Музейный урок История одного каравая

Цели  урока: 1.     Познакомить  ребят с особенностями процесса создания каравая нашими предками, с экспонатами  музея, которые когда-то использовались для  его производства.2.     Создать образное представление об основных этапах работы по выращиванию и выпечки хлеба.3.     Способствовать формированию  бережного,  уважительного  отношения  к  хлебу и труду хлеборобов; зарождению интереса к истории.Оборудование: в классе оборудован уголок крестьянской избы, кровать, подушки, стол, вышитые рушник...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с УИОП»













История одного каравая

Музейный урок



Музейный урок История одного каравая

Разработала:

Голубятникова Татьяна Петровна,

учитель истории МАОУ «СОШ №12 с УИОП»»

Губкин, 2015

Тема урока: «История одного каравая»

Цели урока:

  1. Познакомить ребят с особенностями процессом создания каравая нашими предками, с экспонатами музея, которые когда-то использовались для его производства.

  2. Создать образное представление об основных этапах работы по выращиванию и выпечки хлеба.

  3. Способствовать формированию бережного, уважительного отношения к хлебу и труду хлеборобов; зарождению интереса к истории.

Оборудование: в классе оборудован уголок крестьянской избы, кровать, подушки, стол, вышитые рушники, народные костюмы для хозяйки и хозяина. Выставка «Из глубины веков» с экспонатами: кочерга, лукошко, серп, грабли, коса, ступа, цеп, лопата для сушки зерна и посадки хлеба в русскую печь, формы для хлеба, дежня.

Вид урока - урок с элементами театрализации. Занятия проводят два человека в народных костюмах «Хозяйка» и «Хозяин».

Литература:

1. Наседкина О., Дадашова Т. «Здравствуй, хозяюшка!» Музей и дети, 1998
2. Ботова С., Приставкина Т., Рябчиков А. Рукотворная краса земли Белгородской, часть 1-2. Белгород, 2000.

3. Интернет ресурсы



План урока

Введение. Хозяин и Хозяйка угощают детей хлебом.

I. Хозяин рассказывает об основных этапах работ по выращиванию ржи. Показывает орудия труда, которые для этого использовались, рассказывает о них.

  1. Лукошко

  2. Серп

  3. Коса и грабли

  4. Цеп

  5. Лопата

II. Хозяйка рассказывает о выпечке хлеба. Показывает орудия труда, которые для этого использовались, рассказывает о них.

1. Ступа

2. Сито

3. Дежня

III. Заключение.

1.Домашнее задание

2. Рефлексия

Ход урока


Хозяин. Ребята, здравствуйте! Мы с Хозяйкой рады вас приветствовать у нас в гостях. По доброй русской традиции мы встречаем вас хлебом, солью.

Хозяйка.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

( дети угощаются свежим хлебом)

Хозяин. Ребята, вам понравилось наше угощение? А вы знаете, как давно появился хлеб и сколько труда надо приложить, чтобы получился такой вкусный и ароматный каравай? Нет, да это не беда, мы с моей хозяюшкой расскажем вам об этом и покажем орудия труда при помощи, которых наши предки изготавливали хлеб.

Хозяйка. Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды. В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов - хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса. Хлеб называли жито-жизнь.

Хозяин. Но прежде, чем хлебу попасть на стол, надо было потрудиться. Ранней весной землю вспахивали сохой, она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники, позже был изобретен плуг с лемехом. Затем почву выравнивали бороной- боронили. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный день, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно.

Лукошко - плетеная корзина из ивовых прутьев. Лукошко, которое вы сейчас видите сплетено Чуевой М.А. и передано в дар нашему музею..

В конце лета начиналась страда (жатва), убирали хлеб серпами, вот эти серпы, у нас их несколько штук все в разной степени сохранности.

Серп - орудие для срезания злаков и трав, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия (как правило стального) и короткой деревянной рукоятки, которое было изобретено в Междуречье. Серп является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия. Убирать жито серпом долго и трудно, надо наклониться к каждому пучку колосьев взять в руки и срезать серпом (хозяйка демонстрирует, как это надо сделать), жали, как правило, женщины.

Хозяйка.

На нашей на ниве

Сегодня дожинки.

Будем жито, жито жать,

Во снопы его вязать.

Будем мы на ток возить,

На колоды садить,

И цепами молотить,

И в овине их сушить.

Хозяин. Петр I привез из Литвы косы и грабли, что сделало уборку хлеба более легким и быстрым.

Коса - сельскохозяйственной орудие, для кошения травы, уборки хлебов. С ростом механизации сельского хозяйства косы, хотя и утратили свое былое значение, все же остаются необходимыми для косьбы. Коса по конструкции представляет собой длинное, слегка изогнутое цельностальное полотно с заточенным лезвием (жалом), отбортованным на угол 80-90° «обушком», остроконечным «носиком» и крюкообразной отогнутой от плоскости полотна на 20-30° «пяткой». Лезвие косы имеет фаску шириной 4 мм, не доходящую до острия носика на 30 мм (демонстрирует косу).

Хозяйка. Ребята, а у вас у кого-нибудь есть коса, вы пробовали косить траву?

Хозяин. Косить значительно быстрее и легче, чем срезать серпом, но после покоса и уборки хлеба остается много колосьев, их надо убирать граблями. Косить работа мужская, а сгребать женская.

Грабли - Изначально «граблей» называли любой предмет, позволяющий что-либо цеплять или удерживать. Этим словом называли и человеческую руку, и деревянную ложку.

Ручные грабли для уборки скошенного хлеба или травы состоят из деревянного или железного четырёхгранного бруска - «хребта», в который через сквозные дыры вколочены деревянные или железные «зубья» и перпендикулярно последним укреплена деревянная ручка длиной в рост человека. Число зубьев (8, 10, 12), длина их (до 10 см.) и толщина, расстояние между зубьями (3,3-5,5 см.) и вес граблей (1,3-2,5 кг.) бывают различны, смотря по назначению граблей (демонстрирует грабли).

Хозяйка. Ребятки, а вы знаете. Что означает выражение «наступать на грабли»?

Интересной особенностью граблей является то, что если положить их на землю зубьями вверх и наступить на зубья, то они резко примут вертикальное положение, при этом ударив наступившего (как правило, по лбу, но могут и в другое место, в зависимости от длины ручки и роста человека). Отсюда происходят выражения «бег по граблям», означающее глупое, бессмысленное занятие, наносящее вред самому себе, и «наступать на грабли», что значит «совершать глупые ошибки».

Хозяин. Копна убранного хлеба свозили на ток и там обмолачивали цепами (демонстрирует цеп).

Цеп - (чеп, молотило) - примитивное орудие для обмолота, состоит из двух подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам. Обмолоченное зерно отделяли от мусора, веяли при помощи деревянных лопат, подбрасывая на ветру.

Деревянная лопата (хлебная лопата) - плоская лопата, как правило, целиком сделанная из дерева. Предназначена для помещения в печь (и извлечения из нее) хлеба, использовали для просушки зерна (демонстрирует лопату).

Хозяйка. Спасибо, касатик, за жито. А теперь пришел мой черед. Уж я не подведу, славных хлебов напеку.

Из зерна получали муку, путем измельчения в каменной ступке, позже изобрели ручную зернотерку, а еще позже мельницы.

Ступа - еще в прошлом веке трудно было найти крестьянский дом, где не было бы ступы. Ступа делалась из части ствола дерева крепкой породы (дуб, ясень, груша). Форма зависела от умения и фантазии мастера. Чаще всего ступа имеет в основании круг, несколько выступающий по отношению к стенкам, что делает её достаточно устойчивой. Ступа обязательно должна быть тяжёлой, чтобы в ней можно было выполнять трудоёмкие работы. В ступах из зерна получали крупу, толкли стебли льна и конопли, чтобы размягчить их, а также толкли пряжу, чтобы сделать ее мягче. Мастера-сукновалы толкли в ступе сукно, а кожевники мяли дубовую и ивовую кору для дубления кожи (демонстрирует ступу).

Хозяин. Ребята, что теперь с мукой надо сделать, перед тем как тесто замешивать? А что нам для этого понадобиться?

Хозяйка. Ох, какие ребятки умные, да сообразительные. Правильно муку сеяли через сито

Сито для муки имеется в каждом доме, это совершенно незаменимый инструмент для выпекания хлебобулочных изделий и вообще при работе с мукой. Просеивание муки через сито не только освобождает ее от возможных примесей, задерживает случайно попавшие частицы, но также и делает рыхлой, насыщает кислородом. Сито для муки в самом простом варианте представляет собой ткань с мелкими дырочками, натянутую на раму. Такие сита использовались веками, однако на смену им пришли более прогрессивные модели (демонстрирует сито).

Хозяин. Хозяюшка, пора тесто ставить. А где же твоя дежня?

Хозяйка. Ребята, а вы знаете что такое дежня ?

Квашня (дежа) - посуда для замешивания теста. Обычно ржаное тесто замешивали (растворяли) в деревянной посуде, сделанной из клепок, схваченных деревянными или железными обручами. Реже такую посуду выдалбливали из цельного куска дерева. Ее основные названия: квашня, квашонка, дeжа, дежка. В традиционной русской деревне для закваски хозяйки использовали пивную гущу, дрожжи, но чаще просто оставляли в посуде кусок уже бродившего теста. После того как тесто поднимется, его вымешивают руками, формуют хлебы и сажают на деревянной лопате в печь на под, иногда подстилая капустные листья, чтобы не подгорел низ. (демонстрирует дежу).

Отформованные караваи по очереди вываливают на припорошенную мукой деревянную лопату и, смочив сверху водой, протыкают в нескольких местах деревянной иглой. Затем каравай вносят на лопате в горнило. В намеченном месте лопату резко дергали на себя, и каравай оказывался на поду печи. Некоторые стряпухи клали на лопату вместо муки листья капусты, петрушки, сельдерея или лопуха. У хлеба, выпеченного на листьях, очень вкусная, хрустящая подовина. В северных районах после посадки хлеба в печь в устье печи держали некоторое время пучок горящих лучин. Считалось, что после такой процедуры хлеб выйдет из печи румяным и душистым.

Посадив в печь караваи, стряпуха тут же закрывала заслонку. Опытные стряпухи примерно знали, сколько нужно хлебу находиться в печи, чтобы он смог как следует пропечься и в то же время не подгореть.

Хозяин.

Да, трудно хлебушек дается, не один день надо потрудиться. Относиться к хлебу и хлеборобам надо уважительно .Не зря говорят, что хлеб всему голова.

Хозяйка. Ребята, а вы знаете поговорки и пословицы о хлебе?

Хозяин. Молодцы, ребятки. А вы знаете, что есть музей хлеба? Нет?

В 1988 году, в Санкт - Петербурге, был создан музей хлеба. В России, это единственный музей, а в мире тринадцатый. Название этого музея, говорит о его сути. Здесь есть все, что связано с хлебом и его производством.

Можно узнать, как наши предки изготавливали хлеб, как кушали. В этом музее, рассказана история первых печей для выпечки хлеба.

Хозяйка. В настоящее время существует много сортов хлеба: российский дарницкий, столичный, любительский. Один из самых популярных Бородинский. А вы знаете, почему он так называется?

Хозяин. Тогда послушайте.

Легенда о Бородинском хлебе

На Бородинском поле шло сраженье,

Картечи визг, как по стеклу ножом,

И вот французов лёгкою мишенью

Стал наш обоз с мукой и фуражом.

То ли ядро шальное, то ли мина,

То ли снаряд в фургон с мукой попал,

А следом шёл фургон с корицей, тмином,

И взрыв муку и тмин перемешал.

Ну а солдат кормить-то чем-то надо?

Негоже продовольствие бросать!

Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…

Так стали «Бородинский» выпекать.

И говорят, что даже сам Кутузов,

А может быть, и сам Багратион,

Нахваливали меткость тех французов,

Что так удачно вмазали в фургон.

Вот так из века, ставшего былинным,

Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.

Как хорошо, что был фургон тот с тмином,

А не с фасолью или с чесноком!

Хозяйка. Ребята! Как много мы сегодня узнали о труде наших предков, о том, как много надо потрудиться, чтобы отведать кусочек ароматного хлеба. Познакомились с орудиями труда, узнали их назначение, название. А самое главное мы поняли, почему надо бережно относиться к хлебу.

А теперь задание на дом:

- подберите и напишите пословицы и загадки о хлебе

- узнайте, почему имеет такое название полюбившийся вам сорт хлеба

Потом сдайте свои работы учителю, а он передаст их в наш музей.
Рефлексия.

Хозяин. Вот и подошёл к концу наш урок. На партах у вас лежат солнышко, солнышко с тучкой и дождик .Кто узнал много нового и было интересно, поднимите солнышко. Кому было интересно, но нового не узнал - солнышко с тучкой. Кому было скучно - дождик. Возьмите карточки и прикрепите к доске.

Как солнечно у нас сегодня! Значит, всем было интересно, и вы узнали много нового. Спасибо за работу! Молодцы!


© 2010-2022