Методическая разработкаЗдоровьесберегающие технологии сегодня и завтра

           Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье. О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. В 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»




УТВЕРЖДАЮ

Начальник 10 цикла

Бужилова О.В.________

« 20» марта 2014 г.


Методическая разработка

по теме:


«Здоровьесберегающие технологии

сегодня и завтра».


СОСТАВИТЕЛЬ:

Мещерякова Л.А.

Воспитатель


г. Москва

2013-2014 учебный год


Содержание:


1. Введение в тему;

2. Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни;

3. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

5. Рекомендации воспитателям по здоровьесбережению воспитанниц Пансиона;

4. Приложение;

5. Список используемой литературы.



























Тема: «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра».


Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки - таково и здоровье. О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. В 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были менее информационно нагружены.

О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время много. И к этому имеются все основания. Лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

  • экология;

  • семья и микроклимат в ней;

  • наследственность

  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей ;

  • круг общения, вредные привычки;

  • питание;

  • здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

  • Стрессовая педагогическая тактика;

  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • Провалы в существующей системе физического воспитания;

  • Интенсификация учебного процесса;

  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья ;

  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

  • комплексно и системно;

  • длительно и непрерывно (9-11 лет ежедневно).

Содержание школьных программ в настоящее время меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.




2 Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни

Описанием таких технологий занимаются многие исследователи, ученые.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (О.В. Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

- учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Принципы здоровьесбережения

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  • «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

  • Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

  • Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

  • Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

  • Активность - активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.

  • Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

  • Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице. ( см. Приложение 1)






3. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

От правильной организации воспитательного занятия, самоподготовки, урока уровня их рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации занятий на основе принципов здоровьесбережения.

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.

Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Учитель может добиться интереса разными способами:

во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным,

во-вторых, за счет личностных качеств учителя.

в- третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим:

  • левополушарные люди - для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;

Необходимо на уроке:

ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке.

  • правополушарные люди - у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

Необходимо на уроке: связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм.

  • равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие;

  • визуальное восприятие;

  • кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

  • 5-25 минута - 80%

  • 25-35 минута - 60-40%

  • 35-40 минута - 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

  • начало учебного года и недели;

  • возникает ежедневно к 3-4-му урокам;

  • сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

  • окончание четверти, учебного года, недели.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока:

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма - десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе - активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.







4. Рекомендации воспитателям по здоровьесбережению воспитанниц Пансиона.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

· создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

· использование проблемных творческих заданий;

· стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

· применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

· рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:


  • почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения;

  • что? - отбор и структура содержания;

  • как? - оптимальная организация учебного процесса;

  • с помощью чего? - методы, приемы и средства обучения;

  • кто? - реальный уровень квалификации учителя;

  • так ли это? - объективные методы оценки результатов обучения.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий - залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются - дидактические игры;

- включаются в урок физкультминутки;

- вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников;

- включаются школьники в групповую и парную работу;

- используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор;

- перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7;

- планируется смена вида занятий через 7-10 мин;

- выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить

- за посадкой учащихся;

- проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз;

- использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.

4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся должна вестись во внеурочное время.

Должны стать традиционными в нашей школе уроки здоровья, Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты». Работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами классов по футболу, легкой атлетике, пионерболу и др. А одним из основных направлений образования должно быть - формирование у обучающихся здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.








Приложение 1.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Чередование видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Наличие и место методов, способствующих активизации познавательной деятельности

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:

стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке:

А) учитель - ученик

комфорт- напряжение,

сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей);

б)ученик - ученик

сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность,

активность - пассивность, заинтересованность - безразличие

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Темп окончания урока

Приложение 2.

Главной причиной нарушения зрения у детей и подростков является рост зрительных нагрузок и как следствие - утомление глаз. При этом происходит замедление кровотока в органе зрения. В такой ситуации необходимо воздействовать на питание глаз как за счет улучшения общего кровотока (прогулки, физические упражнения), так и кровоснабжения глазного яблока и циркуляции внутриглазной жидкости. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов:

Комплекс 1:

Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.

Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.

Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.

Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем - влево. Повторить 5 - 6 раз.

Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.

Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.

Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Комплекс 2:

Крепко зажмурить глаза на 3 - 5 с. Считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. Повторять 6 - 8 раз.

Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течении 1 - 2 минут.

Для снятия утомляемости и облегчения работы на близком расстоянии (чтение, письмо) смотреть перед собой 2 - 3 секунд. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течении 3 - 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 - 12 раз.

Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 30 см, смотреть на конец пальца 3 - 5 секунд. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3 - 5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 - 5 секунд. Повторить то же самое начиная с левой руки. Повторить 5 - 6 раз.

Народная мудрость, проверенная веками, гласит: «Береги платье снову, а здоровье - смолоду». Так и профилактика любых отклонений здоровья наиболее эффективна на начальном этапе заболевания или до его выявления. Не пренебрегайте простыми житейскими советами, берегите зрение!









Приложение 2.

Аутогенная тренировка, которую можно проводить под музыкальное сопровождение в заключительной части урока, самоподготовки или воспитательного занятия со старшеклассниками.

1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь…
2. Моё дыхание ровное и спокойное…
3. Мои руки полностью расслаблены…тёплые…неподвижные…
4. Мои ноги полностью расслаблены…тёплые…неподвижные…
5. Моя шея расслаблена…
6. Моё туловище полностью расслаблено…
7. Моё лицо расслаблено…
8. Состояние приятного, полного покоя…
9. Весь мой организм отдыхает… и набирается сил…
10.Самочувствие отличное! (Пауза)

Мобилизующая часть.
1.Постепенно расслабление заканчивается.
2.Уходит чувство расслабленности и неподвижности из рук… ног… туловища… шеи… лица.
3.Все мышцы моего тела отдохнувшие…лёгкие…сильные…
4.Хорошее самочувствие сохранится надолго…
5.При счёте «три» легко и просто откроются глаза, и голова будет ясной, светлой, отдохнувшей.


Итак,
«раз» - расслабление начинает проходить и исчезает…


«два» - удаётся подвигать руками и ногами, сжать пальцы рук в кулаки, ощутить энергию, силу в мышцах отдохнувшего организма…


«три» - открываю глаза, смотрю напряжённо. Я бодр, активен, работоспособен и здоров. Готов приступить к очередным делам.
Встать!




Приложение 3.

Физкульт минутки для старшеклассников

(по системе Норбекова).

1. Аутомануальный комплекс (массаж).

Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелки 6-8 раз в каждую сторону.

1- точку на лбу между бровями;

2- по краям крыльев носа;

3- среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка;

4- в височной ямке (парные);

5- чуть выше роста волос под основанием черепа;

6- в области козелка (парные).

2. Массаж ушных раковин:

1- потягивание ушных раковин;

2- назад;

3- вперед;

4-круговые движения по часовой стрелки 6-8 раз;

5- против часовой стрелки 6-8 раз.

Разогреть ушные раковины, так чтобы они «горели» с умеренной силой.

3. Гимнастика для глаз.

1- поднять глаза:

а) вверх;

б) вниз;

в) вправо;

г) влево.

2- вращение глаз по кругу:

а) по часовой стрелки;

б) против часовой стрелки.

3- «Пальминг» 10-15 раз.

Упражнения выполнять без напряжения, не щурясь, играючи. Ладонями закрыть глаза, всматриваясь в темноту.

4. Упражнения для шейного отдела позвоночника

1 - скольжение подбородком по грудине вниз. 6-8 раз;

2 -«Черепаха»: наклоны головы вперед-назад. 6-8 раз;

3 - наклоны головы вправо-влево. 6-8 раз;

4 - «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок. 6-8 раз.

5 - «Сова»: поворот головы вправо-влево. 6-8 раз.

6 - «Тыква»: круговые движения головой в одну и в другую сторону. 4 раза.

Как бы «чистить перышки». Действие с каждым разом усиливаем до упора. Голову втягивать, как в «панцирь», не поднимая плеч, затылком касаться спины. Позвоночник прямой, плечи не поднимать. Упражнение выполнять в трех вариантах:

а) голова прямо;

б) голова наклонена вперед;

в) голова наклонена назад - спина прямая, до упора, попытаться увидеть все за спиной.

5. Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

1 - «Нахмурившийся ежик»: плечи вперед, подбородок к груди - плечи назад, голову назад;

2 - «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук;

3 - поднимание и опускание плеч вверх и вниз;

4 - круговые движения плечами вперед и назад;

5 -наклоны туловища вправо-влево;

6 - «Пружина» - вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника;

7 - скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево. Все упражнения выполнять 6-8 раз на 6-8 счетов.

Поясница фиксируется. Верхняя часть позвоночника прогибается, как лук. Кисти рук на плечах. Голова наклоняется вправо, влево. Максимально вытягиваем позвоночник на последнем счете. Руки по швам. Движения выполнять энергично, с полной амплитудой. Кистями рук попытаемся коснуться подошв ног. Вытягивать позвоночник максимально. Спина прямая. Взгляд отводим назад, туловище с каждым счетом «отвоевывает пространство».



Список литературы

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. - 480 с.

2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

4.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 112 с. - (Педагогическая мастерская).

5.Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.

6.Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147

7.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.

8.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

9.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. - 220 с.

10.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.




© 2010-2022