- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад Здоровьесберегающая технология и 12-летнее обучение
Доклад Здоровьесберегающая технология и 12-летнее обучение
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кадирова А.Ч. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающая технология и 12-летнее обучение.
Под содержанием ценностей здоровья мы понимаем комплекс компонентов (физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный, духовный), которые позволяет школьникам удовлетворять свои потребности и мотивы в здоровом образе.
Как известно, 12 летнее образование, в первую очередь, обеспечивает личностно - ориентированный подход к учащимся, развивает умственные способности, обязывает строить учебный процесс на основе сохранения здоровья и личной гигиены учащихся. Из этого следует, что одним из главных направлений 12 летнего образования является научить ребенка с раннего возраста беречь свое здоровье и воспитать в себе физически сильного человека. Следует выделить группы «школьных» заболевании, как во всем мире так и в Казахстане. К «школьным» заболеваниям ученые мира относят заболевания, приобретаемые детьми из-за нерационально организованного процесса обучения. Из общего числа заболеваний выделяются следующие:
- болезни органов пищеварения (I место)
- болезни костно-мышечной системы (II место)
- болезни глаз и его придатков (III место)
- болезни нервной системы (IV место)
Физическое здоровье учеными понимается, как оптимальное функционирование всех физиологических процессов и отсутствие жалоб на здоровье на фоне высокого иммунитета.
Здоровьесберегающая образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегащим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Приоритеты здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегащие образовательные технологии - регулярная экспресс-
диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Методы здоровьесберегающих технологий. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы:
-
защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно - нейтрализующие (физкультминутки, гимнастика; лечебная физкультура; массаж; самомассаж;
-
психогимнастикотренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
-
стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, и др.);
-
информационно - обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1.Построение урока на основе закономерностей учебно - воспитетельного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8.Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
9. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
10.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Здоровьесберегающая технология стоит наравне с образовательными технологиями, цели и задачи у них общие, это технология может стать даже определяющим в содержание других технологий.
Литература
1. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии работе учителя и школы. -М.:НИо,2000.-92с.
3. 12 - летнее образование.№6,2005.- Формирование мотивационно -ценностного отношения младших школьников к своему здоровью.Ахаев А.В.
4. 12 - летнее образование.№7.2005.- Анализ предпосылок и теоретических подходов к проблеме здоровьесберегающего обучения. - Колесникова Н.В., Ахаев А.В.
5. 12 - летнее образование. №4, 2006. - Новые технологии. - Исаева К.Р.