Сценарий урока Жизнь без сигарет

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Жизнь без сигарет» (сатирическая конкурсная программа)

Цели:

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни. • Через сатиру и юмор показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм.

Оборудование: плакат с изображением скелета с сига­ретой. Аудиозаписи песен или строки из песни «Дым сигарет с ментолом» (гр. «Нэнси»), «Девочка, не кури» (гр. «Левостороннее движение»), «Не курите, мальчики» И. Корнелюка. Ватманские листы и фломастеры.

Предварительная работа. В коллективе учебной груп­пы заранее формируются три команды игроков по жела­нию и интересам студентов. Одна команда (5 человек) - «Артисты». Среди «артистов» - для начала программы два персонажа Гете - Мефистофель и Фауст, для завершаю­щей сценки - студенты №1-5.

Все слова принадлежат ведущему (классный руково­дитель или лидер коллектива учебной группы). Коман­да «артистов» знает сценарий, но не вопросы конкурсов.

Ход классного часа.

Во вступительном слове классный руководитель го­ворит о теме сатирической программы и сообщает, что основная конкурсная программа состоит из пяти туров. Затем представляет членов жюри.

Появляются два персонажа из произведений Гете.

Мефистофель: Полезная травка, не лопух какой-нибудь! она осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни Вдыхаем дым выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табак трубку, уважаемый доктор?

Фауст: Не надо. Забава для дураков.

Ведущий: Об этой «несерьезной» забаве и пойдет наш серьезный разговор.

Тур 1. «В объятиях табачного дыма».

Ведущий: Курение табака возникло еще в глубоко I древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись н. незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, Ч'П туземцы - взрослые и дети - держали в зубах дымящиеся пучки Тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма,

Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.

Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой НС сколько кип сушеных листьев «табакко» и ... нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили испанский королевский двор.

Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, Бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена таба­ка в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико Произошло слово «никотин» - так называют основной компонент табака, самый ядовитый.

Постепенно курение стало «путешествовать,) по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно об­щавшийся с чужеземцами, не научился курить ... А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» порядки, В том числе и пропагандировать курение.

При Петре 1 в России появились первые табачные фаб­рики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.

А теперь проверим, что знаете вы. (За правильный ответ команде присуждается очко.)

1. Родина табака:

а) Южная Америка,

б) Южная Африка,

в) Южный полюс.

2. Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли ....

а) папиросо,

б) сигаро,

в) самокруто.

3. Кто обнаружил в табаке никотин?

а) Жан Жак Руссо,

б) Жан Поль Бельмондо,

в) Жан Нико.

4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от...

а) насморка,

б) мигрени,

в) простуды.

5. В какой стране табак в XV/ веке был объявлен «забавой дьявола» ?

а) в Испании,

б) в Италии,

в) в Бразилии.

6. Книга, написанная английским королем Яковом 1 в 1604 году, называется ...

а) «О - вреде табака»

б) «О пользе курения»

в) «Об истории трубки».

1. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века?

а) курение,

б) нюханье,

в) жевание.

8. Кого называют «курильщиками поневоле»?

а) тех. кто находится в обществе курящих;

б) тех, кого заставляют курить принудительно;

в) тех, кто курит в тюрьме.

Тур 2. «Этикет говорит - нет».

Ведущий: В XIX в. в обществе существовали доволь­но строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения отводилось специальное поме­щение - отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцеваль­ном зале, такого гостя немедленно перестали бы прини­мать. Курить в гостиной при дамах было просто непозво­лительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же ред­костью, как сказочная Баба-Яга. Даже курение на улице считалось неприличным.

Продолжая тему, попробуйте сделать антирекламу курению.

Придумайте четверостишия на заданные рифмы: «зря ­нельзя - бросай - меняй», «вред - бред - табак - раю>, «курить - вредить - береги - беги», «сигареты - кон­феты - будешь - не забудешь».

(Команды зачитывают четверостишия. За наиболее удачные присуждаются очки. Перед третьим туром жюри объявляет промежуточные итоги.)

Тур 3. «Курить - здоровью вредить».

Ведущий: Сейчас многие очень рано начинают курить, но знаете ли вы, к чему это приводит?

Например, у юноши под воздействием никотина за­медляются рост и развитие некоторых органов. Вдыха­ние дыма в легкие приводит к бронхитам, создает опас­ность пневмонии, повышается вероятность раковых заболеваний.

Курение поражает сердечно-сосудистую систему, эн­до]):ринную систему, органы пищеварения, дыхания ~ и этот список можно продолжить.

Геннадий Касмынин писал:

Утром наполнить спешу никотином Хилые легкие. Пусть похрипят.

Так я воюю и с медициной,

И с утвержденьем: «Курение - яд!». Это непросто: щеки обвисли, Сердце в груди совершает прыжки. Выпали волосы. спутались мысли руки дрожат. Под глазами мешки.

Но с ненавистным журналом «Здоровье», Что издается на радость ханже,

Вплоть до победы биться готов я.

Врач успокоил: «Недолго уже» .

Задание тpeтьero тура: продолжите всем известную

фразу «Минздрав предупреждает ... ». (Команды выпол­няют задание) .

. Тур 4. «Преступление и наказание».

Ведущий: С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце XVI В.в Англии за курение каз­нили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик 13 издал спе­циальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание по­томству, пятеро монахов, уличенных в курении, были за­живо замурованы в монастырской стене. В Англии по ука­зу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царство­вание Михаила Федоровича уличенных в курении в пер­вый раз наказывали палочными ударами, во второй - от­резанием носа или ушей. А что знают наши команды?

В этом туре мы вновь проверим знания участников команд истории табака и борьбы с курением. Мы опять будем задавать вам вопросы и предлагать три варианта ответов, один из которых верный. Какой?

1. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить IЮ улице.

Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?

а) медики;

б) пожарные;

в) церковь.

2. При каком царе за курение табака - «дьявольского зелья -- в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?

а) при Петре 1;

б) при царе Михаиле Федоровиче;

В) при царе Алексее Михайловиче.

3. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?

а) тренировка на велотренажере;

б) бег на 1,5 км;

в) мытье полов в школе.

4. Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там обмелены «профессиями некурящих» ?

а) учителей и медиков;

б) пожарных и милиционеров;

в) егерей и подводников.

5. В 1934 году во французском городе Ницца Компания молодежи устроила соревнование - кто выкурит больше папирос! Двое «победителей» не смогли получить приз, так как скончались, выкурив ...

а) 40 папирос;

б) 50 папирос;

в) 60 папирос.

(Команда, ответившая первой правильно, получает очко за каждый вопрос.)

Тур 5. «Хочешь жить - бросай курить».

Ведущий: С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: Дымят на улице, дома, в общественных местах. Мальчики, а в последнее время и некоторые де­вушки, считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с си­гаретой в зубах. Такому юноше или девушке кажется, что он (она) похож на «крутого парня» или «современную независимую девушку» без комплексов, которым все нипочем. Поверьте, почти всем взрослым неприятно ви­деть с сигаретой молодого паренька, а уж тем более де­вушку.

Предлагаю вам нарисовать плакаты на тему «Хочешь жить - бросай курить». А вот где вы разместите свои пла­каты и, соответственно, с каким уклоном он должен быть, мы сейчас узнаем.

  1. В роддоме для будущих мам.

2. Для курильщиков в школьном туалете.

З. для курящих пассажиров.

4. Для детей детского сада.

(Игроки вытягивают задание и рисуют плакат.)

А теперь, пока подводятся итоги нашей игры, я хочу зачитать вам ...

(Звучит шум. Появляется группа ребят - студенты №1-5. Они ведут между собой диалог.)

Студент 1. Ну что там опять произошло, отчислили кого-то?

Студент 5. Да нет. Лошадь сдохла от никотина.

Студент 2. Опять сдохла? Сколько можно? И откуда она его только берет, этот никотин?

Студент 3. Откуда, откуда? От верблюда! Из табака, конечно. Неужто не знаешь? А еще отличник. По про­пускам занятий.

Студент 2. А при чем здесь пропуски? Я, может, делом занят. Искусством, например.

Студент 1. Ага! Искусством изворачиваться.

Студент 2. При чем тут это? Говорят же тебе - из-за любви к искусству!

Студент 3. Во-во! К искусству кулинарии. К пирож­кам с капустой. Как бабушка у красной Шапочки.

Студент 4. Что-то мы не по теме. Про табак где? Все про лошадь да про колледж (техникум).

Студент 1. Про табак, про табак. Знаешь, почему Ко­нек-Горбунок маленький? И горбатый?

Студент 4. Почему

Студент 1. Курил в детстве.

Студент 5. Ну и что, если курил. 3ато прыгал как! Почти летал. Как Пегас.

Студент 1. Какой еще Пегас?

Студент 5. Лошадь такая. Греческая. Вошла, в Пар­фенон. Давно. С сигаретой в зубах. А там склад пороха у турок. От Парфенона - одни колонны. А Пегас по сию пору летает. С крыльями. И с арфой.

Студент 1. Не с арфой, а с лирой.

Студент 2. Ну, и с лирой много не налетаешь! С бакса­ми и евро лучше!

Студент 1. Лира - это такой инструмент. Музыкаль­ный. А с баксами не только летать, но и жить неплохо. Я по телеку видел. Вино, табак, девушки.

Студент 3. Вина захотел. И табаку. Я вон у отца «Маль­боро» свистнул. Еще в первом классе. И выкурил. За уг­лом. Два часа в себя приходил. Да неделю сесть не мог.

Студент 5. От «Мальборо»?

Студент 3. От ремня. Отец у меня круче, чем Брюс Уиллис. Если рассердить.

Студент 4. Про Герострата слыхали?

Студент 5. Который храм Артемиды сжег? Из вредно­сти. Слыхали. Он там сторожем работал. И жил в камор­ке. Под лестницей. Говорят, заснул в постели с сигаре­той в зубах. Сам выскочил, а храм - тю-тю! Пока пожарники проснулись, пока приехали. Все дотла сго­рело.

Студент 1. Храм, храм! Нерон целый город спалил, а Тут-храм!

Студент 2. Какой Нерон?

Студент 3. Император. Древнеримский. Тоже, видать, курил. И отца рядом не было. Сразу бы бросил. Как я.

Студент 1. Ребята, помните! (Обращаясь ко всем присутствующим.) 3а красивой этикеткой таится грозная опасность!

Студент 2. Подражание старшим не всегда и не во всем правильно. Самоутверждение, желание быть не таким, как все, - потребность каждого подростка.

Студент 3. Это знает каждый взрослый человек. Под­ражайте в спорте, в овладении знаниями и профессио­нальными 'Навыками, в любви к жизни, а не в курении табака.

Студент 4. Минздрав России предупреждает: «Куре­ние опасно для вашего здоровья!»

Студент 5. Мы не курим! И вам не советуем. Выбор за вами!

Ведущий предоставляет слово членам жюри. Произ­водится награждение команды-победительницы.

Мини-итог. Классный руководитель благодарит всех за участие в программе и завершает классный час словами: «Способность бросить вредную привычку зависит от вас: от вашей собранности, воли.

Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.

Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье - свое и близких!»


© 2010-2022