Статья об актуальности патриотического воспитания ( из личного опыта)

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Как нет человека без самолюбия, - так нет человека

без любви к Отечеству, и эта любовь даёт

воспитанию верный ключ к сердцу человека….»

К. Д Ушинский

В настоящее время общеобразовательная школа через различные образовательные модели обучения и воспитания призвана формировать у учащихся гражданскую идентичность - понимание себя и своего места среди других людей в обществе, стране, мире. Без понимания своей причастности к российской идентичности становится проблематичным готовность и способность современного ученика к конструктивному социальному действию, к заботе о своей стране, родноом крае и ответственности за улучшение условий своей жизни в ней.

В детстве и юношестве ребёнок активно ищет способы удовлетворить свою потребность деятельного участия в жизни,самоутверждения в различных видах социальной активности. Вот поэтому, я считаю, что школа, начиная с младшего школьного возраста, должна формировать у ребёнка представление о России, о её многонациональном народе, выдающихся личностях, национальных героях, без которых немыслима ни одна история любого государства.

Чувства гражданственности и патриотизма, общей истории и судьбы, историческоой связи юных граждан России с прошлыми и будующими поколениями, рождёнными в детском сознании на уроках и во внеурочной деятельности с годами прорастут в осознанное убеждение, принципы и ценности нового поколения российских граждан и станут необходимым ресурсом прочности и стабильности нашего многонацильного российского общества.

Не секрет, что многие современные дети проявляют невериее в традиционные человеческие ценности, считают, что традиционные моральные нормы и ценности относительны и не обязательно их все соблюдать. Современным школьникам присущ скептицизм, у них происходит падение доверия к авторитетам ( учителям, родителям и т. д) и к традиционным источникам знаний. Вот поэтому, я считаю, что в настоящее время остро встаёт проблема патриотического воспитания детей, подросттков, юношества. Современное общество всё больше охватывают националистические настроения, учащаются случаи вандализма по отношению к историческим памятникам, проявление неуважения и жестокости к ветеранам, на молодое поколение обрушивается много негативной инормации ( в СМИ, в интернете ….. ), которая зачастую подрывает веру и любовь к своему народу и к стране .

Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности, что сейчас особенно важно, в связи с ситуацией на Украине, в Сирии и на всём Ближнем Востоке…….

По мнению многих исследователей, патриотическое воспитание должно начинаться с первых ступенек жизни человека. Зарождаясь из любви к семье, дому,своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании поднимутся до осознанной любви к своему Отечеству и народу. Истинные патриотические чувства закладываются с детства, поэтому патриотическое воспитание должно начинаться дома и в школе. В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения, учащиеся начальной школы в рамках внеурочной деятельности заняты в кружках патриотической направленности, они посещают школьный музей, ведут поисковую работу. В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов В.О. В. , военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, рассказы о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисково - исследовательской работы. При поддержке ветеранов и вместе с родителями мы в классе создали свою Книгу Памяти к 70 - ю Великой Победы.

Общаясь с ветеранами войны, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают духовным богатством. Учащиеся берут интервью у ветеранов, посещают семьи, записывают рассказы членов семей, а так же оказывают семьям ветеранов посильную помощь, поздравляют с праздниками (читают стихи, готовят концерты…)

Без внимания школьников никогда не остаются памятники Г.Кунавину и Н.Абрамову, Монумент «Вечный огонь» и памятные доски воинам - чеченцам и воинам - афганцам. Каждый год к празднику « День Победы» проводится «вахта памяти», проводятся в лицее классные часы и литературные композиции, митинги. Дети вместе со взрослыми возлагают цветы к памятникам, ежегодно готовится концерт в Доме ветеранов. Такое патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформулировать правильное отношение детей к своей стране - умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объясняя понятия добра и зла, сформировать представления России и ее самоценности. Все это поможет нам вырастить поколение, готовое отстаивать интересы своей страны, а не уезжать за «хорошей жизнью» за границу.

Без семьи также невозможно воспитать человека, любящего и преданного своему Отечеству. Семья- это целый мир, малое общество. Родители, Родина, род, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, ответственности и солидарности, любви. В тесном контакте я работаю с родителями своих учеников. Родители являются активными участниками творческих, спортивных познавательных конкурсов и мероприятий. Только вместе с родителями педагог может получить от ребенка столько е, сколько я отдаю им сама. Я считаю, что именно в этом и состоит «мудрость воспитания».

Особое эмоциональное воздействие на формирование чувства гражданственности оказывают праздники, посвященные «красным датам» для страны, города и школы.

Конечно, есть множество форм, способов и направлений патриотического воспитания, нок каждая играет свою определенную роль, чтобы содержание и форма соответствовали задачам проводимого мероприятия. Анализируя литературу по патриотическому произведению, я выявила ряд особенностей, которых необходимо учитывать при организации внеклассного мероприятия:
Во - первых: такое мероприятие должно быть в меру увлекательным и доступным для понимания младших школьников.

Во - вторых: содержание мероприятия должно быть эмоционально насыщенным, чтобы вызвать у ребят чувство гордости за принадлежностью к великой стране и скорбь по павшим воинам и мирным жителям, а так же желание изучать историю родного края.

В - третьих: предоставить учащимся возможность быть самыми активными участниками в подготовке внеклассовых мероприятий (например: найти и подготовить сообщение на определенную тему, оформить газету, небольшое выступление, фото или электронную версию - презентацию и т.д.

В - четвёртых: занятия должны проводиться в разнообразных формах в соответствии с возрастными особенностями младших школьников:

- просмотр фото- и видео- материалов

- встреча с ветеранами и героями войны

- посещение музеев

- подготовка фотовыставки, выставки

- самостоятельная работа младших школьников: поисково - исследовательская работа по нахождению материалов о героях В.О.В.

Учитывая вышеперечисленные формы патриотического воспитания младших школьников, накануне Дня Победы 70-ий Юбилей, мной был разработан и реализован комплекс занятий, цель которых состояла в том, чтобы через поисково - исследовательскую работу о своих родственниках - героях или участников В.О.В. пробудить у ребят патриотические чувства уважение к историческому прошломунашей страны, гордость за наших людей.

На первом занятии, используя презентации мы говорим с ребятами о В.О.В. о том, что эта война унесла много жизней, но благодаря героической стойкости нашего народа и в том числе детей пионеров - героев русский народ одержал великую Победу над фашизмом.

Ко второму занятию им предлагается узнать, кто в их семьях участвовал в этой войне и мы слушаем их сообщения.
Далее была работа по составлению «Книги Памяти» нашего класса. В своей работе я использовала такие формы, как:

- кл.часы

- беседы

- викторины

- посещение музеев, митингов

- конкурсы

- тематичексие презентации

- встречи с ветеранами и участниками войны и тыла

© 2010-2022