Библиотечный урокдля 9 класса Сила слова

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Табагинская средняя общеобразовательная школа»

городского округа «город Якутск»













Библиотечный урокдля 9 класса Сила слова



Библиотечный урок для 7-9 классов.









Зав. библиотекой: Битаева А.И.















Якутск 2012 г.

Тема урока: Сила слова.

Цели урока:

  • Расширить знания обучающихся о слове и словарях, совершенствовать навыки работы со словарями.

  • Вызвать желание обращаться со словом уважительно и беречь речь как часть нашей культуры.

Оборудование: высказывания о слове и речи, выставка рисунков «Наша речь».

Ход урока:

I. В истории русского народа есть пословица «Встречают по одежке - провожают по уму». Она указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.

Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан. «Слово - дело великое, - писал Лев Николаевич Толстой - Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

На прошлом уроке мы с вами говорили о слове, о том, какой дар дан человечеству, и как человек загрязняет свою речь и какие последствия у сквернословия. Сегодня мы продолжим разговор о слове.

Существует вот какая притча. В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясня­ются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, , ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Какой должна быть речь человека, чтобы к нему тянулись люди?

Расскажите о разных эпизодах из своей жизни, когда от чьих-то добрых слов у вас исчезло плохое настроение, или, наоборот, чьи-то злые слова портили ваше хорошее настроение.

(ответы детей)

II. Значение и сила слова.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

(Вадим Шефнер.)

Общение наше главным образом происходит через слово, и не безразличен образ этого общения. Слово являет величайшую силу в мире. И в нас через слово является скрытое, сокровенное делается явным. С какой осторожностью надо употреблять слово. Как важно, чтобы наше слово имело атмосферу добра. Общением через слово мы ищем для себя блага, хотим иметь его в себе. Слово, имеющее в своем происхождении благо, осветляет нам нашу жизнь. Слово должно сближать нас, вносить единение, а не разложение и разделение.

Расточая слова без всякого внимания к ним, мы и не думаем, что слова эти, могут нести разделение и разложение в семье, в обществе, в мире. Собравшись, в беседе мы обыкновенно начинаем с суждения о чем-либо и быстро переходим в осуждение, не считая даже это за грех. Осуждение - язва, разлагающая нашу жизнь. Осуждение разделяет нас, отталкивает друг от друга, а с разделением происходит разложение того хорошего, что в нас есть. Слово должно творить нашу жизнь, собирать добро, сближать нас, вносить единение, а не разделение, разложение и смерть.

Зло боится доброго слова и высмеивает его. Слово есть и в молчании: это внутреннее слово. Слово, даже несказанное, имеет силу. Доброе слово имеет творческое начало.

Как зерно в притче о сеятеле, так и доброе слово, упав на добрую землю, даст плод -иной в тридцать, иной в шестьдесят и иной в сто крат.

III. « Задание я со словарем».

В русском языке великое множество слов. Но сколько их точно? На этот вопрос не может ответить ни один специалист, ни одна статистика. Богатая и разнообразная лексика русского языка собрана в различных словарях.

Словари - это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке. Анатоль Франс [2] писал: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке».

Современный культурный человек обладает в среднем словарным запасом из 3-6 тыс. слов. Словарный запас человека, а также какого-либо языка, называется лексиконом. А для того чтобы пополнять лексикон, привыкайте пользоваться словарями.

Задание покажет ваше умение работать со словарями и использовать свой словарный запас. А начнем мы с таких вопросов:

  1. Из какого словаря мы узнаем о значении и употреблении слов? (Из толкового.)

  2. Назовите известных составителей толковых словарей. (В. И.Даль, С. И Ожегов, 3. Н. Ушаков.)

  3. В каком словаре мы можем узнать о происхождении слова? (В этимологическом.)

Дайте свое определение следующим словам:

  1. Коверкать. (Портить, уродовать; мерзши», искаженно излагать, произносить.)

  2. Обмануть. (Ввести в заблуждение, говорить неправду; поступить недобросовестно по отношению к кому-нибудь; нарушить обещание; не оправдать чьих-нибудь ожиданий, предположений; недодать при расчете или обвешать (разг.); нарушить супружескую вер­ность.)

  3. Обрызгать. (Обдать брызгами.)

  4. Строить. (Возводить, создавать какое-нибудь сооружение, здание, а также конструкцию, машину; созидать, создавать, организовывать; мысленно создавать;

организовывать, основываясь на чем-нибудь; выражать, формулировать; вычерчивать на основании заданных размеров (спец.); делать что-нибудь; представлять, изображать себя или кого-нибудь кем-нибудь (разг. не одобр.).) А теперь с помощью словарей найдите значение слов:

1. Остолопоп (От «столп», «столб». Сродни «полено», «дубина», «чурбан» и другим в качестве ругательства.)

  1. Фискал. (Доносчик; первоначальное «фискал», «обер-фис-кал» - название должностного лица, надзиратель, адвокат. Уничижительное значение сродни «ябеда».)

  2. Ябеда. (Ябедник, ябедничать, древне русское «ябедник», «ябетник» - должностное лицо, судья. Согласный «д» в русском слове может быть объяснен влиянием слова «беда».)

  3. Хулиган. (Из англ. hooligan, которое производят от ирландской фамилии Houlihan.)

  4. Шаромыга. (Мошенник, бродяга, дармоед. Объясняют из французского cher ami -«дорогой друг» - обращение солдат наполеоновской армии к русским.)

  5. Шалопай. (В этом слове усматривали связь с французским chenapan - «негодяй, хулиган», или сближали с «холо-пай» - слуга, служанка.)

(ответы ребят)

«Мне больно, мальчики».

Помню: с дерева в бору

Я упал однажды, летом.

Было больно, но к утру

Я забыл уже об этом.

Помню: руку в мастерской

Я пилой поранил в школе.

Но склонившись над доской,

Через час забыл об боли.

Помню: с братом как - то раз

Лбами мы в игре столкнулись. Искры брызнули из глаз.

Боль прошла. Мы улыбнулись.

Но обидным словом друг

Рану мне нанес когда-то.

Стало очень больно вдруг.

Больно и сейчас, ребята.

(Алим Кешоков.)

IV. Сила слова - чего не стоит говорить?

Жизнь свидетельствует о том, что «сквернословие всегда становится началом пути к еще большему злу. Это зло - курение, алкоголь, наркотики, которые ведут к разрушению человеческой личности.

Вы когда-нибудь замечали за собой, какие именно фразы вы повторяете в течении дня чаще всего? Например, "блин" или "ни фига себе" или благой мат...

Почему нас это интересует? Все очень просто. Существует один из основополагающих принципов творения людьми вселенной. Этот принцип напрямую связан с тем, что мы говорим. Озвучить его можно следующим образом - мысль, слово, действие. Две крайние составляющие процесса творения целиком зависят от силы, качества и количества повторений средней, т.е. СЛОВА. В зависимости от того, какие слова и с какой интонацией вы произносите (а при этом важно и то, что вы думаете) - такие и действия будут следствием вашим высказываниям.

Теперь не удивительно откуда столько грязи и мусора на улицах нашего города, как и в наших словах и мыслях, сколько насилия и злости в наших поступках, как и в наших словесных выражениях, и сколько безнадежности и обмана в отношениях друг с другом, как и в наших надеждах и мечтах, которые мы все реже вспоминаем.

Уделите минутку процессу творения своих мыслей, слов, действий и своего мира. И за эту минутку постарайтесь подумать, сказать, сделать нечто существенно качественное и сильное, красивое и теплое. И за это единственную минуту наш мир, который создают каждый день миллиарды сознаний, сможет вырулить в новое русло, более чистое и целенаправленное.

Всего лишь скажите, доброе утро или здравствуйте вместо привычного ничего не значащего американизма хай. Или вместо негативно настроенной против вас фразы ни фига себе! скажите вот это ДА!

Оттенок каждой фразы заметен лишь когда понимаешь значения слов. Хотя понимание значения слов это целое искусство, но каждый вправе им овладеть, прилагая каждый раз немножко больше внимания и настойчивости в выборе слов.

Теперь, когда вы знаете, что все зависит от вас и вашего умения чисто и по существу говорить, стоит задуматься, а стоит ли произносить:

  • слова из категории "нецензурная лексика";

  • проклятия и оскорбительные ругательства;

  • лживые и искаженные по смыслу слова;

  • фразы с отрицательной установкой;

  • разрушительные слова (особенно подкрепленные негативными эмоциями);

  • и прочие ... деструктивные выражения, словосочетания и подобия слов.

Подумайте внимательно, а затем скажите свое слово. И да ляжет на него ответственность ваших действий.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,

-Как знамена в чехле, их в душе берегу.

(Вадим Шефнер.)

Итог урока:

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Была ли на уроке интересная информация, о которой вы не знали раньше?

Как человек может помочь другому человеку словом?

Домашнее задание: записать свое мнение Как вы понимаете слова употребленные поэтом Вадимом Шефнером: Слава, Родина, Свобода, Честь.




Список использованной литературы:


1. Богдевич А. Власть над речью - путь к здоровому будущему. - Режим доступа:
http// zakonpravo/narod.ru/2005/n4 20/tema4 20/ htm

  1. Лопатина А,, Скребцова М. Вершина мудрости: 50 уроков о смысле жизни (Для занятий с детьми среднего и старшего возраста)/ А.Лапина, М.Скребцова - М.: «Армита-Русь», 2006. - 214 с: ил. - (Серия «Образование и творчество»).

  2. Cергий (Королев) Пражский. Значение и сила слова - Режим доступа: dorogadomoj.com/dr18slo.html

  3. Сила слова - чего не стоит говорить? - Режим доступа: agrafena.name/esse/269/html

  4. Пакина М.В. Удивительный дар - слово.//Читаем, учимся, играем - 2007. - №9. - С. 68 -72.



© 2010-2022