Исследовательский проект. Судьба человека

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект.


Судьба человека


Исследовательский проект. Судьба человека

Выполнили:

Бычкова Анастасия

Булгаков Иван

ученики 6 «Б» класса

ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля

Самарской области

Научный руководитель:

Локосова Светлана Валерьевна

учитель технологии г. Кинель ул. Ульяновская 27 Тел. 8 (846 63) 6-41-45


Кинель

Оглавление

1.Введение----------------------------------------------стр.3

2. Судьба человека------------------------------------стр.4

3. Я учитель - и в этом счастье-------------------- стр.6

4. Притча об учителе и учениках------------------ стр.8

5. Заключение------------------------------------------стр.12

6. Список использованной литературы-----------стр.13

7. Приложение----------------------------------------- стр. 14






Введение

Не секрет, что со сменой эпох, с течением времени изменяются государство и общество, меняются и требования государства и общества к гражданам, но непреходящими остаются качества, которые должны воспитать в подрастающем поколении любовь…

Сегодня в эпоху высоких технологий, активного использования «искусственного интеллекта так ли нужен живой учитель? Ведь робототехника сегодня используется во многих сферах: в медицине, в машиностроении и т.д. Сейчас родители дарят своим детям не живых собачек, а собачек - роботов. Так почему и учителей не поменять на «учителей - роботов»? Образованный, эрудированный, прогрессивный, улыбчивый, всегда красиво одет - таким учитель робот будет встречать своих учеников каждое занятие. Заманчиво. Но, позвольте. А где же у этого чудо учителя душа? Где личность? Ведь именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личность с их достоинствами и недостатками. Поскольку особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых далеко не последнее место занимает учитель, именно поэтому робот, сколь идеальным он бы не был, нет души. И с его искусственным интеллектом он никогда не сможет занять место живого человека.

А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Это высказывание как никогда точно определяет суть современного педагога. Уже в наше время, а тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научится учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. О старейшем учителе, который справился на «отлично» с этой задачей говорится в моей исследовательской работе.

Цель работы: Познакомить с замечательным учителем Князевой А.А.

Проблема: Каким должен быть настоящий учитель?

Задача проекта: Найти людей, знающих и работавших с Князевой А.А., ее родных, бывших учеников и педагогов и побеседовать с ним. Рассказать о судьбе учителя Князевой А.А. своим одноклассникам.

Судьба человека

Каждому из нас нужен учитель. В наше время в школе нужны инициативные, грамотные и знающие свое дело учителя. Всегда хочется находиться рядом с человеком излучающим нежность, заботу, доброту, любовь и радость. Сегодня хотелось бы заглянуть в прошлое и познакомить вас со старейшим учителем Князевой Алевтиной Александровной.

Родилась Алевтина Александровна 11 сентября 1940 года в поселке Кинель Самарской области в простой рабочей семье. С детских лет была приучена к труду, помогала маме по хозяйству. Росла доброй и отзывчивой девочкой. Еще тогда зародилось в ней трудолюбие, которое помогло проработать целых 40 лет в одной и той же школе. И еще одно качество, важное для учительской профессии - безграничная любовь к детям.

Отец Скачков Александр Васильевич работал механиком на заводе № 12.Работал бы еще долгое время, но в 1941 году ушел на войну и не вернулся.

Так случилось, что воевал он всего 6 месяцев. По рассказам мамы погиб в декабре 1941 года. Всего четыре письма с фронта успел прислать он домой. Одно из писем удалось сохранить. Два желтых тетрадных листа, чуть надорванных, сложенных треугольником,- это все, что осталось от отца. Удивительно, настоящее письмо с фронта! Оно хранится с 1941 года.

В доме под номером 32 теперь жили три женщины: бабушка, мама Евгения Александровна и маленькая девочка Аля. У нее было трудное военное детство. В семь лет Аля (так ее называли в детстве), поступила учиться в среднюю школу № 46, туда, где работала ее мама. Все десять лет она училась на «хорошо» и «отлично». Любимые предметы в школе- литература и французский язык. И конечно любимые учителя - Нина Леонидовна и Елизавета Александровна. Они постоянно хвалили Алевтину за ее знания, а она в свою очередь гордилась своими учителями и уважала их. А еще девочка была правой рукой для своей мамы.

Мама Скачкова Евгения Александровна работала учителем начальных классов в школе №25 (60), а ныне 46 (10). Ее педагогический стаж составил 37 лет. В 1954 году за доблестный труд была награждена Орденом трудового красного знамени. Юная Алевтина еще тогда твердо решила, что обязательно станет учителем. Таким же чутким и добрым, как ее мама.На переменах и после уроков Аля любила смотреть, как мама проверяет тетради, и умоляла доверить ей тоже проверить хоть одну тетрадочку.

По улице Октябрьской стоял добротный деревянный дом. Оттуда все десять лет Алевтина бегала в школу. А по окончании школы в 1957 решила, что поступать будет в Педагогический институт, на факультет иностранных языков. И поступила! Началась

трудная, но интересная жизнь. Особенно запомнился 5 курс института. В 1964 году студентку Скачкову Алевтину по распределению направили проходить практику в село Большое Микушкино.Этот период жизни запомнился ей на всю жизнь. Работала с детьми разного возраста с 5 по 10 класс. Жили в селе можно сказать в ужасных бытовых условиях. Зимой так заметало все дороги и пути, что добирались до определенного населенного пункта только на санях. Питались плохо, хлеб видели только изредка и то только «гороховый». Продукты питания получали по талонам. Несмотря на все эти сложности, практика была пройдена, и что характерно не возникло ни капли разочарования. Потому, что Алевтина Александровна любила детей и не мыслила свою жизнь без школы.

После практики вернулась в Кинель и начала свою педагогическую деятельность в средней школе №48 ст. Кинель.

Выписка из трудовой книжки:

Скачкова Алевтина Александровна - Князева окончила Педагогический институт в г. Куйбышев, член ВЛКСМ. Принята с 15.08.1964 года учителем французского языка. Приказ № 485 от 11.08.1964 г. Отдела учебных заведений (г. Куйбышев). Приказ № 103 параграф 2 от 15.08.1964 г. по школе. Уволена 01.07.2004 г. Приказ № 17/2 от 01.07.2004 г.

Я учитель - в этом счастье!

Учитель! Сколько надо любви и огня.

Чтобы слушали, чтобы верили,

Чтобы помнили люди тебя…

Вот и началась педагогическая деятельность Алевтины Александровны. С чего начать, как правильно действовать, каким должен быть настоящий учитель? Возникал постоянно этот вопрос. Но в памяти сразу, же всплывали слова, которые говорила ей мама. В начальной школе идеальный учитель - это любимый учитель. Это добрый человек, обожающий детскую возню и шум, которому нравится возиться с детьми, и который будет на себе проверять, что нужно каждому ребенку, как дать ему знания. А самое главное-воспитать желание учиться. Ведь именно такие развитые, умеющие добывать информацию и желающие освоить мир дети нужны в средних классах школы. Прежде всего, ты должна любить детей! Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Нелишним было бы, мне кажется, над дверями любой школы повесить плакат: «Вход воспрещен людям злым, мстительным, неуравновешенным и без чувства юмора!». Грубость и крики в школе недопустимы.

Алевтина Александровна работала в школе, точно следуя, советам своей мамы. Огромную помощь в работе получала от учителя французского языка, ветерана Великой Отечественной Войны Волкова Иосифа Вячеславовича. Он прекрасно владел методикой преподавания языка и наполнял душу добром, оптимизмом. От этого появлялось желание работать как можно лучше, быть человеком чести и совести.

В 1964 году Алевтина Александровна стала классным руководителем 5 класса и вела их за руку до 10 класса. Много девчонок и мальчишек было в классе - 47 человек. И сейчас она с гордостью рассказывает о них - этоКурганова Таня, Павлова Надя, Афаневич Коля, Сидорова Ирина, Арсеньев Миша, Адясова Таня и другие ребята.

Всегда улыбчивая, справедливая, она излучала доброту, тепло, поэтому с таким уважением к ней относились ученики, учителя и родители. Дети любили ее за особую доброту, она не терпела детских слез и даже самым непослушным ученикам все прощала. Алевтина Александровна уважала в учениках такие качества,как милосердие, честность и правдивость.

48 школа в те времена была центром воспитательной работы, свет в ней не гас до 22.00 московского времени. Шли факультативы, занятия в клубах по интересам, работали кружки, тогда школа работала шесть дней в неделю.

Почти каждое воскресенье Алевтина Александровна ходила с учениками собирать макулатуру и металлолом. Зимой в 40-ый мороз сопровождала мальчишек на подработку: они разгружали кирпичи и за это получали деньги. На заработанные средства покупали музыкальные инструменты для ансамбля. Летом ездили в совхоз «Комсомолец» на прополку свеклы. Трудолюбивые и ответственные были тогда ребята, особенно вспоминает про Трынка Сергея, Болотина Игоря, Шабанова Славу, Блохина Эдика, Радаева Юру, Суслова Сергея. Эти ребята принимали активное участие в строительстве нового корпуса школы. А еще каждое лето Алевтина Александровна работала воспитателем в пионерском лагере «Железнодорожник». Да, веселые были годы, кажется, только вчера принимали присягу в клубе «Юных дзерджинцев»: Вспоминает Алевтина Александровна и вечер, посвященный В.С. Высоцкому, и литературные гостиные. Родная школа всегда была рада детям, и до сих пор выпускники помнят все вечера и творческие встречи. Были результаты, был успех, было время, когда в школу шли со всех микрорайонов города, стремясь обучаться только в 48. От 2 до 8 медалистов ежегодно, 50% выпускников - это студенты вузов. Благодаря своему трудолюбию Князева А.А. добилась высоких показателей в работе. Именно она заложила прочный фундамент знаний не в одно поколение медалистов среди выпускников школы.

А последний выпуск Князевой А.А. 1994-1995 учебного года особенно запомнился. Самое большое количество медалистов - девять.

В 1972 году Алевтина Александровна вышла замуж, а в 1973 году у них родилась дочь. Дочь Ирина подросла и пошла, учиться среднюю школу №48. Училась Ирина хорошо, была активной, участвовала во всех школьных мероприятиях и так же, как мама мечтала стать учителем. Любимая игра - в школу, ставила всем ученикам оценки и даже вела свой собственный классный журнал, а учениками были куклы. По окончании 10 класса девочка хотела поступать в педагогический институт, но получилась, что поступила в Самарский институт культуры. Училась на факультете библиотечно-библиографическом. По окончании института в 1994 году пришла работать Ирина Анатольевна в свою родную школу библиотекарем и учителем МХК. Вот и встретились мать и дочь - династия учителей продолжается! И уже дочь просит совета у мамы, как стать настоящим учителем. Алевтина Александровна, вспоминая советы своей мамы, помогает и учит дочь.

Мне Алевтина Александровна рассказала одну очень интересную и мудрую притчу об учителе и учениках.

«Притча об учителе и учениках»

Конец 15 века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми.

Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения томата.

Попробовав его на вкус и узнав о его ценности, моряк не мог отказаться от соблазна вырастить этот чудо - овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.

Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал: «Через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть труды своих учеников. Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.

- Где плоды твоего труда? - спросил учитель.

- Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.

- Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать

И у второго ученика не было растения.

- Слишком рано, учитель я посеял семечко, замерзло оно.

- Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, ответил учитель.

И третий ученик оказался нерадивым.

- Прошу прощения, учитель, посеял семя, но забыл прорастить.

- Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.

И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:

- Забыл я учитель посеять семя.

- Запомни: что посеешь, то и пожнешь.

И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он семя, взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.

- Все должно иметь свои корни, - сказал учитель.

Вид шестого ученика был печальным.

- Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.

- Запомни, ничто не может жить без питания.

У седьмого ученика ждало учителя разочарование.

- Пришел сосед, поглядел, и погибло растение, - сказал ученик учителю.

- Береги впредь свое чадо от дурного глаза.

Нечем было хвастаться и восьмому ученику.

- Послушался я, учитель, чужих советов.

- Не слушай тех, кто не знает.

Не мог похвастаться и девятый ученик.

- Учитель, слишком поздно я посеял семя,

- Чтобы было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.

У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.

- Забыл я удобрить землю, учитель.

- Не жди плодов без плодотворной почвы - наставлял учитель.

Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.

- Учитель, я выполнил все твои советы.

- Ты хороший ученик, я горжусь тобой.

Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.

- О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу.

А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Старейший учитель школы № 48 - Алевтина Александровна Князева. Всего две записи в ее трудовой книжке: принята на работу и уволена в связи с уходом на пенсию, и множество записей со словами благодарности за добросовестный труд. Она 42 года отдала любимому делу!

Еще много хочется сказать теплых слов об этой приветливой и доброй женщине. Чтобы больше собрать материала я расспросила свою маму - ученицу 48 школы, учителейиродственников Алевтины Александровны и взяла у них интервью.

Курганова Татьяна

Я не могу передать словами, насколько интересны, увлекательны и эмоциональны были уроки этого учителя. И эти уроки мне никогда не забыть. Учительский дар был дан ей от Бога! В каждый урок она вкладывала всю душу, ее чистые и яркие глаза всегда сияли, говоря о том, что она делала это все не для себя, она посвятила свою жизнь и свою деятельность людям.Вот такой человек живет рядом со мной.

Станцев Сергей

Я встретил своего учителя Алевтину Александровну именно тогда, когда мне это было нужнее всего, в один из самых трудных моментов моей жизни. Эта заметка - попытка поблагодарить ее за "спасение утопающих». Вот первое, чисто интуитивное впечатление - при встрече Алевтина Александровна всегда ощущается моложе, чем есть на самом деле. И это правда. Тот, кто работает, ищет, думает, переживает вместе с юными, сам молодеет даже внешне, а уж внутренне, несомненно. В этой работе, в нашем постоянном общении все мы раскрываемся, растем и совершенствуемся, какактеры, и главное, как личности. А это было бы невозможно, если бы такой Личности с большой буквы не была бы сама Алевтина Александровна. Разве можно описать словами всю сложность и одновременно простоту ее уроков, незаметное для нас, но целенаправленное руководство. Если что-то не получается, мы идем другим путем: план работы составлен гибко, и в то же время неизменно приводит к поставленной цели. А цель всегда сформулирована точно, иначе ничего не добьешься. А если мы, не дай Бог, начинаем "халявить", то получаем, что заслужили, ни больше ни меньше. Опять же спокойно и аккуратно, без криков и эмоций. В общем, без шума и пыли... Чтобы так говорить, надо обладать большим запасом терпения и выдержки. Спасибо вам!

Елена Валентиновна Дударева- бывший учитель английского языка МОУ СОШ №11(48)

Высшие учебные заведения дают прекрасную подготовку своим выпускникам по предмету, но где научится молодому специалисту отношениям с коллегами, с учениками. Для меня мастером таких отношений является Алевтина Александровна Князева. Всегда доброжелательная, тактичная. Она могла поддержать в трудную ситуацию, подбодрить и направить «кипучую» энергию в нужное русло. Ее спокойная улыбка и добрые слова остудили не одну горячую голову. Не только ученики, но и мы коллеги доверяли ей свои печали и радости. Казалось, Алевтина Александровна работает в этой школе всю жизнь, она все помнит и всех знает. Когда мы проводили ее на пенсию, методическое объединение учителей иностранных языков словно опустело. Оказывается, мне не хватает ее слов одобрения и поддержки. И сейчас при встречах ждем ее напутствий, делимся своими проблемами. Ведь она все понимает.

Мы любим ее и ценим!

Надежда Викторовна Иванникова - учитель истории МОУ СОШ №11

«Чем дольше живем мы, тем годы короче, тем слаще д друзей голоса».

Что бы ни случилось со мной, что бы ни постучало в мою дверь: радость или беда, я до конца своей жизни, нисколечко не сомневаюсь, просто набираю номер её телефона. Моей подруге не надо объяснять, она меня понимает по интонации, при встречах мы говорим часами, забывая о времени. Иногда кто- то спросит: «Вы не устали?» Нет! Все ее зовут Алевтина Александровна, и только в наших семьях она для нас «Лялечка». Добрая, внимательная, серьезная, ответственная, красивая, ласковая и отзывчивая. Она еще оченьнастойчива и излишне строга к себе. Часто бывает не решительной, но всегда рассудительной. Самое главное - она умеет слушать, я постоянно беру с нее пример - учусь слушать. Ее, считаю не просто коллегой и подругой, она моя названная сестра с 40- летним стажем. За эти годы столько произошло, но мы ни разу не обидели друг друга. Видимо не было повода. И это здорово!

Заключение

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме внутренних качеств учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным во все времена.

В моем исследовании меня интересовал вопрос: «Какой учитель необходим современному школьнику?», «Может ли учитель - робот заменить нашего учителя?». Чтобы узнать, что думают ребята об этом, было проведено анкетирование. В нем участвовали ученики 9-10 классов. Им предложили ответить на вопросы:

1. Какими положительными качествами должен обладать современный учитель?

2. Назовите отрицательные качества учителя, с которыми лучше не работать в школе.

3.Хотели бы вы поменять живого учителя на универсального учителя- робота? Почему?

4.Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?

Проанализировав полученные результаты, сделала следующие выводы.

Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как образованность, способность вести занимательные уроки. Интересно отметить, что в разных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества: «доброта», «отзывчивость» …. Важен и внешний вид, ребята отмечали, что учитель должен быть «красивым», «улыбчивым» и «современным». Не должен быть злым и кричать на уроке. Конечно, я совершенно согласнас этим лишь добавила бы: любовь к детям, тактичность и гуманность.

Все школьники настаивают, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем идет процесс обучения.

И не менее важно ученикам, чтобы их воспринимали как личность с нашими достоинствами и недостатками. Ведь особое влияние на развитие детей оказывают окружающие их люди, среди которых не последнее место занимает учитель.

Использованная литература.



1.Соловейчик С., «Каким, должен быть учитель» статья в «Учительской газете».

2.Левин В.А. «Лесенка» хрестоматия из 20 книг.

3.Статьи в газете «Кинельская жизнь», журнал «Воспитание школьников».




Приложение

Приложение 1. Маленькой Алевтине 9 месяцев (июль 1941 г.)

Исследовательский проект. Судьба человека



Приложение 2. Алевтина с родственниками

Исследовательский проект. Судьба человека

Исследовательский проект. Судьба человека


Приложение 3. Студентка 5 курса Скачкова Алевтина

Исследовательский проект. Судьба человека



Приложение 4. В пионерском лагере

Исследовательский проект. Судьба человека

Приложение 5 Мама Скачкова Е.А.- учитель начальных классов

Исследовательский проект. Судьба человека


Приложение 6.Работа учителя

Исследовательский проект. Судьба человека

Исследовательский проект. Судьба человека

Приложение 7. 1977 год

Исследовательский проект. Судьба человека

Приложение 8. Выпуск 1995 года (9 медалистов), Кл, руководитель Князева А.А.

Исследовательский проект. Судьба человека

Исследовательский проект. Судьба человека


© 2010-2022