- Преподавателю
- Классному руководителю
- Урок толерантности 6 класс
Урок толерантности 6 класс
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Устинцова Ж.Г. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект урока
«Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Воспитание толерантности»
Цели урока:
-
Повторить пунктуационные правила в простых и сложных предложениях
-
Сформировать у учащихся представление о толерантности мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
-
Формировать у учащихся толерантность. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициями культуре разных народов;
-
Развивать критическое мышление, умение вести диалоги и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
-
Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Ход урока.
-
Проверка домашнего задания.
Чтение учащимися мини - сочинений на темы: «что такое дружба, любовь, мир,счастье». Объяснение своей позиции. На доске подбор однокоренных слов к слову:любовь - дружба, мир, счастье.(3 человека у доски ).
Придумать простые предложения с этими словами и осложнить
1. Обращениями
2. Вводным словом
3. Однородными членами.
2 .Слово учителя. Ребята, а каким одним словом можно объединить все эти понятия? Правильно, толерантность. Что, по вашему мнению, это слово обозначает? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность".
1. Ребята предлагают разные варианты ответа.
- терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
2.А что значит, по вашему мнению, проявлять толерантность? - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
3.А давайте прочитаем, каковы правила толерантности ( пр 1).
3. Просмотр презентации.
5. Учащиеся получают задание - показать, как приветствуют друг друга люди разных национальностей.
-
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
-
потереться носами (Новая Зеландия);
-
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
-
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
-
показать язык (Тибет);
-
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
-
помахать рукой;
обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж)
4.Слово учителя: люди разных национальностей должны уважать друг друга, чтить традиции той или иной страны, дружить и жить в мире и согласии, потому что все мы - это и есть планета людей, на которой должны царить мир, счастье, любовь.
А годы уходят,
Но снова и снова
Нам вспомнится каждая
Встреча с людьми.
От первого шага,
До самого первого слова,
От первого слова,
До первой любви.
Меня провожают
Лесные опушки,
Меня приглашают
Огни площадей.
Летят самолёты,
Считают нам годы кукушки.
И всё это вместе -
Планета людей.
Опять по тропинкам,
Следы заметая,
Шумит листопад нам,
И тают снега,
Разливаясь весной.
Я выйду из дома, и кто-то
Со мною окажется рядом.
Спасибо вам, люди,
За дружбу со мной.
-
Задание на доске: продолжите предложения, укажите, простое оно или сложное.
-
Некоторые люди считают, что…
-
Мир на земле нужен для того, чтобы…
-
Мнение других людей нужно уважать, потому что…
-
Разве можно представить Россию без…
-
-
Объяснительный диктант
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Люди, мы должны быть внимательны, добры и отзывчивы к любому человеку.
9. Слово учителя
Класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
10. Притча.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Как вы поняли эту притчу? Давайте посмотрим, какой вывод мы можем сделать .(На доске ( Оказывается, счастливым является тот народ, который имеет и чтит свою национальную культуру, традиции, свой язык.) Расставьте знаки препинания и объясните их.
11. Объясните знаки препинания, расставленные в цитате академика Дмитрия Лихачёва и афоризме, приписанном Вольтеру. (презентация 2).
А сейчас я хочу прочитать вам сказку о счастье.
Сказочка о счастье
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да, вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! -
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! -
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом - вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова -
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! -
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного - и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой -
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
- Вопросы для учащихся к сказке о счастье:
-
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
-
Как вы думаете, почему изменился король?
-
Что значит - быть счастливым?
-
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
-
Чему нас учит эта сказка?
Примерные ответы детей: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить все жители.
Дети всей Земли хотят жить в мире с детьми других национальностей, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама.
12. Вывод.
Что мы повторили сегодня на уроке? (знаки препинания в простых предложениях, осложнённых однородными членами предложения, вводными словами, обращениями. Знаки препинания в сложных предложениях)
А что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам? Каково ваше отношение к понятию «толерантность»?
13. Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Россия - многонациональная страна
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые
А теперь давайте прочитаем основные составляющие слова «толерантность». (презентация 2).
14. Оценки учащихся, прокомментированные учителем.
15. домашнее задание.
.
МБОУ «Кутейниковская СОШ»
Открытый урок
по русскому языку
7 класс
Учитель русского языка и
литературы Ж.Г.Устинцова
Тема : « Пунктуация в простых и сложных предложениях».
(воспитание толерантности на уроках русского языка)
май 2014 год.
6