Статья на тему духовно-нравственного развития младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГБОУ ТГУ ВПО



кафедра педагогики

и методик преподавания













Учебный проект



По дисциплине «Философия образования и науки»



Тема: «Духовно-нравственные ценности младших школьников»



Студентки группы ППОм - 1402 Кирьяковой В.С.



2014 г

«Ценности - суть предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала». В.П. Тугаринов



Актуальность данной темы для педагогической науки и практики подчеркивается требованиями федеральный образовательных стандартов второго поколения (далее ФГОС). В основу ФГОС начального общего образования как идеология была взята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В данной концепции особое внимание уделено созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития, цитата: «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [].

Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Убеждением Платона было: «Только нравственная жизнь делает человека истинно счастливым как в этой, так и в той жизни».

В Толковом словаре В.И. Даля: «Нрав (нравъ) - вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют дух (душу в высшем значении); ко нраву относятся как понятия подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Нравственный - добронравный, добродетельный, благонравственный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина».

Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

Важную роль в формировании нравственных ценностей играет обучение в начальной школе. Учебный процесс тесно связан с ориентацией младших школьников на нравственные ценности. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.

Как показывает практика младшие школьники осознают хорошие и плохие поступки, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для формирования нравственных ценностей. С приходом учеников в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей, как уже было сказано, становится учеба. Кроме того, в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем. Осознание важности, новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика: сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он «сделал так случайно».

Нравственные убеждения формируются на основе знаний и пониманий нравственных ценностей. Содержательная сторона нравственных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами знания о ценностях имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Как показывают проводимые наблюдения, нравственные убеждения у младших школьников не сформированы в полной мере. Свидетельством этого служит неумение детей сформулировать определения ценностям. Так, проведённый среди учащихся 2х классов МБУ СОШ № 44 г.о. Тольятти опрос показал, что дети затрудняются высказать своё мнение о ценностях. Все дети ответили, что доброта - это хорошее качество человека, но мало кто смог обосновать почему. Подавляющая часть опрошенных связывает понятие с конкретными действиями. Почти все приводят хорошие примеры добрых поступков: «помог маме по дому, накормил котёнка на улице, помог бабушке перейти через дорогу» и т.д.

Стоит отметить, что меньше всего сложностей у детей вызывают вопросы про честность. Почти все считают, что честность - «это когда человек говорит правду». Трудности же были связанны с вопросами «должен ли человек быть внимательным к другим людям?» и «должен ли относиться к окружающим с уважением и почему?». Все школьники ответили, что должен, но на вопросы «почему?» и «зачем?» ответа не дали. Некоторые ученики ссылаются на то, что так говорят родители. Это показатель того, что у младших школьников сильно влияние внешних факторов на формирование ценностей и отсутствуют собственные устойчивые ценностные убеждения. На вопрос, кого нужно уважать: старших, младших, ровесников или всех, многие выбирали всех, но при этом не смогли дать объяснение своей точке зрения. Многие дети по результатам опроса не понимают разницу между любовью и уважением, для них это почти одно и то же, однако с помощью наводящих вопросов учителя, некоторые учащиеся смогли разграничить обе ценности и дать более менее четкое объяснение своей точке зрения: «любят ни за что, а уважение надо заслужить». Итак, по ответам детей видно, что большинство учеников не понимают сущность и значимость духовно - нравственных ценностей.

На уроках литературного чтения путём анализа содержания произведений после их прочтения было изучено отношение младших школьников к литературному герою. Следует различать три вида этих отношений:

1. Эмоциональное отношение, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «нравится - не нравится».

2. Интеллектуально-оценочное, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «хороший - плохой».

3. Отношение, которое может не осознаваться ребенком, но непроизвольно выражается в его деятельности, когда перед ним не стоит задача выразить свое отношение (в игре, в пересказе, в сочинении).

Отвечая на вопросы после прочтения художественного текста, ученики давали ответы в основном предложениями из самого текста, а на вопросы «почему они так считают» так и не смогли высказаться, лишь обосновывая свой ответ ссылкой на конкретные поступки героя. Например, после прочтения рассказа В.А. Осеевой «Три товарища» предлагалось ответить на вопросы: «Кто из мальчиков проявил внимательное отношение к Вите? Почему ты так считаешь?». Почти все дети написали «Володя», но при этом на вопрос «Почему?» были даны ответы «Володя хороший», «Володя дал ему хлеб с маслом», «Дал ему поесть».

На уроках по развитию речи часто используется метод незаконченных предложений. В незаконченном предложении «Честный человек всегда…» присутствовали продолжения «Хороший», «Не врёт», «Помогает в беде». Остальные предложения «Когда я вижу бабушку с тяжелыми сумками, я…, Если мой друг в беде…, Когда я сижу в автобусе и вижу, что в автобус вошли бабушка или дедушка, я…, Если родители попросили меня сходить в магазин» многие дети заканчивали предложения просто одним словом «Помогу». Практически все учащиеся дают односложные, поверхностные ответы в одно-два слова, которые носят формальный характер.

Для того, чтобы определить ценностные ориентации младших школьников детям был предложен список желаний из которого они должны были выбрать наиболее значимые для себя. Список состоял из духовно-нравственных и материальных ценностей. Из списка желаний половина детей выбрали материальные ценности и половина - нравственные. Это доказывает, что многие дети удовлетворение своих материальных потребностей ставят выше, чем нравственные ценности (наличие в жизни друга, быть уважаемым человеком и т.д.) и косвенным образом подтверждают отсутствие нравственных ценностей в системе своих ценностных ориентаций. Были среди анкетируемых и дети, которые выбирали и нравственные, и материальные ценности. Однако, тревогу вызывает то, что были и те дети, которые выбрали одни материальные ценности, это позволяет судить о том, что нравственные ценности для них не приоритетны.

Формирование нравственных ценностей невозможно охарактеризовать вне связи интеллектуального и эмоционального в личностной сфере. Эмоции - это внутренняя деятельность, в которой первичная информация о действительности подвергается определенной переработке, в результате чего организм (личность) получает «мотивацию к деятельности». Нравственные эмоции и нравственные ценности взаимосвязаны. Это обусловлено направленностью эмоций на определенный объект и связью с отношением к нему. Характеристика эмоций как своеобразных оценок действительности или, точнее, получаемой информации о ней - общепринятая точка зрения философов, физиологов и психологов.

Наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, как показывают наблюдения, у большинства детей проявляется частично. Причем при явном контроле со стороны взрослых показатель проявлялся заметно ярче, чем без явного контроля.

Дети с ярко проявляющимся показателем в любых условиях и ситуациях испытывают эмоциональные переживания, связанные с той или иной ценностью. Они переживают, если у их одноклассников какие-то неприятности. При наблюдении можно увидеть, как некоторые школьники переживают, если у товарища плохая оценка или плохое самочувствие.

Нравственные знания становятся убеждениями, когда они проявляются в жизненном опыте, продуманы и критически переработаны воспитанниками. Важным компонентом при становлении ценностей является внутренняя созидательная сила, воля - это высший уровень регуляции личности, который позволяет ей противостоять неприемлемым для нее формам поведения.

У младших школьников данный компонент наличия нравственных ценностей развит слабо. Так, например, на просьбу о помощи параллельному классу в выпуске праздничной стенгазеты откликнулось только 3 человека. На вопрос: «Почему вы согласились помочь?», дети отвечали: «Потому что нам скажут спасибо, похвалят, надо помогать другим, чтобы в следующий раз и нам помогли». В данном ответе присутствует легкий оттенок прагматизма. Остальные с неохотой, под давлением учителя согласились, некоторые отказались вовсе. На вопрос: «Почему вы отказались?», некоторые дети отвечали: «Нам никто не помогал, пусть сами делают». Вызывает некоторое опасение тот факт, что большинство детей так равнодушно отнеслось к чужой проблеме. Заранее специально созданная учителем ситуация, когда детям не хватило игр на перемене, также показала проявление волевого компонента ценности у школьников. Только 4 школьника из 9 смогли решить эту проблему мирным путем, кто-то договорился играть по очереди, кто-то решил уступить игру, а сам заняться другим делом. У 5х других учеников возник конфликт и ссора из-за нежелания делиться игрой и идти на компромисс.

Как показывают наблюдения, дети без явного контроля со стороны взрослых перестают вести себя в соответствии с нравственными ценностями. Это говорит как раз о их несформированности. Под контролем взрослых одни учащиеся ведут себя честно, внимательно, предупредительно. Другие школьники не всегда обращают внимание на проблемы других, а иногда ведут себя даже безнравственно. Примером может служить то, что многие мальчики не пропускают вперед девочек, обижают их, дети могут посмеяться над чужой проблемой.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и наблюдения на практике позволяют определить три уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у младших школьников:

Высокий уровень: у детей есть устойчивые ценностные убеждения; дети проявляют устойчивые положительные эмоциональные реакции на ценности; нравственные ценности устойчиво проявляются в поведении.

Средний уровень: нравственные убеждения не устойчивы, зависят от мнения окружающих, эмоциональная реакция на ценность не всегда имеет место, поведение также во многом зависит от внешних факторов.

Низкий уровень: у детей почти отсутствуют ценностные убеждения; нет положительного эмоционального отклика на ценности; в поведении нравственные ценности никак не проявляются.

И как показали исследования проводимые в начальной школе, дети данного возраста имеют средний и низкий уровень. Альтернативой сложившемуся положению должна стать целенаправленная планомерная ориентация младших школьников на нравственные ценности.

Большими возможностями для духовно-нравственного развития младших школьников располагает внеурочная деятельность. На формирование нравственных ценностей оказывает влияние художественная литература. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу. Литература для детей призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое ценности истинные и что - ложные. Ее задача - научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу. Так, в практике МБУ СОШ № 44 г.о. Тольятти учителями начальной школы была разработана и внедрена программа «Путешествие в страну Читалию», где проводится чтение литературных произведений, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, а также беседы и диспуты. Кроме того систематично и целенаправленно ведётся культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре: экскурсии, просмотр видеофильмов, проведение разнообразных игр (малоподвижные, дидактические, игры-драматизации и др.); викторин, конкурсов, тематических вечеров, организуются вечера с родителями, для родителей и сверстников; встречи с писателями, этические беседы и разбор житейских ситуаций.

Подводя итог, хочется отметить, что ценности человека - это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней.







Список использованной литературы:

  1. Булатова, З.А. Духовно - нравственное воспитание младших школьников на традициях народной педагогики / З.А. Булатова // «Начальная школа» - №7 - М., 2008. - С.19.

  2. Золотая книга педагога / Е.С. Рапацевич - Минск: Современная школа, 2010 - 720 с.

  3. Данилюк, А.Я., Кондакова, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк - М.: Просвещение, 2010.

  4. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л. В. Калинина // «Начальная школа» - №1. - М., 2011. - С.46.

  5. Короткова, Л.Д. Семейное чтение как средство духовно - нравственное становление личности / Л.Д. Короткова // «Начальная школа» - №1. - М., 2007 - С.15.

  6. Кравцова, Л.Н. Духовно - нравственное воспитание в системе ДОД. / Л.Н. Кравцова // Дополнительное образование и воспитание - М., 2012. - № 11. - С. 31 - 35.

  7. Кузнецова, Л.И. Духовно - нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности /tulaschool.ru/teachers/57/1228/

  8. Куревина, О.А. Воспитание основ духовности и нравственности / О.А. Куревина // Начальная школа: плюс До и После. - М., 2010.- № 9.- С. 3-5.

  9. Лисица, В.А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через

приобщение к народной культуре / В.А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание - М., 2011. - № 11. - С. 20 - 22.

  1. Мамарыгин, А.А. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности. / А.А. Мамарыгин // Дополнительное образование и воспитание - М., 2012 г. - № 9. - С. 8 - 10.

  2. Парницына-Курбатова, Н.А. Менеджмент дополнительного образования в рамках духовно - нравственного воспитания / Н.А. Парницына- Курбатова // Дополнительное образование и воспитание - М., 2011. - № 6. - С. 11 - 15.

  3. Созонов, В.П. Истоки современного духовно-нравственного воспитания / В.П. Созонов // Народное образование - М., 2011.- № 4. - С. 195-204.



© 2010-2022