Статья «Нетрадиционные формы урока как средство формирования познавательного интереса учащихся»

Статья содержит перечень различных видов и форм нетрадиционных форм проведния уроков. Конечно, нетрадиционные уроки, которые необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленном режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы. Так как вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьёзно...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Нетрадиционные формы урока как средство формирования познавательного интереса учащихся.

С середины семидесятых годов ХХ века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников в занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющие нетрадиционную структуру. Мнение педагогов на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудится.

Во время урока учитель применяет всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: придает изложению нового материала проблемный характер, использует яркие примеры, графики, подключает учащихся к обсуждению, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использует наглядно-образный материал и технические средства обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое освоение нового материала и поддержку высокого уровня внимания и мыслительной активности учащихся. [2;90]

Урок - это основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 минут), планом работы и составом участников. Каждый, окончивший школу, знает, что уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.

Известно, что интерес детей в школе в начале учебного года очень большой, но уже во второй половине первого полугодия падает. Это объясняется качеством урока: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Учителя для решения данной проблемы ищут разные способы «оживления» урока, привлечение школьников к активной работе. Разнообразие форм объясняется и обратной связью. И вот в последние годы в школы «ворвались» нетрадиционные формы уроков. Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идёт о придании тому или иному виду учебной деятельности нетрадиционных, оригинальных приёмов, активизирующие всех учеников. Многие творческие работающие учителя стали применять необычные разновидности уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от стандартных уроков классического образца. Особенности этих уроков:

- во время подготовки учащихся к урокам создаётся условие для их всестороннего развития, и если эти уроки проводятся в системе, то у учащихся проявляется интерес к учению и педагогическое мастерство самого учителя резко повышается.

- нестандартные формы урока вносят разнообразие в процесс обучения, что немало важно, так как важнейшим средством повышение эффективности урока, является многообразие видов деятельности. Школьники усваивают знания лучше, если уроки разнообразны. Задания для них должны быть интересными и познавательными. Путь к достижению цели урока должен почувствовать каждый ребёнок, увлекаясь каждым видом работ, с помощью которых учитель овладевает их вниманием, начиная с первых минут урока.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространённые формы нестандартных уроков. Урок - деловая игра, Урок - пресс - конференция, Урок - соревнования, Уроки типа КВН, Уроки -консультации, Урок - творчества, Урок - взаимообучения учащихся, Урок - аукцион, Урок - зачёт, Урок - концерт, Урок - «Следствие ведут знатоки», Урок - ролевая игра, Урок - конференция, Урок - сказка, Урок - семинар, Урок - вернисаж, Урок - диспут, Урок - «Мозговой штурм», Урок - экскурсия, Урок - путешествие, Урок - «Что? Где? Когда?», Урок -интеллектуальное казино. В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности форм обучения. Трудно отдать предпочтение одной из форм. Здесь необходим комплексный подход. Нужно знать специфические условия, в которых проявляется преимущество каждой из форм обучения. Разработка такого комплексного подхода является наиболее перспективной.

Результативность и успешность применения форм обучения зависит от того, насколько они способствуют развитию самостоятельности, познавательной активности, интереса учащихся. Это один из путей совершенствования форм обучения.

В современных условиях всё больше внимания уделяется характеру мыслительной деятельности учащихся. В конечном итоге познавательная активность учащихся определяет успешное овладение материалом. Поэтому один из путей совершенствования учебного процесса является использование в каждой форме обучения проблемных вопросов, задач, ситуаций, нетрадиционных элементов урока. Всегда можно в процессе объяснения, закрепления или повторения найти вопрос, дать задание, которые субъективно для ученика казались бы научным поиском.

Очень полезно применять загадки, беседовать об истории научных открытий, давать практические задания, требующие самостоятельного решения, творческое мышление.

Понимание учителем особенностей познавательной деятельности, её противоречивости позволяет формировать поисковые учебные ситуации и управлять процессом их разрешения. Использование нетрадиционных форм урока - важное условие повышения качества учебного процесса.

Многие учителя пользуются нетрадиционными формами урока для повышения познавательной активности и интереса.

Многие учителя используют разнообразные методические приёмы: литературные и дидактические игры и многие другие, которые развивают речь, воображение, познавательный интерес, обогащают их внутренний мир.

Нестандартные формы уроков вносят разнообразие в процесс обучения, что немаловажно, так как важнейшим средством повышения эффективности урока, является многообразие видов деятельности. Младшие школьники усваивают материал лучше, если уроки разнообразны.

Нетрадиционные уроки не заменяют традиционные уроки, а дополняют их, вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуют совершенствованию учебного процесса. Да и не это главное, ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает - вот в чём суть!

Конечно, нетрадиционные уроки, которые необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленном режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы. Так как вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьёзного познавательного труда, невысокой результативности и тому подобное.

Литература.


  1. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под редакцией Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496с.

  2. Баранов, С.П. Педагогика: учебное пособие для студентов/ С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 131с.

  3. Барашкова, И.Н. интеллектуальное казино// Н.Ш. - 1998./ №4, 16с.

  4. Джуринский, А.М. История педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А.М. Джуринский. -М.: «Академия», 1999. - 560с.

  5. Мартынов, И.И. Учеба может быть радостной// Н.Ш. - 2005./ №4, 40с.

  6. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн./ И.П. Подласый. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.

  7. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений/ С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под. ред. С. А. Смирнова. - М.: «Академия», 1999. - 512с.

  8. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под. ред. В. А. Сластенина. - М.: «Академия», 2002. - 576с.

  9. Сорочинская, О. Л. Учимся играя// Н.Ш. 2005/ №4, 82с.


© 2010-2022