- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Правильное питание - залог здоровья
Классный час на тему Правильное питание - залог здоровья
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Болдырева Н.Н. |
Дата | 09.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Правильное питание - залог здоровья
Название конкурсной работы
Правильное питание - залог здоровья
Ф.И.О. автора, должность, контактный телефон
Болдырева Наталья Николаевна, учитель начальных классов, 8-951-306-39-37
Полное наименование образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 имени С. В. Добрина г. Липецка
Адрес и телефон учреждения, электронная почта
398902, г. Липецк, ул. Ударников, 21
(4742) 41 89 77, 40 82 84
Возраст обучающихся
7-8 лет
Используемая часть программы «Разговор о правильном питании»
«Разговор о правильном питании»
-
Описание системы работы по реализации выбранной части программы:
а) основные воспитательные и образовательные задачи, при реализации выбранной части программы;
Внедрению программы «Разговор о правильном питании» в условиях МБОУ СОШ №23 предшествовал «Мониторинг изучения основ культуры питания». Исследование проводилось с обучающимися моего 1 класса и их родителями. Результаты мониторинга показали, что только 64 % родителей и 24% детей были знакомы с основными принципами организации здорового питания. Было выявлено, что некоторые дети «не желают завтракать перед школой», другие «завтракают, но предпочитают еду всухомятку», «не любят супы и каши». Далеко не все родители хотели или могли рассказать своим детям о важности правильного питания. Для значительной части учеников были выявлены следующие недостатки в организации питания:
• наиболее частое явление - отсутствие завтрака перед школой (68%).
• нарушения в режиме питания (64%).
• частое потребление колбасных изделий: каждый третий ребенок употреблял их ежедневно, а в ряде случаев несколько раз в день (32%).
• потребление кондитерских изделий и сладостей - каждый второй ребёнок употреблял ежедневно или несколько раз в день (56%).
• недостаточно частое потребление основных продуктов питания: молока, овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (52%).
В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, некоторые молочные продукты (мороженое, сладкие сырки).
Проведённые исследования подтвердили недостаточный уровень здоровья детей, выявили проблемы, которые необходимо было срочно решать. Анализируя возможности школы, родителей, детей и свой собственный потенциал, учитывая цель и задачи программы «Разговор о правильном питании», я поставила перед собой следующую цели и задачи:
Цель: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
Задачи:
а) обучающая - формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;
б) развивающая - способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;
в) воспитывающая - создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.
б) планирование реализации содержания выбранной программы;
Данная программа предназначена для учеников 1 -2 классов. Программа « Разговор о правильном питании» одобрена министерством образования Российской Федерации. Авторами программы являются М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.
Содержание рабочей программы:
-
Роль здорового правильного питания в жизни человека.
-
Практическая направленность программы в усвоении знаний и переходов от умения и навыкам в жизненной ситуации.
-
Оценка и самооценка: - Для чего мне нужны знания о правильном питании? Как в будущем это поможет нам?
-
Влияние самого человека на организацию правильного питания в семье.
-
Формирование здорового образа жизни и его пропаганда в кругу семьи, друзей, соседей
Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят - «Здоровье не купишь - его разум дает!». При реализации программы "Разговор о правильном питании" во 2 "Б" классе я убеждалась в том, что дети действительно осознавали необходимость заботиться о своем здоровье. Постепенно, в течение учебного года, у детей формировалось представление о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания. Эффективность этого курса проверена и подтверждена мною на практике. Тематика, предложенная программой «Разговор о правильном питании» позволяет решать поставленные задачи не только в рамках факультативной работы, но и на уроках по предметам базового учебного плана. Интеграция с другими учебными предметами представлена в виде схемы:
Интеграция в содержание учебных предметов
Русский язык Литературное чтение Математика
Работа над задачей, расчёты
работа с текстом и предложениями словарная работа
Проектная деятельность, работа с текстом, творческая работа
Окружающий мир ИЗО и технология
Аппликация, лепка,рисунок, плакат, поделки
Практическая работа, экскурсия
в) основные формы и направления работы
Здоровье детей - это здоровье нашей нации. Научить человека быть здоровым с детства - вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер. Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, обеспечивают условия для активного включения их в процесс обучения. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, доставляет удовольствие детям. В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации:
• встреча «Пища в лесу»;
• сказки «В гости к огороднику», «Репка»
• экскурсия «Где и как готовят пищу»
• турнир знатоков «Где найти витамины зимой»;
• практикум «Накрываем стол к обеду»;
• проект «Вкусная азбука»;
• театрализация;
• буклет «Витаминка.ru
Ведение Дневника здоровья помогает моим ученикам вести наблюдение за своими физиологическими изменениями. Активно использую в работе технические средства обучения:
а) презентации (как авторские, так и презентации других педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников моего класса, целями и задачами конкретного занятия).
б) видео:
- мультфильмы из серии «Уроки тётушки Совы»; «Будь здоров», «Азбука здоровья».
Ребятами нашего класса проведены выставки рисунков по теме «Если хочешь быть здоровым», плакаты по правильному питанию, семейные фотографии «Любимое блюдо нашей семьи», театрализация сказки для родителей.
-
Описание методики реализации темы «Правильное питание - залог здоровья»
Задачи:
Обучающая: расширить и углубить знания школьников о правильном питании, его значимости для здоровья;
Воспитывающая: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, через привитие навыков правильного питания.
Развивающая: развивать коммуникативные способности, способствовать развитию взаимодействия между детьми.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, учебная доска, воздушные шары, шаблоны цветов.
Тип мероприятия: познавательная беседа + практическая работа
Ход мероприятия
Психологический настрой:
Звучит отрывок из детской песни, «Какой чудесный день!»
Учитель: - Здравствуйте! Мне, кажется, сегодня действительно чудесный день, даже просто потому, что все мы здесь сегодня собрались.
- А собрались мы сегодня c вами для очень важного разговора, а о чем мы с вами будем вести разговор, вы поймете, если прослушаете притчу.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? А сам думает: «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!».
- Нельзя не согласиться с этим афоризмом, но, перефразируя его, мы можем сказать, что здоровье находится в наших руках.
- Сегодня мы поговорим о нашем здоровье. Оно включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сегодня.
- Ведь здоровье всего дороже. Здоровье не купишь, потому что цены у него нет.
- Поэтому, наверное, мы чаще всего желаем себе именно здоровья, но почему - меньше всего его бережем. А если здоровье не беречь, не заботиться о нем, то оно как воздушные шары может быстро улетучиться из нашего организма.
(Появляются воздушные шары с буквами, которые составляют слово «здоровье»)
- Вы видите на своих столах воздушные шары, которые я дала вам как символ здоровья. На каждом шарике есть буква, а если сложить эти буквы по часовой стрелке, то получится слово «здоровье».
- Подумайте, какие образы у вас возникают, когда вы слышите слово здоровье»?
- Посовещайтесь в группе и назовите на каждую букву, которая находится именно на ваших шариках слово, которым вы обозначите образ, возникающий на тему «здоровье»
Учитель: - Ь - разделительный знак, который, наверное, здесь тоже неслучайно! Скорее всего, когда мы говорим о здоровье, мы подразумеваем несколько видов: физическое, душевное (психологическое), социальное здоровье.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
- Так что же нужно делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?
(Входит Карлесон, грустит).
Учитель: Здравствуй, Карлесон!
Карлесон: Привет.
Учитель: Что грустишь ты?
Дай ответ.
Карлесон: Я обкушался варенья!
А еще было печенье.
Торт и множество конфет:
Очень вкусным был обед.
А теперь мотор заглох.
Ох, зачем я ел пирог?
Учитель: Где же ты сегодня был?
Карлесон: Слон обедать пригласил.
Отказать ему не смог.
Ох, зачем я ел пирог?
Учитель: Да, друзья, на первый взгляд,
Стал Карлесончик толстоват.
Разве можно столько есть?
На диету нужно сесть!
Карлесон: Чтобы сесть, нужна кровать,
А до дома не достать.
Кто б на крышу влезть помог.
Ох, зачем я ел пирог.
Если б я пирог не ел,
То, конечно же, взлетел!
У меня горячий лоб,
А все жадности микроб.
Если бы не было его:
Не случилось б ничего!
Учитель: Карлесон! Ты не ворчи!
Лучше о еде молчи!
Сам во всем ты виноват:
Ел и ел ты все подряд!
Учитель:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Учитель: Садись Карлесон и послушай наших ребят, о том, как надо правильно питаться. Вот, Карлесон, подкрепись, это лучше чем сладкое. (Карлесон ворчит и отказывается).
1 ученик: - Карлесон, ты не прав, скорее всего, у тебя авитаминоз.
2 ученик:
- Чтоб решить важный вопрос
Победить авитаминоз.
Вам помогут без труда,
Наши овощи всегда
1 ученик:
- Выходи на огород,
Овощей там хоровод.
Дружно все они живут,
Витамины берегут.
Для салата твоего они полезнее всего.
2 ученик
Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет тебе готов,
Как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу - утром, суп - в обед,
А на ужин - винегрет.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться.
1 ученик
Ну, а если свой обед
Ты начнешь с кулька конфет,
Жвачкой импортной закусишь,
Шоколадом подсластишь,
А потом на целый вечер
К телевизору засядешь
И посмотришь по порядку
Сериалов череду,
То тогда наверняка
Твои спутники всегда -
Близорукость, бледный вид
И неважный аппетит.
Учитель: Овощи очень вкусны и содержат все нужные для здоровья витамины. Я предлагаю тебе, Карлесон, поиграть вместе с ребятами в очень интересную игру «Поезд»
(Один ученик исполняет роль светофора. Остальные обучающиеся получают по одной карточке с рисунками продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.
Едет поезд необычный,
Он большой и симпатичный .
Нет вагонов, нет колес,
В нем: капуста, мед, овес,
Лук, петрушка и укроп...
Остановка!
Поезд, стоп!
(Поезд движется по классу к светофору. По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает красный кружок. Из колонны выходят дети, в руках которых были карточки с рисунками (хлеб, крупы, рис и макаронные изделия). Приложение 1
-Ребята, вспомните и назовите все пословицы о хлебе.
(Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загорается желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками овощей).
(Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загорается желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками фруктов).
Учитель: - Вот посмотрите на блюдо, которое мы предложили Карлесону - здесь собрались разные овощи, ягоды и фрукты. Прошу выйти двоих ребят. Каждый получает по корзинке. Один собирает все, что растет в саду, другой - все, что растет в огороде.
- Чтобы вырастить урожай, нужно много трудиться. Вот какая история произошла с одним садоводом. Приложение 2
Учитель: Посмотрите, какие прекрасные цветы растут у садовода. Представьте, что мы находимся на этой чудесной солнечной поляне, где растет много чудесных цветов. Такие полянки, только в уменьшенном виде есть у вас. И каждый на этой поляне посадит свой цветок, но не простой, а «цветок здоровья»
-. Дело в том, что вы, прежде чем посадить этот цветок, должны будете оценить себя, ответив на вопрос: «Какой я?»
Вы должны знать свое тело,
Знать и любить.
Самое первое дело -
В мире с ним жить.
Каждую клеточку тела
Нужно понять,
Пользоваться умело и охранять.
- Я уверена, что вы уже многое знаете о своем организме и хорошо понимаете, что многое зависит от нас самих. Я права?
- Сейчас мы с вами сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни. Возьмите шаблон цветка, который лежит у вас на столе. Но как вы видите, у этого цветка есть только стебель с листьями и сам цветок. Вы не видите у цветка корни. Дело в том, что:
Корни цветка - это факторы здоровья: наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад и т.д., т.е. как бы невидимые и может быть не совсем доступные нам факторы.
Стебель с листьями - это то, что нам доступно. Это такие направления здоровьесберегающей работы, как: гигиена, охрана зрения, формирование правильной осанки, правильное питание, физкультурно - оздоровительная работа, здоровый образ жизни;
Лепестки - сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная, оказывающие влияние на основные наши знания и увлечения.
- Поэтому, отвечая на вопрос, «Какой я?» и оценивая себя, мы будем работать именно с верхней частью цветка, не трогая наши корни, и вопреки всему попробуем вырастить свой цветок здоровья.
Мой организм - сердцевина цветка (физическое состояние)
Название лепестков:
-
Мое настроение (психологическое здоровье)
-
Мое отношение к людям (социальное здоровье)
-
Мое отношение к окружающему миру (социальное здоровье)
-
Мои знания по здоровьесбережению
-
Мои увлечения, сохраняющие и укрепляющие здоровье
- Выберите сердечко «цветка здоровья» и его лепестки такого цвета, который будет соответствовать вашему состоянию организма в последнее время: желтый цвет - все у вас на «5» (очень хорошо), зеленый - на «4» (хорошо) и красный - на «3» (не всегда хорошо).
- Наклейте эти лепестки на макет цветка и посадите каждый на своей солнечной поляне…
- Ну а сейчас за работу! Я предлагаю нашему гостю, Карлесону, присоединиться к ребятам.
Звучит музыка.
Учитель: - А сейчас я вас попрошу выйти к нам, чтобы мы смогли полюбоваться вашими цветами.
-Действительно, какие прекрасные полянки с чудесными цветами.
- Я вижу, что ваше физическое состояние отличное, а это здорово! Как хорошо, что много на ваших цветках желтых лепестков. Это цвет солнца, а когда светит солнышко, то появляется хорошее настроение и желание что - либо творить. Зеленый цвет лепестков - это тоже неплохо, т.к. зеленый цвет - это цвет спокойствия и гармонии, т.е. не так уж и плохо у вас обстоят дела по сохранению своего здоровья. Красный цвет - тоже ничего страшного нет.
- Молодцы, что честно оценили себя, и пусть это будет для вас сигналом к тому, что нужно приложить всё же усилия для укрепления своего здоровья, ведь кто кроме нас самих позаботится о своем здоровье. А начинать беречь здоровье нужно смолоду, чтобы потом не было поздно! Согласны?
- Вы возьмете эти цветы домой и будете наблюдать за их развитием.
- А сейчас присаживайтесь на свои места.
Учитель:- Сегодняшний разговор и эту работу я решила провести с вами для того, чтобы вы были счастливы! Я желаю счастья вам
- А чтобы по - настоящему быть счастливым - конечно же, нужно быть здоровым.
- И помните, что ваше здоровье в основном в ваших руках!
- Так пусть вашим жизненным девизом будут слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Рефлексия: «Все в твоих руках»
Учитель: - А сейчас подумайте, был ли разговор на тему «Правильное питание - залог здоровья» для вас интересным и полезным, было ли вам комфортно, легко и уютно или же нет.
- Итак, если тема была для вас важной, и вы чувствовали себя комфортно, то посадите на нашей большой полянке жёлтый цветок, а если вас что - то не устроило: может быть по каким - то причинам было не уютно, то - красный. Все в ваших руках!
Итог:
- Я вижу, что сегодняшний разговор был для вас интересным и важным, а также вижу, что вам было комфортно и легко. А это здорово!
Участие родителей в реализации работы
В процессе реализации программы я всегда помнила о существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы - непременное условие эффективности решения поставленных задач.
На первом собрании моей основной задачей стало сделать родителей своими союзниками и помощниками. В итоге диспута мы обсудили факторы, влияющие на успешное обучение младшего школьника и пришли к выводу, что таковыми являются:
• генетические задатки;
• здоровье ребёнка;
• правильное питание;
• соблюдение режима дня;
• психологическая поддержка родителей.
Из этих пяти факторов остановились на одном - правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Я предложила родителям ответить на вопросы анкеты. Приложение №3
На следующем собрании я познакомила родителей с результатами анкетирования, раскрыла цели и задачи программы, её тематику. Родители приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.
Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, презентации. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу родителей и детей при реализации программы: разработано индивидуального меню младшего школьника, примерное меню завтраков, рацион питания для детей.
К концу второго года обучения, родители стали активными участниками в подготовке и проведении классных часов, проектной деятельности. Они являются организаторами экскурсий, праздников.
Оценка эффективности
Предполагаемые результаты по программе «Разговор о правильном питании»:
• полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
• дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
• дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации.
Мониторинг изучения основ культуры питания, проводимый в декабре 2012 года, показал положительную динамику совместной работы с родителями.
В результате исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли молочные продукты (85%), каши (97%), овощи и соки (83%). Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит их к числу опасных продуктов. Увеличилась доля детей, ежедневно употребляющих молочные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки, рыбу.
Результаты анкетирования «Каша и ты» обучающихся 2Б класса в 2012-2013 учебном году
Вопрос
Название каши
Ман-
ная
Греч-
невая
Рисо-
вая
Перло-
вая
Овся-
ная
Пшён-
ная
Пшён-ная + рисовая
Другие каши с фруктами
1 . Какие каши ты знаешь?
100%
87,5%
100%
37,5%
50%
50%
62,5%
37,5%
2. Какие из них ты ешь дома?
100%
62,5%
87,5%
12,5%
12,5%
25%
12,5%
12,5%
3. Какие из них ты ешь в школьной столовой?
75%
62,5%
75%
12,5%
12,5%
50%
-
-
4. Какие каши ты любишь?
100%
62,5%
75%
12,5%
12,5%
-
12,5%
37,5%
5. Сколько раз в неделю ты ешь кашу?
каждый день, 50%
2-3 раза, 37,5%
не ем, 12,5%
Дополнительные источники информации
1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/И В Дубровина. М.Просвещение,1991. -303с.
2. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг./Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг,2002.-160с.
3. Мартынов С.М. Овощи+фрукты+ягоды= здоровье», Беседы врача-педиатра о питании детей, М. «Просвещение», 1993
4. Как быть здоровым» (Из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни), М. Медицина, 1990.
5. Сонькин В.Д. «Рациональное питание», М. Чистые пруды, 2008.
6.Научно-методическая газета «Здоровье детей»:
7. Медиоресурсы:
-
minus5.ru/articles/1674
-
900igr.net/