Урок Методы получения первичной информации 10-11 класс

Предмет: Основы проектирования. Исследовательский проект. Тема: «Методы получения первичной информации» Место урока в разделе: девятый урок 3 темы «Источники информации и способы работы с ними». Тип урока: изучение нового материала. Педагогические цели урока. Ø  сформировать у учащихся представление о методах получения первичной информации; Ø  развивать способность логически мыслить; Ø  развивать умение анализировать; Ø  развивать умение высказывать собственное мнение и умение его обосновывать; ...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс. Основы проектирования. Исследовательский проект.

Тема: «Методы получения первичной информации»

Место урока в разделе: девятый урок 3 темы «Источники информации и способы работы с ними».

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические цели урока.

  1. Обучающие:

  • сформировать у учащихся представление о методах получения первичной информации;

  • научить планировать построение имиджа предприятия;

  1. Развивающие:

  • развивать способность логически мыслить;

  • развивать умение анализировать;

  • развивать умение высказывать собственное мнение и умение его обосновывать;

  • развивать умение вырабатывать коллективные решения;

  • развивать умение применять полученные знания на практике;

  1. Воспитывающие:

  • стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, взаимопомощи, чувства субординации...

Оборудование:

интерактивная доска, рабочие тетради учащихся, листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Формы работы на уроке:

индивидуальная, в малых группах.

Ход урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Методы, используемые на этапе

1-й этап - адаптационный


  1. Адаптация учащихся к учебной деятельности на уроке.

  2. Анализ имеющихся у детей знаний о методах получения информации.


  • Ведущим методом на этом этапе является эвристическая беседа;

Включение в проектную деятельность (предложение выбрать наиболее эффективные методы получения информации для работы над своим проектом).

2-й этап - теоретический

Изучение нового материала о методах получения первичной информации


  • Метод групповой работы (изучить метод, презентация метода)

3-й этап - практический

Применение полученных знаний о методах получения первичной информации

  • Проблемное задание (подготовить материалы к получению первичной информации по теме проекта)

  • практическая работа

Содержание урока

Действия

Содержание

Время 40 мин.

Адаптацион-ный этап.

На доске - тема урока «Методы получения первичной информации».

Учитель: В рамках научно-исследовательского проекта очень важное место имеет сбор, обработка и представление информации

Давайте вспомним из уроков основ проектной деятельности как называют субъектов данного метода.

Ответы учащихся: Субъекты метода получили названия: интервьюер - активный участник, сборщик инфор­мации и респондент - носитель информации, опрашиваемый.

Что такое опрос?

Ответы учащихся: Опрос - метод получения первичной информации, основан­ный на устном или письменном обращении к исследуемой сово­купности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования.

Запишите в тетрадях тему урока.

4 мин.

Теоретический этап урока.







Группу методов которые мы сегодня будем рассматривать правомерно именуют еще экспертными метода­ми (исследования) потому, что сущностную информацию можно получить только у ее носителей, у экспертов, у тех, кто стал обладателем актуального знания в силу того, что находится на самом переднем крае социального опыта и его рефлексии. В рам­ках методов рассматриваемой группы частично осуществляется и обработка, а также представление полученной информации.

Схематически ее можно представить рис. 1. (Приложение 1)

Опросные методы. Опросные методы получили свое название потому, что информация "снимается" исследователем "с эксперта" путем опроса в различных его формах.

К строго индивидуально-экспертным методам относятся: тестирование, интервьюирование, анкетирование, метод устной истории, панельный опрос. Все пять методов связаны только с получением исходной информации. Обработка этой ин­формации осуществляется путем привлечения других (групп) методов.

В каждой группе учащихся есть ученик-эксперт одного из рассматриваемых методов, который расскажет о методе учащимся. (Учащийся, который подготовился к уроку по материалам учителя)

Группа должна подготовить выступление о рассматриваемом методе и дать рекомендации остальным учащимся, когда и как следует применять данный метод, отметить его достоинства и недостатки.

Материал для групп (Приложение 2.)

15 мин.








Практический этап урока.

Обсуждение в группах.

Представители от каждой группы рассказывают о результатах обсуждения, показывают схемы изученного метода.

1 группа - Интервьюирование, метод «устной истории»

2 группа - Анкетирование, тестирование.

3 группа - Метод панельного опроса

4 группа - Метод мозгового штурма

5 группа - Сценарный метод.

Учитель и ученики других групп задают вопросы, дают оценивающие комментарии.

Учитель выставляет оценки в зависимости от правильности и полноты ответов, от степени участия ученика в работе группы.

20 мин.

=15мин.



=3мин.

=2мин.

Домашнее задание.

Учитель: Ребята, домашнее задание будет следующим: выбрать наиболее эффективные методы получения первичной информации по теме проекта, подготовить материал к сбору информации и собрать информацию по плану.

Урок окончен. Спасибо за активную работу на уроке.

1мин.

Приложение 2.

1 группа - Интервьюирование, метод «устной истории»

Интервьюирование сводится к непринужденной беседе исследователя (интервьюера) с респондентом и фиксации ее результатов. Содержание беседы, задаваемые в ее ходе вопросы, разумеется, предварительно осмысливаются исследователем и направлены на безусловное получение требуемой информа­ции, предназначенной для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Достоинства: простота; достаточная результативность (почти 100%-ная вероятность получения информации от "взя­того в обработку"); возможность (неожиданная) получения предварительно не предполагавшейся, чаще всего "щекотли­вой" информации как сознательно выдаваемой, так и путем

"проговора"1.

Недостатки: большая часть людей настороженно, с опас­кой относится к фиксации их высказываний (запись ручкой, на магнитофон), что сковывает респондента, а последующая запись результатов беседы с респондентом не исключает искажений; возможно психологическое воздействие исследователя на рес­пондента, "подведение" его (подсказывание) к собственным ответам на задаваемые вопросы и опосредованая фиксация интервьюерских ответов, т. е. замещение подлинных ответов респондентов - чужими; трудности обработки произвольных ответов, возможность искажения их содержания при любых попытках унификации с целью обработки.

Особую разновидность интервьюирования представляет собой метод "устной истории"1. Он сводится к сбору и фик­сации биографических и хронологических данных о группах людей, относящихся к одному социальному слою или функци­ональной сфере, и выявлению на этой информационной основе определенных исторических и социальных закономерностей (или отклонений от них) в жизнедеятельности этой группы (слоя), например, "красных директоров", создателей ВКП(б), "буржуазных спецов", верой и правдой служивших "рабоче-крестьянской" власти и т. д.

Метод "устной истории" помогает восстановить реальную картину событий, выявить новые грани прошлого, "оживить" его, опираясь на детализованный анализ жизненного опыта, соединение личностного и социального в каждой индивидуальной жизненной истории.

2 группа - Анкетирование, тестирование.

Анкетирование сводится к заполнению респондентом анке­ты (вопросника), предварительно составленной интервьюером, т. е. самостоятельная фиксация респондентом своего мнения по интересующему исследователя вопросу и последующая передача анкеты заинтересованному в ее получении лицу для

обработки.

При этом важно отметить, что анкета зачастую предпола­гает (при закрытом типе) унифицированные варианты ответов (да; нет; затрудняюсь ответить и т. п.).

Достоинства: тщательная предварительная формулировка вопросов, отсутствие "импровизации" со стороны интервьюера; исключение даже неосознанного психологического воздействия исследователя на респондента, "подталкивания" его к "собствен­ному" мнению; относительно невысокая (по сравнению с интер­вьюированием) трудоемкость и стоимость сбора информации, в целом большая простота обработки заведомо унифицированных ответов респондентов.

Недостатки: высокая вероятность того, что не все получив­шие анкеты ответят на нее; возможность получения неискренних ответов на вопросы анкеты; вероятность получения релевантной, но не предусмотренной анкетой информации (при открытом типе анкет, когда респонденту предлагается самостоятельно сообщить важную, по его мнению, информацию, относящуюся к исследуемому вопросу).

Тестирование - метод изучения глубинных (чаще - мыс­лительных) процессов деятельности человека, исходя из его высказываний или личностных оценок каких-либо факторов жизнедеятельности окружающей среды.

В основе метода (методов) лежит специально составленный профессиональным социологом опросник (тест), позволяющий оценить отношение тестируемого к определенному явлению, выявить и количественно оценить его личностные свойства, предпочтения, ориентации.

Тесты характеризуются валидностью. Под валидностъю теста понимается его способность решать возложенную на него по замыслу создателя задачу, достигать поставленной цели - выявлять и измерять требуемые свойства индивида.

3 группа - Метод панельного опроса

Отличие метода панельного опроса от других опросных методов состоит в том, что при его использовании к выборке выдвигается еще одно дополнительное требование - персо­нальная неизменяемость сформированной выборки от опроса к опросу. Сам опрос может проводиться в любой из форм - ин­тервьюирования или анкетирования, но персональный состав опрашиваемых должен быть стабильным.

Дело в том, что метод используется для изучения изменения вкусов, симпатий, предпочтений и т. д. во времени, а персонально разные респонденты могут изначально отличаться своими ориентациями. Чтобы исключить (элиминировать) влияние этого фактора, выдвинуто оговоренное требование. Формирование и поддержание "панели" в течение длительных промежутков времени под силу лишь крупным опросным агентствам, систе­матически получающим заказы на исследования и ориентированным на изучение динамики социальных явлений во времени. Одним из таких формирований в России рассматривают извест­ный Левада-центр1.

4 группа - Сценарный метод.

Сценарный метод заключается в систематизированном представлении обществу знаний о будущем, полученных упор­ным трудом, преимущественно, отдельных специалистов широ­кого кругозора и высочайшей квалификации. Французы такие представления-сценарии, именуют футуриблями. Сценарий - это описание картины будущего, состоящий из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к конечному про­гнозируемому состоянию. Это еще и метод прогнозирования.

Отмеченные на рис. 10 качественно-сценарные методы подразделяются на сценарии-эссе2 и аналитические сценарии; количественно-сценарный метод иногда именуют формализо­ванно- сценарным.

Сценарий-эссе - характеризуется свободным, близким к публицистическому стилем, высокой степенью детализации, сознательной драматизацией ключевых моментов изложения, отсутствием жесткой структурированности данных. Как правило, сценарии-эссе довольно значительны по объему. Среди важнейших достоинств сценариев-эссе следует отметить высокую степень наглядности формы изложения материала: драматическая привлекательность хорошо написанного сце­нария, который расширяет границы вероятности с помощью творческого использования фактической информации, оказа­лась очень полезной и в оборонной политике, и в бизнесе, и в промышленном планировании благодаря возможности наглядно продемонстрировать преимущества и недостатки различных предложений.

Аналитический сценарий - характеризуется строгим стилем, наличием четкой структуры изложения материала, небольшим объемом. Содержит краткое (порой - тезисное) описание исходных и результирующих ситуаций, сжатую ха­рактеристику основных политических актеров, максимально четкую демонстрацию хода развития событий. Такие сценарии в силу их краткости значительно более удобны для лица, прини­мающего решения. Кроме того, они обладают убедительностью и наглядностью, хотя и несколько иного рода, чем сценарии-эссе (научная убедительность в противовес художественной).

Формализованные сценарии - по сравнению с первыми двумя видами, содержащими качественные суждения экспер­тов, включают в себя количественные показатели. Вербальное изложение хода событий сочетается в них с построением графов, событийных сетей, блок-схем, с использованием количественных коэффициентов (вероятности, относительной важности и др.). В наиболее сложных вариантах такие сценарии могут использо­вать математический аппарат теории вероятности, формальной и математической логики, теории распознавания образов, линей­ного и нелинейного программирования и пр. Поэтому некоторые аспекты таких сценариев могут быть сложны для восприятия, требовать специальной подготовки и квалификации. В то же время эти сценарии могут нести в себе гораздо более значитель­ный объем необходимой для принятия оптимального решения информации, чем аналитические сценарии и сценарии-эссе.

Характерным примером сценария-эссе можно рассматри­вать прогноз югославского коммуниста генерала М. Джиласа1 о неизбежности перерождения партийно-номенклатурной верхушки, выведенной из-под контроля населения, блестяще осуществившийся в течение менее полувека с момента создания этого сценария в Советском Союзе.

Примером аналитического сценария общемирового значе­ния следует рассматривать получивший широкую известность Доклад Римского клуба2, впервые обнаживший проблему пре­делов экономического роста. Сущность и последовательность разработки формализованных сценариев как метода, одно­временно относящегося и к другой группе, будут рассмотрены в разд. 21.

5 группа - Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма - предложен после Второй ми­ровой войны американцем Алексом Осборном, бывшим во время войны командиром небольшого транспортного судна.

Предыстория появления метода вкратце такова. Командир практически безоружного транспортного судна в Атлантическом океане получил радиограмму о том, что в регионе следования появились немецкие подлодки. Рекомендовалось самостоятельно позаботиться о защите, поскольку никаких боевых средств в распоряжении органа, руководившего транспортированием, в этом районе не было. Средства береговой охраны США - да­леко. Командир собрал на палубе экипаж, проинформировал о ситуации и пригласил членов команды активно предлагать возможные меры спасения на случай торпедной атаки. Один из членов экипажа, индивид с "черным" юмором, внес предложение в случае атаки выстроиться на палубе вдоль борта со стороны атакующей лодки и дружно дунуть в сторону торпеды. Это, по мнению предлагающего, отклонит торпеду от ее курса и позволит избежать ее попадания в корабль. Злой рок на этот раз миновал корабль, но случай имел два следствия. Первое: Осборн после войны запатентовал средство защиты корабля от торпеды в виде вентилятора, крепящегося к борту корабля, об эффективности которого ничего не известно. Второе: выйдя в отставку, Осборн создал учебный центр по подготовке специалистов по решению изобретательских задач, исходя из усвоенного им опыта.

Алгоритм метода предполагает два заседания экспертной группы, т. е. работу в два тура, на каждый из которых возлагается самостоятельная задача и предъявляются свои требования.

Задача первого тура - выработать (получить) максимально возможное количество жизнеспособных альтернативных пред­ложений по преодолению проблемы (гипотеза, как таковая, не выдвигается вовсе).

Задача второго тура - проверка, причем жесткая, альтер­натив на жизнеспособность.

Требования к проведению первого тура - создание у экс­пертов предстрессового состояния (возможность стать пищей акул): психологи мотивируют это повышением мыслительной активности в стрессовом состоянии; постановка актуальной за­дачи непосредственно на заседании, работа без предварительной подготовки и домашних заготовок: психологи мотивируют это тем, что первое движение души - самое верное; запрещение выдвигать несколько предложений подряд (само количество предложений одного эксперта не ограничивается, но излагать их следует поочередно, давая возможность участвовать в генерации идей и другим; запрещение какой-либо критики даже самых экстравагантных предложений (они-то в конечном итоге могут оказаться самыми продуктивными); оперативная фиксация вы­сказываемых предложений; ограничение продолжительности первого тура в 40-45 мин: психологи мотивируют это снижением мыслительной активности экспертов по истечении отмеченного времени.

Между первым и вторым турами заседаний работает секре­тариат. На него возлагается систематизация, группировка и т. п., а также обработка поступивших предложений по разрешению проблемы.

Требования к проведению второго тура: неограниченность времени; конструктивная критика предложений, но не внесших их экспертов.

Японский вариант метода коллективной генерации идей получил цифровое обозначение "635". Оно трактуется, как: шесть экспертов по три идеи каждые пять минут. Реализуется этот вариант путем посадки за стол в первом туре пяти человек и снабжения каждого из них небольшим скрепленным пакетом бумаги (2-3 листа). После каждых пяти минут пакеты переме­щаются по кругу. За 30 минут (6-5) эксперты генерируют 108 предложений (6 • б • 3) по разрешению проблемы, которые под­вергаются в дальнейшем строгой конструктивной критике.

По мнению исследователей университета Буфалло (США) методы коллективной генерации идей, в том числе метод моз­гового штурма, позволяют получить на 70% больше ценных (новых) идей, чем их способны выдвинуть индивидуально те же эксперты.

Приложение 1.

Классификация экспертных методов.

Урок Методы получения первичной информации 10-11 класс


© 2010-2022