СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Советы родителям по воспитанию одаренного ребенка в семье

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

Советы родителям по воспитанию одаренного ребенка в семье.

Селявкина Марта Михайловна,

учитель Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа-коллегиум» города Алушта

Василий Сухомлинский отмечал, что к каждому ребенку нужен подход. Поэтому родители должны развивать у своих детей активную познавательную деятельность, заинтересовывать ребенка различными видами заданий (поисковых, логических, игровых). Что же касается советов родителям, которые воспитывают одаренного ребенка? В первую очередь - нужно любить своего ребенка. Принимать ребенка таким, какой он есть, участвуя в его развитии, поддерживая, а не навязывая свои интересы, давать ребенку возможность выбора. Для развития творческого потенциала, как показали исследования, необходима не только адекватная оценка сил ребенка, но и немного завышеная, зазнайками он не вырастет, зато у него будет запас сил и уверенность при неудачах, к которым надо готовить с детства.

Родители должны быть примером, ведь ребенок сознательно принимает вашу манеру говорить, ходить, работать, ответственности за порученное дело. Каждый родитель должен помнить правило: "Не навреди!" Ведь одаренный ребенок более чувствительный, ранимый, поэтому нужно давать свободное время для того, чтобы побыть ребенку в одиночестве, подумать, пофантазировать. С помощью тренингов дать ему возможность глубоко понять себя и других. Взрослые часто родители должны советоваться с психологом по воспитанию одаренного ребенка.

Родители должны всегда помнить, что для одаренного ребенка творчество является жизненной необходимостью. Поэтому ребенка нужно готовить к наблюдательности, настойчивости, формировать умение доводить начатое дело до конца, трудолюбие, требовательность к себе, удовольствие от процесса творчества, терпеливое отношение к критике, уверенности при неопределенности, гордости и чувства собственного достоинства, чуткость к анализу нравственных проблем.

Родители также должны осознавать, что очень большая роль в процессе формирования личности одаренного ребенка принадлежит свободе. Волевые черты являются стержневыми чертами характера, ведь при наличии цели, которую личность достигает в жизни, преодолевая препятствия, является целеустремлением в жизни. Целенаправленные люди находят свое счастье в жизни, они умеют поставить перед собой четкую, реальную цель. Стремление достичь своей цели делает человека решительным и упорным. Павлов И.П. утверждал, что у волевого человека трудности лишь увеличивают желание реализовать свою мечту. Они умеют сдержать себя, обладают терпением, выдержкой, умеют контролировать свои чувства при наличии препятствий. Инициативность и творчество объединены с настойчивостью, решительностью и выдержкой, помогают одаренным детям самореализоваться. Итак, родители призваны помочь ребенку открыть его жизненное призвание, реализовать себя как личность. Они не имеют права потерять одаренность ребенка, потому что, теряя талант, одаренность, способность, они теряют будущее. Поэтому родители должны быть терпеливыми, безгранично верить в ребенка, тогда этот ребенок вырастет хорошим творческим человеком. Родители должны особое внимание уделять развитию познавательных интересов ребенка, ведь благодаря им формируются основные интеллектуальные умения, необходимые для усвоения знаний, закладывается основа для дальнейшего успешного овладения знаниями.

Ребенок не только должен усвоить определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять взаимосвязь между понятиями и рассуждать. А добиться этого возможно лишь средствами, которые активизируют познавательную деятельность.

Работа над развитием познавательных интересов ребенка, активизирует его деятельность, повышает производительность труда. Конечно, родители не должны оставлять ребенка наедине со своими проблемами. Родительская помощь должна быть осторожной, взвешенной, наводить ребенка на собственные решения, а не насаждать что-то своё. Главная задача родителей - стремиться, чтобы учебный труд их ребенка приносил ему радость, а не муки и горечь неудач. Ребенок, увлеченный делом, которое ему нравится, проявляет настойчивость, силу воли, критическое отношение к общеизвестному. В творчестве ребенок может реализовать все имеющиеся у него знания, умения и способности. Родителям нужно знать, что одаренный ребенок стремится к доверительному общению. Он хочет видеть в родителях мудрость взрослого человека, который обогатит представления о мире и о самом себе, поможет преодолеть трудности. Детям очень хочется, чтобы родители воспринимали их как равноправных в личностном плане партнеров. Им не хочется, чтобы их учили, они стреляться к равноправному общению, чтобы их воспринимали как личности и реагировали на них как на личность. Конечно, перед родителями стоит проблема формирования и сохранения не просто личности, а личности одаренного, личности сознательного гражданина.

Педагоги должны научить родителей развитию творческих способностей и одаренности в их детях. Здесь важное значение имеют открытые вопросы, творческие дискуссии, глубокое знание родителями психологической сущности творческого процесса, вера в интеллектуальные силы ребенка. Для ребенка родители должны создать условия, чтобы одаренный ребенок имел возможность самостоятельно осуществлять свою индивидуальную деятельность. Задача родителей заключается в максимальном содействии, стимулировании активности и развития у ребенка изобретательности, инициативы, творческого подхода к обучению. Желательно, чтобы у ребенка был любимый уютный уголок, где он может полностью уединиться и спокойно подумать. В комнате ребенок должен чувствовать атмосферу творчества, раскованности для обретения умения находить решение нестандартных ситуаций, как нацеленность на открытие нового.

Развивая творческие способности ребенка, родители выполняют общественный запрос по формированию личности, способной самостоятельно мыслить, принимать смелые и нестандартные решения, творчески относиться к труду. Именно такие творческие личности имеют высокий уровень национального самосознания, что обнаруживает причастность их к исконным духовным ценностям украинского народа. А помогут им такими стать их первые советчики - родители.

Советы родителям, которые хотят развивать способности своих детей:

1. Не сдерживайте раскрытия потенциальных возможностей психики.

2. Избегайте однобокости в обучении и воспитании.

3. Не лишайте ребенка игр, забав, сказок, создавайте условия для выхода детской энергии, подвижности, эмоциональности.

4. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и к окружающим), так как человек, энергия которого скована общими потребностями, проблемами, меньше способна достичь высот самовыражения.

5. Оставляйте ребенка в одиночестве и позволяйте ему заниматься своими делами. Помните, если вы хотите своему ребенку добра, научите его обходиться без вас.

6. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и сочувствуйте в случае неудачи, избегайте неудовлетворительной оценки творческих попыток ребенка.

7. Будьте терпимыми к идеям, уважайте любознательность, реагируйте на вопросы ребенка. Обучать нужно не тому, что может сам ребенок, а тому, что он овладевает с помощью взрослого, его подсказке.

В воспитании одаренных детей чрезвычайно важная роль принадлежит родителям и педагогам, которые должны создать условия для их гармоничного развития: атмосферу любви, доверия, внимания к потребностям и интересам. По словам американского психолога Натальи Роджерс, творчество ребенка стимулируют психологическая безопасность, безоценочное принятие его личности, атмосфера открытости, дозволенности, предоставление ей права на свободу и самостоятельность.

© 2010-2022