- Преподавателю
- Классному руководителю
- Основы воспитания и обучения с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате VI вида
Основы воспитания и обучения с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате VI вида
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеева И.В. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Воспитатель : Алексеева И.В. 2015
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью, в школе-интернате VI вида имеет свои особенности.
Каждый год перед классным руководителем и воспитателем встает непростая задача планирования воспитательной работы на учебный год. Важно правильно распланировать классные часы в классе, поскольку в этом возрасте должны подниматься уже более серьезные темы. В этом вам помогут разработки на различные тематики, собранные специально для такого класса, выполненные специалистами и призванные стать отличным подспорьем для классных руководителей. Если вы хотите, чтобы ваши классные часы прошли с наибольшей пользой для воспитательных целей, были интересными и познавательным для учащихся, рекомендую правильно планировать план воспитательной работы и план классного руководителя.
Разработав такой план вы поймете чем он удобен. Каждый месяц идет под своим названием :
Здесь вы найдете разнообразные темы классных часов для выпускного класса, которые вы можете готовить совместно с детьми целый месяц. Вы сможете сэкономить свое время и использовать его для более глубокой проработки учебного и воспитательного материала.
В олигофренопедагогике трактовка вопросов коррекционно-развивающего обучения в разные времена менялось. Так, в работах А.М.Граборова (30-40) неоднократно указывалось, что труд «обеспечивает психическое развитие умственно отсталого ребенка».
Позже, в «Книге для учителя вспомогательной школы» - 1995 года Г.М.Дульнев включает задачу развития личности ребенка в число основных принципов обучения.
В работах В.В. Воронковой («Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе») указывается, что воспитывающая и развивающая направленность обучения слова отнесена к числу основных дидактических принципов.
Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) - это стойкое недоразвитие познавательной деятельности (особенно мышления), вследствие органического поражения коры головного мозга.
Смотри приложение № 2 (презентация)
Причины:
-
Эндогенные (внутренние)- наследственные генетические факторы, хромосомные, (олигофрения - особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологическая наследственность, хромосомных нарушений)
-
Экзогенные (внешние) - до родов (пренатального), в период родов (интеронатальные), после родов (постнатального)
-
Последствия перенесенных организмом вредных воздействий, болезненных процессов в ЦНС (это нарушение уже сформированного интеллекта, поражение на более поздних этапах развития - деменция).
№
Общие закономерности развития
Специфические закономерности развития умственной отсталости
1
Поступательный, поэтапный характер развития психики.
Замедленный темп развития психики
2
Наличие сенситивных (наиболее благоприятных) периодов в развитии каждой психической функции
Замедленный темп в переработке информации.
3
Прохождение детьми всех периодов (возрастные границы могут быть разными)
Неравномерность физического и психического развития
4
Дисгармоничность в развитии психики (высшие психические функции менее развиты)
5
Ослаблена роль второй сигнальной системы (трудности словесной регуляции поведения).
Как мы можем видеть из таблицы недоразвитие познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется - тем, что у них познавательные процессы выражены в меньшей степени, чем у нормально развивающихся сверстников.
Из- за то, что в процессе познания имеют место элементы недоразвития, дети получают неполные, и искаженные представления об окружающем. Чтобы работа по воспитанию и обучению учащихся школы -интерната была более эффективной необходимо знать и понимать процессы формирования познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью.
1.Восприятие - это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Часто восприятие страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. У умственно отсталых детей восприятие замедленное, требует больше времени , чем у нормально развивающегося ребенка. ( Картинка, текст и т.д).
-
Дети с трудом выделяют - главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами.
-
Замедленный темп узнавания, они часто путают графические схожие буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова.
-
Узкий объем восприятия - нормально развивающийся ребенок видит не один предмет (на который направлен взор), а 6-8 соседних, умственно отсталый - тот объект, который в поле его зрения.
-
Трудности в восприятии пространства, как следствие трудности в ориентировки в пространстве (лево, право), во времени (части суток). Значительно позднее, чем дети в норме - начинают различать цвета, особенная трудность в различении оттенков.
2.Мышление - главный инструмент познания.
Мышление - это социально обусловленный, непосредствен связанный с речью, психический процесс опосредованного отражения действительности, общих и существенных свойств предметов и явлений, познания связей, существующих между ними.
Операции мышления - анализ ( бессистемно, пропуски свойств, вычленение наиболее заметных частей); синтез (неумение устанавливать связи между отдельными частями, для объединение в целое; абстрагирование и обобщение ( не могут понять главного, отвлеченное содержание и перенести это на другие ситуации.. Обобщение - хаотично, без целеустремленности. Отличительной чертой умственно-отсталого учащегося - некритичностью, невозможность самостоятельно оценить свою работу, не замечают своих ошибок. Дети начинают выполнять работу не дослушав инструкцию или задание до конца, не поняв задания, без внутреннего плана действия.
3.Память - сложный познавательный процесс, запоминания, сохранения и воспроизведения прежнего опыта.
Виды памяти:
-
Эмоциональная
-
Образную
-
Словесная - логическую
Продолжительность сохранения информации:
-
Кратковременную;
-
Долговременную;
-
Оперативную
Процессы памяти:
-
Запоминание
-
Сохранение
-
Воспроизведение
Для умственно-отсталых детей свойственно более позднее формирование процесса - запоминания. Память у У.О. детей характеризуется суженным объемом запоминания материала, неточностью и последовательностью, воспроизведения - неточно, нелепо, непоследовательно. Дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют пользоваться приемами запоминания и припоминания.
Для того чтобы обучение носило достаточно успешный характер необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых детей оно носит фрагментарный характер, отличается неточностью и схематичностью. Из-за бедности жизненного опыта - мыслительные операции - несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.
4.Речь - это основное средство общения людей, основа человеческого мышления, она организует все психические процессы человека. У У.О. детей - отмечается значительное отставание в развитии речи.
По данным таких дефектологов, как М.Ф.Гнездиловой, В.Г.Петровой у детей с интеллектуальной недостаточностью страдают все стороны речи:
-
Фонетическая
-
Лексическая
-
Грамматическая
Наблюдаются различные виды расстройства:
-
Письма (дисграфия)
-
Чтения (дислалия)
-
Снижение потребности в речевом общении
-
Неточности в слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем
Отрицательное влияние на произношение умственно отсталых детей оказывает снижение слуха и дефициты речедвигательных органов: языка, губ, твердого и мягкого неба, челюстей, зубов, параличи и парезы в области речевой мускулатуры.
Недоразвитие лексической стороны речи - проявляется:
-
В бедности словаря (особенно активного)
-
Неточности употребления слов
-
В речи преобладают местоимения
-
Очень мало прилагательных
-
Неумение объяснить переносное значение выражений (понять загадку, пословицу…)
Нарушение грамматики проявляется в нарушении- построении фраз. Важно постоянно побуждать детей к речи, расширять их словарный запас.
5.Внимание- направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Различают - непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Недостатки внимания
-
малая устойчивость (неспособность сосредоточится на деятельности)
-
трудности распределения внимания (неумение делать два дела одновременно: слушать и рисовать).
-
Медленное переключение с одной работы на другую
-
Сужение объема внимания
При умственной отсталости сильно страдает непроизвольное внимание, это связано с тем, что у умственно отсталых дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть они как правило, бросают работу. Но если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.
6.Личность
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение не только познавательной деятельности, но и своеобразным развитием его личности.
-
Нарушение высшей нервной деятельности.
-
Недоразвитие мышления
-
Познавательной деятельности
-
Инертность
-
Снижение активности
-
Работоспособности
В мотивационно-потребностной сфере из-за недоразвития интеллекта потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Элементарные физиологические потребности у них преобладают над духовными. Высшие духовные потребности развиваются с трудом, со значительным отставанием по сравнению с нормой. Потребности тесно связаны с интересами, интересы умственно отсталых детей - поверхностны, однообразны, неустойчивы.
Эмоционально-волевая сфера
Воля- форма психического отражения, отражающегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.
Эмоции- реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Особенности волевых качеств личности у детей с интеллектуальной недостаточностью:
-
Малоинициативны
-
Не могут в достаточной степени проявлять волевые усилия
-
Не в состоянии управлять волевыми действиями
-
Не умеют действовать в соответствии с перспективными целями
-
Не могут подчинять свое поведение определенной задачи, спланировать свои действия
-
Не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.
У умственно отсталых детей отсутствует самостоятельность и целеустремленность, они импульсивны, не склонны к самостоятельной переработке этих воздействий с позиции собственных убеждений и духовных потребностей. Дети с интеллектуальной недостаточностью легко внушаемы, некритичны, легко отвлекаются от выполнения нужного дела, на игры и развлечения, их легко подговорить сделать что-либо, спровоцировать. Могут проявлять неслыханное упрямство- это следствие незрелости личностной сферы умственно отсталых детей. Воспитание воли - сложный и длительный процесс.
Эмоции и чувства недостаточно дифференцированы, переживания примитивны и практически отсутствуют тонкие оттенки переживаний (они или довольны, или недовольны). Можно говорить об ограниченности диапазона переживаний с этим связаны частые затруднения в понимании мимики и жестов, изображении эмоций на картинках. Эмоции (приветливость, доверчивость, оживленность) - поверхностны и непрочны, легко переключаются с одного переживания на другое, несамостоятельны, легко внушаемы в поведении, в играх, следуют за другими детьми.
Симптомы нарушения эмоционально-волевой сферы - раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. У умственно отсталых детей часто бывают - неадекватные, непропорционально своей динамики, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Легко и поверхностно реагируют на тяжелые жизненные ситуации. Резкие смены настроения, бывают долгие необоснованные переживания по незначительном поводу. У одних преобладает - возбуждение, у других торможение. Значительно позднее и с затруднением формирование высших чувств - ответственности, совести, товарищества.
Цели и задачи воспитания и обучения умственно отсталых, совпадают с задачами воспитания и обучения детей вообще, и одновременно специфическими. К общим целям и задачам обучения и воспитания всех детей относятся содействие развитию и выявлению положительных сторон личности и коррекции отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для педагогов остается актуальным, учет значительно более низкого уровня достигнутых успехов , применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания, требованию подготовки аномальных детей к активной общественной и полезной деятельности, формированию положительных общечеловеческих качеств. В конечном счете, целью коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни как в обычных для них условиях, так и когда они не выключены из окружающей жизни.
Используя все познавательные возможности ( особенности мышления, памяти, воображения, восприятия), о чем говорилось раннее, нужно развивать у них навыки необходимые в жизни, чтобы став взрослым, они смогли себя сами обслуживать и выполнять посильную работу. Чувствовать себя комфортно в семье и в коллективе. Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие . Воспитательная работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей , направленных на формирование у них приемов самообслуживания и культурного поведения. В вопросы воспитания входят развитие нравственного, эстетического, правового, физического, трудового воспитания, подготовка к посильным видам труда. Итогом все работы должна быть бытовая ориентировка в социальной адаптации.
9