- Преподавателю
- Классному руководителю
- Исследовательский проект. Судьба человека
Исследовательский проект. Судьба человека
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Локосова С.В. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Исследовательский проект.
Судьба человека
Выполнили:
Бычкова Анастасия
Булгаков Иван
ученики 6 «Б» класса
ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля
Самарской области
Научный руководитель:
Локосова Светлана Валерьевна
учитель технологии г. Кинель ул. Ульяновская 27 Тел. 8 (846 63) 6-41-45
Кинель
Оглавление
1.Введение----------------------------------------------стр.3
2. Судьба человека------------------------------------стр.4
3. Я учитель - и в этом счастье-------------------- стр.6
4. Притча об учителе и учениках------------------ стр.8
5. Заключение------------------------------------------стр.12
6. Список использованной литературы-----------стр.13
7. Приложение----------------------------------------- стр. 14
Введение
Не секрет, что со сменой эпох, с течением времени изменяются государство и общество, меняются и требования государства и общества к гражданам, но непреходящими остаются качества, которые должны воспитать в подрастающем поколении любовь…
Сегодня в эпоху высоких технологий, активного использования «искусственного интеллекта так ли нужен живой учитель? Ведь робототехника сегодня используется во многих сферах: в медицине, в машиностроении и т.д. Сейчас родители дарят своим детям не живых собачек, а собачек - роботов. Так почему и учителей не поменять на «учителей - роботов»? Образованный, эрудированный, прогрессивный, улыбчивый, всегда красиво одет - таким учитель робот будет встречать своих учеников каждое занятие. Заманчиво. Но, позвольте. А где же у этого чудо учителя душа? Где личность? Ведь именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личность с их достоинствами и недостатками. Поскольку особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых далеко не последнее место занимает учитель, именно поэтому робот, сколь идеальным он бы не был, нет души. И с его искусственным интеллектом он никогда не сможет занять место живого человека.
А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Это высказывание как никогда точно определяет суть современного педагога. Уже в наше время, а тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научится учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. О старейшем учителе, который справился на «отлично» с этой задачей говорится в моей исследовательской работе.
Цель работы: Познакомить с замечательным учителем Князевой А.А.
Проблема: Каким должен быть настоящий учитель?
Задача проекта: Найти людей, знающих и работавших с Князевой А.А., ее родных, бывших учеников и педагогов и побеседовать с ним. Рассказать о судьбе учителя Князевой А.А. своим одноклассникам.
Судьба человека
Каждому из нас нужен учитель. В наше время в школе нужны инициативные, грамотные и знающие свое дело учителя. Всегда хочется находиться рядом с человеком излучающим нежность, заботу, доброту, любовь и радость. Сегодня хотелось бы заглянуть в прошлое и познакомить вас со старейшим учителем Князевой Алевтиной Александровной.
Родилась Алевтина Александровна 11 сентября 1940 года в поселке Кинель Самарской области в простой рабочей семье. С детских лет была приучена к труду, помогала маме по хозяйству. Росла доброй и отзывчивой девочкой. Еще тогда зародилось в ней трудолюбие, которое помогло проработать целых 40 лет в одной и той же школе. И еще одно качество, важное для учительской профессии - безграничная любовь к детям.
Отец Скачков Александр Васильевич работал механиком на заводе № 12.Работал бы еще долгое время, но в 1941 году ушел на войну и не вернулся.
Так случилось, что воевал он всего 6 месяцев. По рассказам мамы погиб в декабре 1941 года. Всего четыре письма с фронта успел прислать он домой. Одно из писем удалось сохранить. Два желтых тетрадных листа, чуть надорванных, сложенных треугольником,- это все, что осталось от отца. Удивительно, настоящее письмо с фронта! Оно хранится с 1941 года.
В доме под номером 32 теперь жили три женщины: бабушка, мама Евгения Александровна и маленькая девочка Аля. У нее было трудное военное детство. В семь лет Аля (так ее называли в детстве), поступила учиться в среднюю школу № 46, туда, где работала ее мама. Все десять лет она училась на «хорошо» и «отлично». Любимые предметы в школе- литература и французский язык. И конечно любимые учителя - Нина Леонидовна и Елизавета Александровна. Они постоянно хвалили Алевтину за ее знания, а она в свою очередь гордилась своими учителями и уважала их. А еще девочка была правой рукой для своей мамы.
Мама Скачкова Евгения Александровна работала учителем начальных классов в школе №25 (60), а ныне 46 (10). Ее педагогический стаж составил 37 лет. В 1954 году за доблестный труд была награждена Орденом трудового красного знамени. Юная Алевтина еще тогда твердо решила, что обязательно станет учителем. Таким же чутким и добрым, как ее мама.На переменах и после уроков Аля любила смотреть, как мама проверяет тетради, и умоляла доверить ей тоже проверить хоть одну тетрадочку.
По улице Октябрьской стоял добротный деревянный дом. Оттуда все десять лет Алевтина бегала в школу. А по окончании школы в 1957 решила, что поступать будет в Педагогический институт, на факультет иностранных языков. И поступила! Началась
трудная, но интересная жизнь. Особенно запомнился 5 курс института. В 1964 году студентку Скачкову Алевтину по распределению направили проходить практику в село Большое Микушкино.Этот период жизни запомнился ей на всю жизнь. Работала с детьми разного возраста с 5 по 10 класс. Жили в селе можно сказать в ужасных бытовых условиях. Зимой так заметало все дороги и пути, что добирались до определенного населенного пункта только на санях. Питались плохо, хлеб видели только изредка и то только «гороховый». Продукты питания получали по талонам. Несмотря на все эти сложности, практика была пройдена, и что характерно не возникло ни капли разочарования. Потому, что Алевтина Александровна любила детей и не мыслила свою жизнь без школы.
После практики вернулась в Кинель и начала свою педагогическую деятельность в средней школе №48 ст. Кинель.
Выписка из трудовой книжки:
Скачкова Алевтина Александровна - Князева окончила Педагогический институт в г. Куйбышев, член ВЛКСМ. Принята с 15.08.1964 года учителем французского языка. Приказ № 485 от 11.08.1964 г. Отдела учебных заведений (г. Куйбышев). Приказ № 103 параграф 2 от 15.08.1964 г. по школе. Уволена 01.07.2004 г. Приказ № 17/2 от 01.07.2004 г.
Я учитель - в этом счастье!
Учитель! Сколько надо любви и огня.
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя…
Вот и началась педагогическая деятельность Алевтины Александровны. С чего начать, как правильно действовать, каким должен быть настоящий учитель? Возникал постоянно этот вопрос. Но в памяти сразу, же всплывали слова, которые говорила ей мама. В начальной школе идеальный учитель - это любимый учитель. Это добрый человек, обожающий детскую возню и шум, которому нравится возиться с детьми, и который будет на себе проверять, что нужно каждому ребенку, как дать ему знания. А самое главное-воспитать желание учиться. Ведь именно такие развитые, умеющие добывать информацию и желающие освоить мир дети нужны в средних классах школы. Прежде всего, ты должна любить детей! Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Нелишним было бы, мне кажется, над дверями любой школы повесить плакат: «Вход воспрещен людям злым, мстительным, неуравновешенным и без чувства юмора!». Грубость и крики в школе недопустимы.
Алевтина Александровна работала в школе, точно следуя, советам своей мамы. Огромную помощь в работе получала от учителя французского языка, ветерана Великой Отечественной Войны Волкова Иосифа Вячеславовича. Он прекрасно владел методикой преподавания языка и наполнял душу добром, оптимизмом. От этого появлялось желание работать как можно лучше, быть человеком чести и совести.
В 1964 году Алевтина Александровна стала классным руководителем 5 класса и вела их за руку до 10 класса. Много девчонок и мальчишек было в классе - 47 человек. И сейчас она с гордостью рассказывает о них - этоКурганова Таня, Павлова Надя, Афаневич Коля, Сидорова Ирина, Арсеньев Миша, Адясова Таня и другие ребята.
Всегда улыбчивая, справедливая, она излучала доброту, тепло, поэтому с таким уважением к ней относились ученики, учителя и родители. Дети любили ее за особую доброту, она не терпела детских слез и даже самым непослушным ученикам все прощала. Алевтина Александровна уважала в учениках такие качества,как милосердие, честность и правдивость.
48 школа в те времена была центром воспитательной работы, свет в ней не гас до 22.00 московского времени. Шли факультативы, занятия в клубах по интересам, работали кружки, тогда школа работала шесть дней в неделю.
Почти каждое воскресенье Алевтина Александровна ходила с учениками собирать макулатуру и металлолом. Зимой в 40-ый мороз сопровождала мальчишек на подработку: они разгружали кирпичи и за это получали деньги. На заработанные средства покупали музыкальные инструменты для ансамбля. Летом ездили в совхоз «Комсомолец» на прополку свеклы. Трудолюбивые и ответственные были тогда ребята, особенно вспоминает про Трынка Сергея, Болотина Игоря, Шабанова Славу, Блохина Эдика, Радаева Юру, Суслова Сергея. Эти ребята принимали активное участие в строительстве нового корпуса школы. А еще каждое лето Алевтина Александровна работала воспитателем в пионерском лагере «Железнодорожник». Да, веселые были годы, кажется, только вчера принимали присягу в клубе «Юных дзерджинцев»: Вспоминает Алевтина Александровна и вечер, посвященный В.С. Высоцкому, и литературные гостиные. Родная школа всегда была рада детям, и до сих пор выпускники помнят все вечера и творческие встречи. Были результаты, был успех, было время, когда в школу шли со всех микрорайонов города, стремясь обучаться только в 48. От 2 до 8 медалистов ежегодно, 50% выпускников - это студенты вузов. Благодаря своему трудолюбию Князева А.А. добилась высоких показателей в работе. Именно она заложила прочный фундамент знаний не в одно поколение медалистов среди выпускников школы.
А последний выпуск Князевой А.А. 1994-1995 учебного года особенно запомнился. Самое большое количество медалистов - девять.
В 1972 году Алевтина Александровна вышла замуж, а в 1973 году у них родилась дочь. Дочь Ирина подросла и пошла, учиться среднюю школу №48. Училась Ирина хорошо, была активной, участвовала во всех школьных мероприятиях и так же, как мама мечтала стать учителем. Любимая игра - в школу, ставила всем ученикам оценки и даже вела свой собственный классный журнал, а учениками были куклы. По окончании 10 класса девочка хотела поступать в педагогический институт, но получилась, что поступила в Самарский институт культуры. Училась на факультете библиотечно-библиографическом. По окончании института в 1994 году пришла работать Ирина Анатольевна в свою родную школу библиотекарем и учителем МХК. Вот и встретились мать и дочь - династия учителей продолжается! И уже дочь просит совета у мамы, как стать настоящим учителем. Алевтина Александровна, вспоминая советы своей мамы, помогает и учит дочь.
Мне Алевтина Александровна рассказала одну очень интересную и мудрую притчу об учителе и учениках.
«Притча об учителе и учениках»
Конец 15 века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми.
Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения томата.
Попробовав его на вкус и узнав о его ценности, моряк не мог отказаться от соблазна вырастить этот чудо - овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.
Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал: «Через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть труды своих учеников. Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.
- Где плоды твоего труда? - спросил учитель.
- Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.
- Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать
И у второго ученика не было растения.
- Слишком рано, учитель я посеял семечко, замерзло оно.
- Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, ответил учитель.
И третий ученик оказался нерадивым.
- Прошу прощения, учитель, посеял семя, но забыл прорастить.
- Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.
И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:
- Забыл я учитель посеять семя.
- Запомни: что посеешь, то и пожнешь.
И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он семя, взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.
- Все должно иметь свои корни, - сказал учитель.
Вид шестого ученика был печальным.
- Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.
- Запомни, ничто не может жить без питания.
У седьмого ученика ждало учителя разочарование.
- Пришел сосед, поглядел, и погибло растение, - сказал ученик учителю.
- Береги впредь свое чадо от дурного глаза.
Нечем было хвастаться и восьмому ученику.
- Послушался я, учитель, чужих советов.
- Не слушай тех, кто не знает.
Не мог похвастаться и девятый ученик.
- Учитель, слишком поздно я посеял семя,
- Чтобы было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.
У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.
- Забыл я удобрить землю, учитель.
- Не жди плодов без плодотворной почвы - наставлял учитель.
Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.
- Учитель, я выполнил все твои советы.
- Ты хороший ученик, я горжусь тобой.
Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.
- О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу.
А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.
Старейший учитель школы № 48 - Алевтина Александровна Князева. Всего две записи в ее трудовой книжке: принята на работу и уволена в связи с уходом на пенсию, и множество записей со словами благодарности за добросовестный труд. Она 42 года отдала любимому делу!
Еще много хочется сказать теплых слов об этой приветливой и доброй женщине. Чтобы больше собрать материала я расспросила свою маму - ученицу 48 школы, учителейиродственников Алевтины Александровны и взяла у них интервью.
Курганова Татьяна
Я не могу передать словами, насколько интересны, увлекательны и эмоциональны были уроки этого учителя. И эти уроки мне никогда не забыть. Учительский дар был дан ей от Бога! В каждый урок она вкладывала всю душу, ее чистые и яркие глаза всегда сияли, говоря о том, что она делала это все не для себя, она посвятила свою жизнь и свою деятельность людям.Вот такой человек живет рядом со мной.
Станцев Сергей
Я встретил своего учителя Алевтину Александровну именно тогда, когда мне это было нужнее всего, в один из самых трудных моментов моей жизни. Эта заметка - попытка поблагодарить ее за "спасение утопающих». Вот первое, чисто интуитивное впечатление - при встрече Алевтина Александровна всегда ощущается моложе, чем есть на самом деле. И это правда. Тот, кто работает, ищет, думает, переживает вместе с юными, сам молодеет даже внешне, а уж внутренне, несомненно. В этой работе, в нашем постоянном общении все мы раскрываемся, растем и совершенствуемся, какактеры, и главное, как личности. А это было бы невозможно, если бы такой Личности с большой буквы не была бы сама Алевтина Александровна. Разве можно описать словами всю сложность и одновременно простоту ее уроков, незаметное для нас, но целенаправленное руководство. Если что-то не получается, мы идем другим путем: план работы составлен гибко, и в то же время неизменно приводит к поставленной цели. А цель всегда сформулирована точно, иначе ничего не добьешься. А если мы, не дай Бог, начинаем "халявить", то получаем, что заслужили, ни больше ни меньше. Опять же спокойно и аккуратно, без криков и эмоций. В общем, без шума и пыли... Чтобы так говорить, надо обладать большим запасом терпения и выдержки. Спасибо вам!
Елена Валентиновна Дударева- бывший учитель английского языка МОУ СОШ №11(48)
Высшие учебные заведения дают прекрасную подготовку своим выпускникам по предмету, но где научится молодому специалисту отношениям с коллегами, с учениками. Для меня мастером таких отношений является Алевтина Александровна Князева. Всегда доброжелательная, тактичная. Она могла поддержать в трудную ситуацию, подбодрить и направить «кипучую» энергию в нужное русло. Ее спокойная улыбка и добрые слова остудили не одну горячую голову. Не только ученики, но и мы коллеги доверяли ей свои печали и радости. Казалось, Алевтина Александровна работает в этой школе всю жизнь, она все помнит и всех знает. Когда мы проводили ее на пенсию, методическое объединение учителей иностранных языков словно опустело. Оказывается, мне не хватает ее слов одобрения и поддержки. И сейчас при встречах ждем ее напутствий, делимся своими проблемами. Ведь она все понимает.
Мы любим ее и ценим!
Надежда Викторовна Иванникова - учитель истории МОУ СОШ №11
«Чем дольше живем мы, тем годы короче, тем слаще д друзей голоса».
Что бы ни случилось со мной, что бы ни постучало в мою дверь: радость или беда, я до конца своей жизни, нисколечко не сомневаюсь, просто набираю номер её телефона. Моей подруге не надо объяснять, она меня понимает по интонации, при встречах мы говорим часами, забывая о времени. Иногда кто- то спросит: «Вы не устали?» Нет! Все ее зовут Алевтина Александровна, и только в наших семьях она для нас «Лялечка». Добрая, внимательная, серьезная, ответственная, красивая, ласковая и отзывчивая. Она еще оченьнастойчива и излишне строга к себе. Часто бывает не решительной, но всегда рассудительной. Самое главное - она умеет слушать, я постоянно беру с нее пример - учусь слушать. Ее, считаю не просто коллегой и подругой, она моя названная сестра с 40- летним стажем. За эти годы столько произошло, но мы ни разу не обидели друг друга. Видимо не было повода. И это здорово!
Заключение
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме внутренних качеств учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным во все времена.
В моем исследовании меня интересовал вопрос: «Какой учитель необходим современному школьнику?», «Может ли учитель - робот заменить нашего учителя?». Чтобы узнать, что думают ребята об этом, было проведено анкетирование. В нем участвовали ученики 9-10 классов. Им предложили ответить на вопросы:
1. Какими положительными качествами должен обладать современный учитель?
2. Назовите отрицательные качества учителя, с которыми лучше не работать в школе.
3.Хотели бы вы поменять живого учителя на универсального учителя- робота? Почему?
4.Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?
Проанализировав полученные результаты, сделала следующие выводы.
Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как образованность, способность вести занимательные уроки. Интересно отметить, что в разных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества: «доброта», «отзывчивость» …. Важен и внешний вид, ребята отмечали, что учитель должен быть «красивым», «улыбчивым» и «современным». Не должен быть злым и кричать на уроке. Конечно, я совершенно согласнас этим лишь добавила бы: любовь к детям, тактичность и гуманность.
Все школьники настаивают, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем идет процесс обучения.
И не менее важно ученикам, чтобы их воспринимали как личность с нашими достоинствами и недостатками. Ведь особое влияние на развитие детей оказывают окружающие их люди, среди которых не последнее место занимает учитель.
Использованная литература.
1.Соловейчик С., «Каким, должен быть учитель» статья в «Учительской газете».
2.Левин В.А. «Лесенка» хрестоматия из 20 книг.
3.Статьи в газете «Кинельская жизнь», журнал «Воспитание школьников».
Приложение
Приложение 1. Маленькой Алевтине 9 месяцев (июль 1941 г.)
Приложение 2. Алевтина с родственниками
Приложение 3. Студентка 5 курса Скачкова Алевтина
Приложение 4. В пионерском лагере
Приложение 5 Мама Скачкова Е.А.- учитель начальных классов
Приложение 6.Работа учителя
Приложение 7. 1977 год
Приложение 8. Выпуск 1995 года (9 медалистов), Кл, руководитель Князева А.А.