Классный час Наши права и обязанности

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Права и обязанности»

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности»; показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Дополнительный материал: Права и обязанности детей

20 ноября- Всемирный день прав ребёнка

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

1. Дети- все человеческие существа до 18 лет ( ст. 1 )

2. Право на жизнь 7. Право на отдых и досуг

3. Право на имя при рождении 8. Право на свободное перемещение

4. Право на медицинскую помощь 9. Право иметь имущество

5. Право на образование 10. Право на заботу и воспитание родителями

6. Право свободно выражать свои взгляды

11. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства( ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

12. Право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Ход классного часа

1. Игра «Имена»

Кл. рук.: Ребята, сегодняшний классный час мы посвятим вашим правам и обязанностям. 20 ноября во всех странах считается Всемирным днём прав ребёнка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребёнка» .

Но сначала мы поиграем с вами в игру «ИМЕНА». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться с места, назвать своё имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой-Татьяна-терпимая.( Ответы по цепочке.)

2.Беседа «Право на имя»

Кл. рук. : Ребята, а имеете ли вы право на имя? Как вы считаете?

Кл. рук.: А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Д.: Наши имена и фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Кл. рук.: Да, это первый ваш документ. А что ещё там записано , кто знает?(имена родителей.)

Правильно, а ещё там записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие ещё есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

( В Конституции, законах, указах и т. п.), ( Разработали Президент, депутаты и т. п. )

3. Мини- лекция «Конвенция о твоих правах»

(Рассказ учителя +презентация прав по Конвенции «О правах ребёнка»)

Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право- право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые , сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребёнка».

Конвенция- это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей, в том числе и Россия.

С 15 сентября 1990 года Конвенция ООН вступила в силу в нашей стране. В соответствии с этим международным документом, Россия приняла на себя многочисленные обязанности по обеспечению прав ребёнка.

Какие же права есть у всех детей мира?

( Слайды )

4.Ролевая игра «Юридическая консультация»

Кл. рук.: Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация- это совет, разъяснение, а юристы- это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе , что вы юристы, вы хорошо знаете права детей ( доска)!

И к вам по почте приходят письма, в которых за советом к вам обращаются литературные герои. Прослушав письма, подумайте, какие права ребёнка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребёнка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребёнка»…»

1 письмо-Маугли:

Так случилось, что я жил долго в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?( Да, т. к. вы ребёнок , не достигший 18 лет.)

Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

* Конечно, согласно Конвенции… никто не имеет права унижать человеческое достоинство;

*Никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию или оскорблениям.

*Вы имеете право на свободу перемещения.

*Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Кл. рук. : Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребёнок, даже в чём-то неполноценный , должен жить в условиях, не унижающих его достоинства.

А теперь пришла очередь проконсультировать следующего литературного героя, Гарри Потера.

2 письмо- Гарри Потер:

Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма , адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

*Каждый ребёнок должен иметь право на личную жизнь, на тайну переписки.

*каждый ребёнок имеет право на уважение его достоинства.

3 письмо- Золушка:

Мачеха с утра до ночи заставляет меня трудиться, мне запрещено участвовать в играх и забавах моих сестёр. Имеет ли моя мачеха на это право?

*Нет. Она нарушает право Золушки на досуг и отдых, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих её возрасту.

Кл. рук. : Как вы думаете , ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

*Не все знают права детей.

*Не считают детей полноценными людьми.

*Не уважают ( презирают) детей, считают, их глупыми.

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Кл. рук.: Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей- обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев.

Сценка№1

Мама: Немедленно сделай музыку потише. Я очень устала и у меня болит голова.

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Учит.: Пожалуйста, помогите ребёнку разобраться, кто здесь не прав.

*Сын нарушает право домочадцев на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка№2

Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!

Учит.: Объясните, пожалуйста, Оле, в чём она не права.

*Кроме прав у Оли есть ещё и обязанности-дежурного( как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.

Сценка№3

Учитель: Иванов, та опять разрисовал парту ! Ведь дети её только что помыли!

Иванов :А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом- рисованием!

Учит.: Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

*А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка№4

Учитель: Можаев, почему ты бегаешь по классу во время урока?

Можаев: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учит.: Правильно ли рассуждает Артём?

*Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Можаев не уважает права других людей.

Сценка№5

Мама: Доченька, а почему та мусорное ведро не вынесла, за хлебом не сходила?

Дочь: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

Учит.: Вот такой борец за права ребёнка! Может быть он прав?

*Нет, дочь не права, потому что хлеб она должна купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд , помощь по хозяйству.

*Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Дочь должна уважать её право и помогать ей.

Сценка№6

Наташа: Оля, ты пойдёшь на физкультуру?

Оля: Нет, я освобождена.

Оля (рисует): Ой, ластика нет. У кого же взять? У Наташи возьму.( роется в портфеле , берёт пенал, достает дневник, читает его).

Входит Наташа: Ты зачем взяла мой портфель? Кто тебе разрешал?

Оля: А что тут такого? Я же ничего не забрала! И что почитать нельзя?

Наташа: Отдай сюда! ( забирает портфель).

Учит.: Ребята, проясним эту ситуацию.

Какой документ очень хорошо знают знают наши герои?

*Конвенцию «О правах ребёнка».

Учит.: А чего совершенно не знают?

*Они не знают, как уважать права других людей.

Учит.: Как же примирить свои права с правами других людей?

*Если будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

*Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Итог классного часа: Ребята, понравилось ли вам сегодня выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права и обязанности? Какие права ребёнка из Конвенции ООН вам наиболее запомнились? О каких вы услышали только сегодня?

Завершу сегодняшний кл. час словами др. мудреца Ювенала: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция «О правах ребёнка».





© 2010-2022