны - позволяет детям со средними способностями, но огромным интересом примыкать к группе по интересам и добиваться успехов в смотрах и конкурсах.

Таким образом, такая работа позволяет увидеть детей с опережающим развитием, помочь им в личностном становлении, а также открыть большое количество интересных детей, не проявивших себя особыми успехами, но проявляющих постоянный интерес к чему-либо, чтобы помочь им достигнуть желаемого результата. Помимо этого, решаются проблемы взаимоотношений в коллективе детей и учителей и восстанавливаются вертикальные и горизонтальные связи.


При раскрытии проблемы одаренности особую важность приобретает определение источников одаренности - продукт самой природы или закономерный результат воспитания.

Необходимы как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одаренных детей.

Процесс выделения одаренных детей многогранен.

Прослеживаются два основных направления:

1. Перемещение центра тяжести от понимания одаренности как однофакторного явления к раскрытию структуры одаренности.

2. Переход от ограничения одаренности в интеллектуальной области к другим видам одаренности: творческой, лидерской, художествен -

ной и т.д.

Это связано с тем, что в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.

Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:

  • творческое мышление;

  • уровень самооценки;

  • толерантность;

  • предпочтительные виды деятельности;

  • сила интуиции;

  • вы лидер?

  • вы считаете себя гением?

  • что вам нравится?

  • поведенческие характеристики одаренных детей.

Цели и задачи образовательных

программ для работы с одаренны-

ми детьми:

  • предусмотреть степень и меру самораскрытия одаренных учащихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия учащихся;

  • удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);

  • коммуникативная адаптация;

  • помощь одаренным учащимся в самораскрытии (их творческая направленность);

  • само презентация в отношениях.

В программах отражены различные формы работы с одаренными детьми:

  • гибкий и мобильный учебный план;

  • независимое продвижение при изучении отдельных предметов;

  • планирование и принятие решений самими учениками;

  • конструирование учебного плана на базе интересов учащихся и т.д.

Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:

  • предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;

  • давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;

  • предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

  • поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.

В образовательном учреждении можно создавать специальные классы и специальные группы, в которых материал изучается ускоренным методом.

Учитель сам составляет эти программы, причем эта работа ведется совместно с родителями и учениками.

В условиях класса со смешанными способностями организуется контроль за развитием познавательной деятельности одаренных школьников по следующим направлениям:

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности;

  • сотрудничество учителя и ученика;

  • возможность выбора учеником сложности и трудности контрольного задания;

  • возможность выбора учеником формы контрольной процедуры;

  • учет временного фактора в зависимости от индивидуальных способностей ученика;

  • использование форм контроля, позволяющих осуществлять ориентацию на ученика без принуждения;

  • тематический учет знаний;

  • использование метода малых групп;

  • гарантирование ученику права на повышение оценки;

  • использование на начальном этапе безоценочного контроля;

  • поощрение ученика;

  • соответствие целей контроля целям учебно-воспитательного процесса.

Наиболее практичны: тестовый контроль, контроль-коррекция и др.

Контроль должен быть четким, целенаправленным.

В школе ведется работа с одаренными детьми.

Подготовили списки учащихся, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов.

Самое главное - создать условия для тех учащихся, которые определились с программами (рефератами).

После определения темы самостоятельной работы одаренных учащихся сами учащиеся определяют и формы контроля:

  • заслушивание по блокам, связанным с темами программы на уроках (первый выход на аудиторию);

  • включение в конкурсы, олимпиады;

  • отчет о проделанной работе на школьной конференции (март-апрель).

Учителя оказывают постоянную помощь в оформлении работ.

Много времени коллектив учителей уделяет деятельности по работе с одаренными учащимися. Проводятся совещания, оперативки нам которых рассматриваются следующие вопросы:

  • создание программы «Одаренные дети»;

  • утверждение планов работы;

  • разработка научно-практической конференции для учителей «Современные технологии обучения»;

  • утверждение графика олимпиад;

  • анализ результативности работы с одаренными учащимися;

  • вечера творчества;

  • творческие конференции для учащихся.

Результативность работы в течение года анализируются на:

а) совещании при директоре;

б) заседании МС;

в) педсовете.

© 2010-2022