Внеклассное мероприятие «Будь толерантным!»

Классный час «Будь толерантным!» Цель разработки: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.       Аннотация: Мероприятие разработано  в форме беседы с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами. Материал подобран таким образом, что позволяет учащимся научиться соотносить известное и новое, определять свои познавательные вопросы, основываясь на известной им информации, ученик 9 - 10 класса поставлен в условия, где он должен включиться в работу и высказать свое мнение, о чувствах. Осознать  жизненные ценности  выстроить иерархии собственных жизненных приоритетов и  осознать, что для них  дорого.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Полный адрес: 413800 г. Балаково, Саратовская область,

ул. Братьев Захаровых д. 8А














Классный час

«БУДЬ ТОЛЕРАНТНЫМ!»


9-10 класс








АВТОР:

Никиташина Наталья Васильевна

учитель биологии











Классный час «Будь толерантным!»

Цель разработки:

познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Аннотация: Мероприятие разработано в форме беседы с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Материал подобран таким образом, что позволяет учащимся научиться соотносить известное и новое, определять свои познавательные вопросы, основываясь на известной им информации, ученик 9 - 10 класса поставлен в условия, где он должен включиться в работу и высказать свое мнение, о чувствах. Осознать жизненные ценности выстроить иерархии собственных жизненных приоритетов и осознать, что для них дорого.

































ТЕМА: Будь толерантным!

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

ХОД ЗАНЯТИЯ


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Знакомство с учащимися «Снежный ком»

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Класс поделен на 3 группы

Каждой на ватмане нужно нарисовать человечков

Глядя на ваше творчество, я вспомнила замечательное стихотворение Алексея Моргуна:

Я рисую человечка - вышел он прямой как свечка.

На кого же он похож? Посмотрите как хорош!

А у Нади и Аркаши человек объелся каши -

Круглый, добрый и весёлый, очень сильный и здоровый.

Петин мальчик - великан. У Алёши - атаман!

У Сергея же худой, с ярко-рыжей головой.

А у Славика девчонка, словно Быкова Алёнка,

Паша негра рисовал - сам от краски чёрным стал.

Люди разные на свете, словно человечки эти.

-Действительно, все человечки получились разные. Как вы думаете, почему?

-Хорошо или плохо, что все мы разные?

-Давайте представим, что все мы одинаковые, что тогда было бы?

Но на самом деле все мы с вами разные - и это замечательно! Каждый из нас неповторим не только внешне, но и внутренне, у каждого свои особенности, свой внутренний мир.

3. БЕСЕДА

Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? {Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? {Ответы).

- Сегодня наш разговор посвящен толерантности.

16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовно-го и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

-Что же такое толерантность?

- А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название?

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Нополеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам

- Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим одноклассникам, близким, к людям другой национальности.

/Ответы детей/

Давайте вместе обобщим все сказанное.

Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Терпимость к чужим мнениям

Прощение

Уважение прав других

Сострадание, Сотрудничество,дух партнерства

Принятие другоготаким, какой он есть

Уважение человеческого достоинства

Милосердие

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

- в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострада¬ние, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

- Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы)

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

- А что же объединяет эти определения? (Ответы).

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы)

У вас на столах лежат крылатые выражения народов мира. Ваша задача объяснить, о чём эти выражения и какой общий смысл есть в данных высказываниях.

• Не делай другому того, отчего больно тебе

• Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа - своей потерей

• В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем, как относимся к себе.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

4. ОБСУЖДЕНИЕ

Ситуация «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ.»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удер¬жать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

- Почему молодой человек отказался помочь?

- Как бы вы поступили в этом случае?

- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

- Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

5. РАБОТА ПО ГРУППАМ

Для соблюдения толерантности люди должны уметь договариваться.

Сейчас мы раздадим вам карточки, на которых написаны качества. Разбейте их на две группы: в 1 группе будут карточки с качествами, присущие толерантной личности, а во 2 группе - черты, присущие интолерантной личности. В результате мы проверим, как вы умеете договариваться.

Толерантная личность Интолерантная личность

Уважение мнения других Непонимание

Доброжелательность Игнорирование

Желание что-либо делать вместе Эгоизм

Понимание и принятие Нетерпимость

Чуткость, любознательность Выражение пренебрежения

Снисходительность Раздражительность

Доверие, гуманизм Равнодушие Цинизм

Немотивированная агрессивность

У вас сложилось некое представление о толерантности?

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

6. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ.


  1. «АПЛОДИСМЕНТЫ»

Цель: повышать настроение и самооценку.

Встаньте все те, кто:

  • умеет вышивать;

  • умеет кататься на коньках;

  • любит смотреть мульт-мы;

  • умеет танцевать;

Дети аплодируют тем, кто встал.

2.« Это здорово».

Цель: повышать самооценку, получать поддержку одноклассников.

  • Сейчас один из вас выйдет в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте.

Например: «Я умею танцевать»

«Я умею прыгать через лужи» и т.д

В ответ на каждое высказывание, кто стоит в кругу, должны хором отвечать: « ЭТО ЗДОРОВО!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

- О чём мы сегодня говорили? Какое слово теперь есть в вашем лексиконе?

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

«У речки стоял удивительный домик. В том домике жил удивительный гномик.

До пола росла у него борода, а в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном. Звезда освещала собою весь дом.

И печку топила, и кашу варила, и сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде, что было приятно, конечно, Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба, а ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века, но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой, с рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

- Ха-ха. Хо-хо-хо! - стал смеяться народ.

- Вот чучело! - каждый ему говорил. И гном испугался и бороду сбрил.

И на пол упала его борода, и тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом, живёт в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода, но больше к нему не вернулась Звезда.

Пусть ваша звёздочка всегда живёт с вами, удивительная, неповторимая








© 2010-2022