Сценарий музыкально-литературной композиции для классного часа Судьба девочки из блокадного Ленинграда

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тюменский район, село Луговое,

МАОУ Луговская средняя общеобразовательная школа










Музыкально-литературная композиция

«Судьба девочки из блокадного Ленинграда»



Автор: учитель истории Четверкина Л.П.




























Март 2014 г.



Пояснительная записка.

Музыкально-литературная композиция составлена на основе исследовательской работы ученицы 6 класса МАОУ Луговской СОШ Рахмановой Елизаветы. Исследовательская работа посвящена судьбе педагога, сорок пять лет отдавшего детям, Отличника Просвещения, учителя биологии и химии Луговской средней школы - Бабушкиной Галине Тарасовне.

Галина Тарасовна родилась в Ленинграде в 1937 году. В сентябре 1941года город оказался в блокадном кольце. Родители девочки погибли во время бомбежки города. Галина чудом осталась жива и в дальнейшем выжила только благодаря тому, что ее, как и многих других детей, эвакуировали по «Дороге жизни» в Тюменскую область, в село Булашово, где для ленинградских детей был создан детский дом.

Галина воспитывалась и училась в детском доме до совершеннолетия, а затем поступила в Тюменский педагогический институт. Встретила свою судьбу, вышла замуж за учителя математики Бабушкина Александра Кондратьевича и всю оставшуюся жизнь посвятила педагогической деятельности, и навсегда осталась сибирячкой с горячей любовью в сердце к малой родине- городу герою Ленинграду.

Бабушкина Галина Тарасовна ветеран педагогического труда живет в селе Луговое. Она частый гость школьных мероприятий: классных часов, краеведческих конференций, вечеров встреч.








Музыкально-литературная композиция

«Судьба девочки из блокадного Ленинграда»

Затемнение. На экране демонстрируются кадры из документального фильма «Санкт-Петербург», виды города: мосты, дворцы, площади, памятники.

На сцене в луче света появляется девушка, которая исполняет песню «Что тебе сниться крейсер Аврора».

Звуки взрывов, автоматных очередей.

На экране слайд «1941- начало Великой Отечественной войны»

Картина 1.

На сцену выходит юноша в военной форме.

Юноша:

1941 г. - страшный год для нашей страны: великая Отечественная война.

Санкт-Петербург всегда олицетворял гордость и славу России. Был он таковым и период тяжелейшего лихолетья фашистского нашествия.

Фашисты понимали стратегическое и политическое значение города на Неве. Они обрушили на это направление огромные силы. 8 сентября 1941 года кольцо блокады замкнулось! ( муз. фрагмент «Концерт для голоса с оркестром Глиэра»)

На середину сцену выходит ученик

Чтец:

Я говорю с тобой из Ленинграда

Страна моя, печальная страна…

Над Ленинградом смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой

Я говорю: нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад

И если завтра будут баррикады-

Мы не покинем наших баррикад

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешенных зверей…

Мы победим, клянусь тебе Россия…

(Звук метронома)

На сцену выходит девушка в накинутой на плечи черной шале.

Девушка:

Блокада. Как же это страшно - блокада! В городе, где проживало 2.5 миллиона человек, начался голод. В декабре 1941 года умерло почти 53 тысячи мирных жителей.

На сцену выходит маленькая девочка. Она обращается к девушке.

Девочка:

Мамочка! Я очень, очень хочу кушать! Дай мне маленькую, маленькую крошечку хлеба. Я положу ее в рот и буду сосать как конфетку… Мамочка!

Девушка:

Потерпи, Галя. Потерпи- солнышко… сегодня, ты уже скушала эту крошку…

(Девушка снимает шаль и закутывает в нее девочку)

Вой серены. Голос: «Граждане, воздушная тревога!», «Граждане, воздушная тревога!», «Граждане, воздушная тревога!»

Девушка и девочка в луче прожектора мечутся по сцене. Звуки взрывов.

Девочка остается одна на сцене. Муз. фрагмент «Концерт для голоса с оркестром Глиэра»)

Девочка:

Мама, папа, где вы ?! Мама… Мамочка!

На сцену выходит юноша в военной форме.

Юноша:

Пойдем, со мной малышка, не бойся, я отведу тебя в интернат там много таких же детей. Там тебе дадут суп и хлеб.

Девушка:

Зимой 1942 года по Ладожской трассе, ленинградцы называли ее дорогой жизни, стало поступать больше продуктов для жителей города, которые отправляли жители разных регионов страны, в том числе и тюменцы.

Чтец:

И было так - на всем ходу

машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду.

- Ну так и есть- мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк-

Поломка это не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь -опять сведет

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб- две тонны! Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев,

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера,

Вперед!

Вперед! Как ноют волдыри.

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зори.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре-

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам

Муз. фрагмент «6 симфония Д. Шестоковича»

(слайды «Дорога жизни», кадры кинохроники)

Юноша:

Всего по ледовой дороге было доставлено 361 тысяча тонн различных грузов.

Одновременно в тыл вывезли 550 тыс детей, женщин, пожилых людей.

В тюменскую область было эвакуировано 13 детских домов и интернатов из города Ленинграда. Всего в Тюменской области с 1942-1943 год было создано 114 детских домов.

В таком детском доме в селе Булашово оказалась наша маленькая Галя. Здесь она встретила день снятия блокады Ленинграда.

(слайды «Салют») выходят ученицы. Они радуются, обнимаются.

Чтец 1

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало

Казалось, что все небо грохотало…

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград!

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых, прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди !!!

Чтец 2

Сестра моя, товарищ, друг и брат:

Ведь это мы, крещенные блокадой!

Нас вместе называют - Ленинград,

И шар земной гордится Ленинградом!

Муз. фрагмент «День Победы»

Девушка:

20 июня 1945 года ушел первый эшелон с ленинградскими детьми. 1200 ребятишек прощались со своей второй родиной. И живыми возвращались домой. Только 6 детей из детского дома села Булашово остались на новой родине. Их родители погибли в блокадном Ленинграде.

На сцене группа ребят с рюкзаками.

1 ребенок:

Галя, может это ошибка, и твои родители живы. Ты только не отчаивайся!

Галя: Спасибо, Боря, но я знаю точно, что папа и мама погибли во время бомбежки.

2 ребенок:

Галя, пиши нам, а мы будем тебе отвечать…

Галя: хорошо ребята, вам пора, прощайте!

Юноша:

Страна залечивала раны войны, а дети пережившие войну старались учиться, активно участвовали во всех делах пионерской и комсомольской жизни.

Муз. фрагмент «Школьные годы чудесные»

По сцене ходят девочки в школьных платьях с белыми фартуками, мальчики с мячами в спортивных костюмах.

На авансцене две ученицы

1 уч-ца : Галя, даже не вериться, завтра последний экзамен! Впереди целая жизнь! Ты уже решила, кем будешь?

2 уч-ца: Да, Валя, ты права. Целая жизнь! Только бы больше никогда, никогда не было войны. Я давно решила, что буду учителем. Я буду очень любить своих учеников!

1 уч-ца: Счастливая, а я вот еще думаю стать врачом или архитектором…

(уходят)

Муз фрагмент «Школьный корабль»

Звенит звонок.

На сцену выходят дети, среди них девушка с указкой и журналом.

1 уч-к:

В прекрасную жизнь, в дорогу открытий

Готовит нас добрый и строгий учитель.

2 уч-к:

Учитель не только наш покровитель

По совместительству он укротитель.

Бываем упрямы, дерзки, шаловливы,

Уроки не учим- бывает под час…

1уч-к:

Спасибо,

Спасибо, что так терпеливы,

Все вместе:

Спасибо за то, что вы любите нас!

На сцену выходят ведущие юноша и девушка:

Девушка:

Мечта маленькой девочки из блокадного Ленинграда сбылась. Она стала замечательным педагогом, всю жизнь, посвятив детям.

Юноша: Судьба нашей героини как капля воды, в которой отразились судьбы миллионов детей, детство которых искалечила война, но не искалечила их души! Дети военной поры - удивительное поколение, сыгравшее значительную роль в послевоенной истории нашей страны! Как здорово, что они живут сегодня с нами рядом!



© 2010-2022