Воспитательный час Конфликты. Пути их решения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: «Конфликты. Пути их решения»

Цели:

научить участников конфликта успешно решать его;

рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми;

формировать у обучающихся уважительного отношения к окружающим людям;

помочь родителям, классным руководителям и подросткам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций;

способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Задачи:

Образовательные:

учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;

ознакомить обучающихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;

формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

Развивающие:

воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

формировать социально одобряемые формы поведения;

на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

Оформление:

написать на доске тему и эпиграф.

Оборудование:

компьютер, экран, проектор, тесты, толковый словарь.

План воспитательного часа

I. Вступительное слово.

II. Работа с понятиями.

III. Восстановление логических цепочек. "Угадай стратегию!".

IV. Ролевая игра "Конфликтные ситуации".

V. Интерактивная беседа.

VI. Тест: "Оценка собственного поведения"

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов.




Ход воспитательного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель.

Тема нашего воспитательного часа - «Конфликты. Пути их решения».

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма).

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.

Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение).

Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Учебная жизнь насыщена конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением и воспитанием детей.

Существует разные виды педагогических конфликтов:

- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально - личностных отношений обучающихся и преподавателей;

- конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения студентом устава техникума, чаще на парах, и вне учебного заведения;

- конфликты деятельности, возникающие из-за невыполнения обучающимися учебных заданий, неуспеваемости, пропусков по н/п.

Изжить конфликт в учебном заведении практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности.

Успех - во взаимодействии обучающихся, учителей, руководителей и родителей.

Исходя, из практического опыта данная система работает через проведение круглых столов, дискуссий, деловых игр, внеаудиторных мероприятий, внеклассных часов.

II. Работа с понятиями (озвучить ребятам понятия)

Классный руководитель.

В толковом словаре слово "конфликт" означает "столкновение, серьезное разногласие, спор".

Давайте поработаем с понятиями, представленными на слайде.

Ребята с гр. №19 и гр. №302 попробуйте дать им определения.

Кого мы называем "конфликтным человеком"?

Что значит " конфликтовать"?

В чем значение выражения "конфликтная ситуация"?

Поясните значение слова "компромисс".

(В течение 5 мин. ребята обсуждают задание.)

Классный руководитель. Теперь предлагаю высказаться (Ребята высказываются)

III. Восстановление логических цепочек. "Угадай стратегию!"

Классный руководитель.

Конфликт - это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.

Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные

в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное Расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, ребята угадывают)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

Конкуренция - стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)




Постарайтесь ответить на вопросы:

1. Какова же результативность этих стратегии? 2. Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? 3. А какая только осложнит его или заведет в тупик?

4. Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

(учитель читает описание поведения, ребята угадывают.)

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание)

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды. (Сотрудничество)

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы - разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество)

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление)

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

IV. Ролевая игра "Конфликтные ситуации".

Первая часть. Оценка ситуации.

Классный руководитель. Как же выглядят эти стратегии в конкретных жизненных ситуациях?

Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры " Конфликтные ситуации ". Первая часть игры - оценка ситуации. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.

(К доске выходят подготовленные учащиеся, разыгрывают 2 ситуации. После каждой сценки преподаватель проводит разбор ситуации по вопросам.)

Примерные вопросы кл. рук.:

1. - Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?

- Есть ли из нее выход?

2. - При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации? (При условии сотрудничества обеих сторон конфликта.)

- Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития конфликта:

а) если оба будут настаивать на своем (соперничество)

б) если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество)

в) если одна из сторон захочет уклониться от конфликта (избегание)

г) если одна из сторон подчиниться обстоятельствам (приспособление)

Пример конфликтной ситуации

Учитель. Я пригласил вас, чтобы выяснит, почему ваш сын пропускает уроки английского языка.

Мама учащегося. А что ему делать на ваших уроках? Неправильные глаголы учить? Вы знаете, что он у меня профессионально футболом занимается. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет.

Учитель. Но вы понимаете, что оценка по английскому языку в аттестат будет стоять не за его спортивные успехи. Он получит то, что заслуживает.

Мама учащегося. Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?

V. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям - разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т.д. (Учитель подводит учащихся к недавно произошедшего конфликта, подробно описанного в данном мастер - классе.)

1. Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?

2. Чему вас научила эта ситуация?

3. В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?

Ответы:

- Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

Классный руководитель. А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их можно воспитать в себе? К каким же выводам мы можем прийти?

Учащиеся. Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.

VI. Тест: "Оценка собственного поведения"

Тест разработан американскими специалистами по конфликтологии Кеннетом Томасом и Ральфом Килменном, который был разработан ими как способ разрешения конфликтов и позволяет составить примерную характеристику собственной реакции на конфликтные ситуации. Эта реакция зависит от использования конкретного способа и самочувствия в конфликтных ситуациях и оценивания в балах от 5 (высокая оценка) до 1 (низкая оценка).

Проводится анкета. В каждом из 10 вопросов учащиеся выбирают один вариант (А. или Б.), который больше подходит к тому, как они обычно поступают.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других - уступит, в третьих - найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.

Формула успешного решения конфликтов

1. Доброжелательность.

2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

3. Тактичность.

4. Разговор по существу.

5. Поиск компромисса.

6. Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения.

7. Соблюдение чужого персонального пространства.

8. Правильный выбор роли.

9. Умение слушать и слышать друг друга.

10. Справедливость.

XVIII. Подведение итогов

Классный руководитель просит учащихся всегда помнить закон жизни-

Правда. Справедливость выше правды, но выше справедливости милосердие

Если бы наше общество жило по закону "око за око", весь мир был бы незрячим. Выскажите свое мнение, по проведению воспитательного часа?


Министерство просвещения ПМР

ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»


Утверждаю

Зам.директора по ВР

________Семенцул Т.В.

«____»____________2016 г.


Воспитательный час Конфликты. Пути их решения


Воспитательный час Конфликты. Пути их решения


Воспитательный час Конфликты. Пути их решения


Воспитательный час Конфликты. Пути их решения

Дата проведения: .01.2016 г

Время проведения: 8.10 - 8.50 час.

Место проведения: каб. № 15

Группа: № 302 «Мастер общестроительных работ»

Классный руководитель:

Пантелеймонова В.О., преподаватель истории и обществознания

ГОУ СПО «РПТ»



Рассмотрен и одобрен

на заседании МО

классных руководителей

Протокол №____ от____20___г.

Председатель МО:

__________Томина Н.А.







Рыбница, 2016 г


© 2010-2022