Урок нравственности Важнейшие человеческие качества и ценности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Важнейшие человеческие качества и ценности

Цель: Формирование знаний у воспитанников о важнейших человеческих качествах, являющимися общечеловеческими ценностями.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями «отрицательные» и «положительные» качества личности;

  2. Способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей детей, принятию личностью нравственно - ценных идей;

  3. Вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности.

Форма проведения: урок нравственности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, доска, карточки, карандаши, листы бумаги.

Ход мероприятия

Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим о человеческих качествах и ценностях.

На нашей планете живет много людей и все мы разные. Понять насколько мы все разные поможет игра «А я считаю так…»

  • весна лучше осени;

  • самый важный школьный предмет - математика;

  • «играть» на компьютере веселее, чем смотреть телевизор;

  • самое прекрасное домашнее животное - кошка;

  • самая классная музыка - рэп;

  • заниматься рыбалкой - старомодно;

  • изучать иностранный язык легче, чем физику.

Люди отличаются по росту, по цвету волос, глаз, цвету кожи. Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Какие внутренние качества людей вы знаете?

Внутренние качества людей тоже бывают разные, но условно их можно разделить на две группы: одни качества помогают нам общаться с людьми, помогают в учебе и работе - это положительные качества, а другие - наоборот, мешают - это отрицательные качества.

Мы должны уметь отличать положительные качества от отрицательных качеств.

Задание: Вам дан перечень человеческих качеств, распределите их и запишите положительные - в левую колонку, а отрицательные - в правую. (Забота, честность, капризность, аккуратность, доброта, лживость, ответственность, ум, решительность, лень, активность, жадность, уравновешенность, взаимовыручка, организованность, правдивость, доброжелательность, злость, отзывчивость, трусость, равнодушие, справедливость, зависть, упрямство, терпение, дружелюбие, обидчивость, любознательность, злопамятность, вежливость).

Педагог: Слова в колонке «положительные качества» характеризуют понятие «человеческие ценности». А человек, обладающий такими ценностями, является толерантной личностью.

Ребята, посмотрите на эти два списка, и мысленно отметьте, какие из этих качеств у вас есть.

У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться развивать в себе положительные и избавляться от отрицательных качеств.

Скажите, какие бы положительные качества вы хотели бы в себе развить, и от каких отрицательных бы избавились, и почему (выслушивание и обсуждение ответов).

Ребята, как вы думаете, как можно избавиться от отрицательных качеств?

Любому отрицательному качеству мы можем противопоставить положительное. Подумайте, пожалуйста, какими хорошими качествами мы можем заменить (победить) предложенные здесь:

Зло -

Лень -

Лживость -

Равнодушие -

Грубость -

Враждебность -

Педагог: Ребята, как вы думаете, почему на зло нужно отвечать добром?

Ответы детей: Основное назначение человека - творить добро, а равнодушие и зло приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.

Педагог: Приведите примеры из своей жизни или жизни ваших друзей, в которых доброта помогала людям.

Педагог: Всё нужно делать с добрым сердцем. Ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.

Подумайте, ребята, всегда ли вы способны:

- простить обиду,

- поделиться последним с другом,

- уступить слабому,

-заботиться о старших,

- помочь, утешить,

- пожертвовать.

Педагог: С человеческими качествами разобрались. Давайте узнаем, что такое человеческие ценности? Что приносит человек в этот мир? Эти вопросы волновали наших далеких предков, они интересуют и нас. Философы разных эпох размышляли на «вечные темы» о смысле жизни, о человеческих ценностях. Я предлагаю вам вместе со мной продолжить разговор о том, как вы представляете себе высоконравственного человека? Какими он должен обладать качествами? Что должен знать и уметь?

Сначала я расскажу, как исторически шло формирование ценностей в нашей стране.

На протяжении истории своего существования люди, начиная с первобытного строя, вырабатывали правила поведения, правила общения в разных ситуациях, передавая их по наследству, фиксируя в нормах морали. И многие нормы стали общечеловеческими ценностями. С появлением государства эти правила были оформлены в виде законов.

Большое влияние на формирование общечеловеческих ценностей, норм поведения и общения у народов России оказала христианская православная вера, которую Русь приняла в 988г. И князья, и холопы, и смерды учили детей уму-разуму по заповедям божьим.

Великий киевский князь Владимир Мономах составил поучение своим сыновьям «Поучение детям», в котором призывает чтить старших, жалеть слабых, гордиться своим народом и страной.

В XIII веке татаро-монгольское нашествие установило иго над Киевской Русью, которое длилось 2,5 века. Но Москва, объединив всех русичей, сбросила ненавистное иго. И вела их к победе неугасимая вера, не забывались заповеди прошлых лет!

Время бежит. Россия развивается, «прорубая окно в Европу». Император Пётр I написал книгу «Юности честное зерцало». «Во-первых, должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, возле их не садиться. У родителей речей перебивать не надлежит, не прекословить. Без спросу не говорить. Когда родители их спросят, то должны они отозваться тотчас и не дерзостно ответить. Никто сам себя много не хвалит и не унижает. Младой отрок должен быть бодрым, трудолюбивым, прилежным».

Педагог: ХХ век - век революций, полётов в космос, мечтаний о коммунизме. У ваших сверстников были заповеди октябренка, пионера, комсомольца. «Моральный кодекс строителя коммунизма» включает в себя преданность делу коммунизма, добросовестный труд на благо общества, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность и правдивость, нравственную чистоту, взаимное уважение в семье, заботу о воспитании детей.

Педагог: Мы с вами живём в 21 веке - веке информационного общества. Но ценим мы все те же положительные качества.

Тогда откуда печальная статистика, свидетельствующая о росте преступлений, о переполненных тюрьмах, массовых насилиях, заказных убийствах и террористических актах. Невероятной жестокостью пронизаны многие фильмы. Как стать современным людям культурными, образованными, честными и ответственными?

Ответы детей: Чтобы в жизни был смысл, нужно научиться видеть, понимать, совершенствовать себя, реализовать себя полезно.

Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается.

А сейчас мне хотелось узнать, что для вас является ценным? Мы проведем игру, которая называется «На что потратить жизнь?»

Перед началом игры каждая группа получает по десять жетонов. Каждый жетон представляют собой частицу вас самих. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». На продажу будут выставлять сразу по две вещи. Вы в праве выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

1) Хорошая просторная квартира либо дом (1жетон)

2) Новый автомобиль (1жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»?

(Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности)

Следующая пара:

1) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего друга. (2 жетона)

2) Удачный семейный союз (2 жетона)

Затем:

1) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет.(1 жетон)

2) Один настоящий друг.(2 жетона)

Следующая пара:

1) Хорошее образование.(2 жетона)

2) Предприятие, приносящее большую прибыль.(2 жетона)

Далее:

1) Здоровая семья.(2 жетона)

2) Всемирная слава.(3 жетона)

Потом:

1) Изменить любую черту своей внешности.(1 жетон)

2) Быть всю жизнь довольным собой.(2 жетона)

Дальше:

1) Пять лет ничем не нарушаемого наслаждения.(2 жетона)

2) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените.(2 жетона)

Следующая пара:

1) Чистая совесть.(2 жетона)

2) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали.(2 жетона)

Следующая пара:

1) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите.(2 жетона)

2) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого.(2жетона)

И, наконец:

1) Семь дополнительных лет жизни.(3 жетона)

3) Безболезненная смерть, когда придет время.(3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Педагог: Поздравляю вас с покупками! Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

- Ребята! Так что же такое ценность? Чтобы это понять, хочу рассказать вам притчу про сосуд.

Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.

В начале лекции он, молча, берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.

Затем спрашивает:

- Банка полна?

- Да! - соглашаются студенты.

Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Он снова спросил студентов:

- Банка полна?

Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!

- Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи - ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька - другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок - это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно нужными для вас.

Заботьтесь сначала о камнях - это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное - только песок.

Педагог: Ребята! Существует семь фундаментальных ценностей. Давайте перечислим их: жизнь, здоровье, семья, дети, друзья, работа, дом. Что не является ценностью? (ответы детей)

Педагог: Дорогие ребята, вы перечислили сегодня много хороших человеческих качеств, узнали, что является человеческими ценностями. Это высокие качества, и им нужно учиться. Думаю, что каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком. Быть Человеком с большой буквы, это и есть смысл жизни.

Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится.



© 2010-2022