Доклад на тему Кто он, современный учащийся?

Тема: Современные психолого-физиологические изменения периода детства или «Кто он, современный учащийся?» Часто от своих коллег, друзей и знакомых я слышала такую фразу «Вот раньше дети были другие» и передо мной вставал вопрос «почему же современные дети отличаются от детей 60-70х или даже 80-х и 90-х годов и какова причина этих изменений?». Ответить на этот вопрос помогла статья «Кто он, современный учащийся?» Льва Александровича Рудкевича доктора психологических наук, профессора РГПУ им. А.И...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Современные психолого-физиологические изменения периода детства или «Кто он, современный учащийся?»

Часто от своих коллег, друзей и знакомых я слышала такую фразу «Вот раньше дети были другие» и передо мной вставал вопрос «почему же современные дети отличаются от детей 60-70х или даже 80-х и 90-х годов и какова причина этих изменений?». Ответить на этот вопрос помогла статья «Кто он, современный учащийся?» Льва Александровича Рудкевича доктора психологических наук, профессора РГПУ им. А.И.Герцена. Хотелось бы ознакомить вас с отрывками из этой статьи.

К сожалению, среди антропологов, а также среди психологов и педагогов распространено мнение о том, что эволюция человека как вида прекратилась уже по крайней мере пятьдесят тысяч лет назад. Однако это мнение не соответствует данным многих современных палеонтологических исследований, согласно которым вид Homo sapiens продолжал эволюционировать и изменяться на протяжении последних тысячелетий и даже столетий, более того, такие эволюционные изменения продолжаются и в наши дни. Попытаемся очертить основные направления эволюционных преобразований человека на современном этапе.

Первое эпохальное изменение человеческого вида или, как говорят ученые, «секулярный тренд» - астенизация; она выражается в увеличении в популяции эктоморфного или астеноидного типа.

Как вы знаете условно людей можно разделить на три типа: Астеник, атлетик и пикник (теории Э.Кречмера и У. Шелдона). Немецкий психиатр Э. Кречмер создал и разработал типологию характеров, свойственных трем различным типам строений тела - астеническому, атлетическому и пикническому.

Пикническому типу конституции свойственны коренастая, широкая фигура, круглая голова, выступающий живот, широкая грудь, повышенное жироотложение. Психологически это добродушные, открытые люди, очень общительные, эмоциональные. У них естественные, плавные движения, им чужда резкость и порывистость. Они умеют слиться с окружающей средой, мягки, умело избегают конфликтов. Им свойственна некоторая беззаботность, любовь к физическим удовольствиям.

Атлетическому типу конституции свойственны мускульное, крепкое телосложение, широкие плечи, развитая грудная клетка, узкие бедра, умеренное жироотложение. У них устойчивая психика, они отличаются решительностью и энергичностью. Им свойственна сдержанность в мимике и жестах, они не склонны к долгим размышлениям, плохо приспосабливаются к новому. Имеют потребность в физических нагрузках.

Астеническому типу конституции свойственны узкая грудная клетка с узкими плечами, длинная талия, тонкие и худые конечности, слабая мускулатура, удлиненное лицо. Психологически это очень ранимые люди, склонные к размышлением и сомнениям. Они плохо приспосабливаются к людям, им свойственна нерешительность, чувствительность к обидам и огорчениям. Для них характерны замкнутость, уход во внутренний мир, контрастность поведения (от судорожной порывистости до скованности действий), интеллектуальная направленность интересов.

Американский психолог У. Шелдон на основе трудов Э. Кречмера и своих собственных исследований разработал и выделил три основных типа телосложения - эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный. Он определил 20 черт характера и темперамента, свойственных каждому типу.

Эктоморфный тип соответствует астеническому типу у Э.Кречмера. Для него характерны:

1. Сдержанность манер и движений, скованность осанки;

2. Чрезмерная физиологическая активность;

3. Повышенная скорость реакций;

4. Склонность к одиночеству;

5. Чрезмерное умственное напряжение и повышенный уровень тревожности;

6. Скрытность чувств и эмоциональная заторможенность;

7. Беспокойная мимика;

8. Страх перед общением с людьми (социофобия);

9. Затруднения в установлении контактов;

10. Трудность в приобретении новых привычек;

11. Боязнь открытого пространства (агарофобия);

12. Неумение предвидеть отношение к себе;

13. Тихий голос, боязнь вызвать шум;

14. Чрезмерная чувствительность к боли;

15. Недостаточный сон, хроническая усталость;

16. Юношеская живость манер и внешнего облика;

17. Концентрированность на внутреннем мире (интроверсия);

18. Устойчивость к действию депрессантов (алкоголь, никотин и др.);

19. Потребность к уединению в тяжёлую минуту;

20. Ориентация на более зрелые периоды жизни.

Процесс астенизации идет необычайно быстрыми темпами: если среди населения старше 50 лет доля астеников составляет только 30-35%, то среди юношей и подростков - уже около 50%, а среди дошкольников и детей младшего школьного возраста - около 65%!

Другим направлением преобразований в популяции Homo sapiens является замедление скорости биологического развития, включая и сроки полового созревания, - явление, названное деселерацией или ретардацией развития. Отметим, что процесс деселерации характеризуется неравномерностью, заключающейся в том, что он периодически прерывается волнами обратного процесса - ускорения сроков созревания, получившего название акселерации; последняя вспышка акселерации приходилась на 60-е - начало 70-х годов ХХ столетия. В этот период предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе, приходился на 5,5-6 лет; а пубертатный скачок - период полового созревания у девочек часто приходился на возраст 10,5, а у мальчиков - 11,5 лет. В наши дни предростовой скачок дети переживают в возрасте 7,5 и даже 8 лет, а пубертатный период в сравнении с 60-70-ми годами отодвинулся на 2,5-3 года т.е. 13-15 лет.

Еще один секулярный тренд, ярко проявляющийся на современном этапе эволюции человека, - увеличение в популяции пропорции лиц с доминирующим правым полушарием и лиц, у которых межполушарная асимметирия или доминирование одного из полушарий переднего мозга выражено нечетко. Напомним, что люди с доминирующим левым полушарием мозга, которые во всех популяциях составляют большинство, называются правшами, поскольку их ведущая рука - правая, а люди с доминирующим правым полушарием мозга, которые составляют меньшинство, называются левшами, поскольку их ведущая рука - левая; особую группу составляют амбидекстры - для работы они, как правило, пользуются, как и правши, правой рукой, однако в случае необходимости могут выполнять достаточно сложные операции левой.

Среди взрослых доля левшей составляет 6%, а амбидекстров - около 10%, тогда как в детской популяции доля леворуких возрастает до 11%, а амбидекстров - до 45%. То есть, если среди взрослых подавляющее большинство (около 85%) составляют выраженные правши, то среди детского и подросткового поколения их пропорция составляет менее половины.

Все это имеет огромное значение как при профессиональной ориентации старших школьников, так и во время обучения в школе. У левшей, амбидекстров и лиц с усложненным латеральным профилем врожденный интеллект, в среднем, выше, чем у истинных правшей, но, несмотря на это, у них ниже школьная успеваемость, точнее, левшей и амбидекстров довольно много среди троечников, но также и среди отличников, а вот средне успевающих - «четверочников» - среди них почти нет. Какова тому причина? Левши и амбидекстры воспринимают информацию одновременно, или симультанно, а истинные правши - последовательно, или сукцессивно (символ, знак или слово одно за другим). Учитель подает материал чаще всего последовательно, в расчете на восприятие правши. Если в классе есть левши и амбидекстры, они слушают учителя две-три минуты, а затем совершенно непроизвольно отвлекаются. Воспринимать информацию последовательно они, в принципе, способны, но для них это довольно тяжело. Зато если учитель подает материал с использованием различных изобразительных средств: описывает висящую перед глазами учеников карту, схему, таблицу или стоящий на столе макет или муляж, рисует или пишет на доске, - левши и амбидекстры усваивают урок значительно быстрее, легче и, главное, прочнее правшей. Труднее справляются левши и амбидекстры со словесно-логическими задачами, они с большим трудом оперируют символами. Например, такой ученик может решать задачи по алгебре и физике не хуже истинного правши, но вот запомнить все формулы, необходимые для решения, ему бывает труднее. Зато такие предметы, как география или геометрия, им даются легко, часто легче, чем истинным правшам. Отчего cреди левшей и амбидекстров почти нет «хорошистов», но есть отличники? Возможно, если такой ученик может преодолеть некий барьер, не позволяющий ему концентрировать внимание во время урока, то в силу своих способностей он успевает даже лучше других, если этого барьера он преодолеть не в силах, ему остается плестись в числе троечников.

Следующая эпохальная тенденция на современном этапе эволюции человека - ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа или нейрокрана и одновременно в ослаблении или редукции лицевого черепа - спланхнокрана. Многие ученые рассматривают эту тенденцию как основное направление или основной «модус» эволюции человека за последние четыре с половиной миллиона лет, то есть со стадии австралопитека. На протяжении всего этого периода времени происходила редукция лицевого скелета и одновременно усиление мозгового скелета черепа. У современного человека, напротив, сохраняется как бы детское или «ювенильное» соотношение этих двух отделов, потому и процесс формирования скелета черепа и головы человека называется ювенилизацией. Эта эволюционная направленность в наши дни выражена столь отчетливо, что она обнаруживается даже в пределах одного поколения!

Но как это влияет на человека? Прежде всего, эти люди характеризуются не только длительным периодом обучаемости и сохранением учебной или познавательной мотивации в течение длительного периода жизни, но фактически ювенильные или высоко эволюционно продвинутые индивиды никогда, ни в каком возрасте, включая даже вторую половину жизни, не теряют способности обучаться, воспринимать новую информацию. Это качество становится наиболее актуальным в наши дни в связи с высокими темпами научно-технического прогресса и необходимостью дополнительного обучения или переучивания работников.

Следующая эпохальная тенденция эволюции человека в наши дни - грацилизация. Этим термином обозначают утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата - костей и поперечно-полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц. Грацилизацию не следует смешивать с другой, уже упомянутой тенденцией - астенизацией; более грацильными в наши дни становятся не только эктоморфы (астеники), но и представители других конституциональных типов - мезоморфы (атлетики) и эндоморфы (пикники).

Последняя эпохальная тенденция или секулярный тренд, который можно обнаружить в популяции человека, может быть обозначен как андрогиния или гинандроморфия. Она заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма.

Одновременно перечисленные морфологические изменения сопровождаются целой когортой психологических признаков: эволюционно более продвинутые индивиды характеризуются большей чувствительностью и психологической ранимостью, более высоким интеллектом, в особенности невербальным (отметим при этом, что, вопреки распространенному мнению, интеллект децелерированных детей и подростков выше, чем у акселерированных), большими креативными способностями, меньшей степенью экстравертированности, большей критичностью, самодостаточностью и независимостью мышления и меньшим авторитаризмом, меньшей агрессивностью, а также сдвигом динамики суточной активности в сторону «совы».

Перечисленные выше эпохальные изменения конституции и психики человека, безусловно, должны быть учтены педагогами при разработке новых подходов к воспитанию и обучению.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

  1. Рудкевич Л.А. Кто он, современный учащийся? (взгляд психофизиолога на развитие образования) // Вестник практической психологии образования. 2008. №2. С.23-29.

  2. Рудкевич Л.А, Кто он, современный учащийся? Взгляд психофизиолога на развитие образования// «Вестник практической психологии образования» 2008. №3. С.12-18.



© 2010-2022