- Преподавателю
- Классному руководителю
- Памятка классного руководителя по работе с родителями
Памятка классного руководителя по работе с родителями
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жадан О.С. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Памятка классного руководителя по работе с родителями
Классный руководитель при общении с родителями должен соблюдать определенные правила:
-
К родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение.
-
Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.
-
Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
-
Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение
родителей и коррекционную работу.
Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье учащегося:
-
общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих;
-
жилищные условия семьи и се материальная обеспеченность;
-
образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни
ребенка, а классном коллективе; -
уровень педагогической культуры родителей;
-
авторитетность семьи в глазах ребенка;
-
степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
-
семейные традиции, обычаи и ритуалы;
-
положение ребенка и семье;
-
воспитательные возможности семьи.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики:
-
наблюдение;
-
беседа;
-
тестирование;
-
анкетирование;
-
деловые игры;
-
тренинги;
-
материалы детского творчества;
-
интерактивные игры.
Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать родительские собрания, не приходят ни встречи с классным руководителем. Классному руководителю следует помнить, что родительские собрания - это прежде всего обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.
А родители должны запомнить одну истину; «воспитание детей в семье - это обучение их умению быть без родителей».
Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует уклад семьи. Воспитательная функция имеет три аспекта:
-
формирование мотивационно-ценностной сферы ребенка (отношение к
людям, к делу, к себе и т. д.); -
формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детстко-родитсльских отношений. Это связано с экономическим и политическим кризисом, приведшим к тому, что родители больше внимания уделяют материальному благополучию и меньше времени уделяют важнейшему процессу в семье - общению. Отсюда вывод: школа обязана содействовать развитию семьи.
Работу с родителями можно разделить на две части:
-
работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний;
-
работа с группами родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием и системе родитель - ребёнок.
Формы работы с семьей:
-
родительские университеты;
-
конференции;
-
индивидуальные и тематические консультации;
-
родительские собрания;
-
тренинги;
-
создание клубов выходного дня;
-
родительские клубы по интересам;
-
дни творчества детей и родителей;
-
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
-
организация помощи родителей и подготовке и проведении внеклассных дел, укреплении материально-технической базы школы и класса;
-
организация родительского общественного патрулирования;
-
организация шефской помощи и т. д.;
-
организация участия родителей в работе совета школы;
-
организация участия родителей в работе родительского комитета;
-
организация участия в работе общественного сонета содействия семье и
школе.
Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в организации учебно-воспитательного процесса в школе и классах. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов, например, связанных с профессиями, миром интересов и увлечений, предприятиями и др. Родители могут привлекаться к работе и жюри всевозможных конкурсов. При этом классный руководитель не должен забывать и о поощрении родителей, это могут быть грамоты, благодарственные письма, медали, шутливые ордена.
Требования к организации работы с родителями.
-
Тренинги имеет право проводить только специалист, имеющий для этого
разрешение. -
Консультации проводятся только по запросам родителей или ребенка.
-
Проблема рассматривается с разных позиций: ребенка, родителя, классного руководителя.
-
В ходе разговора надо дать возможность всем высказать свое мнение.
-
Классный руководитель должен быть компетентным и решаемой проблеме.
-
Разговор должен проходить к доброжелательной атмосфере, без назидания
и угроз. -
Сначала надо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.
-
Неуместно сравнивать детей друг с другом, можно только сравнивать ребенка с самим собой.
-
Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным
изменениям в семье в лучшую сторону. -
Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонними людьми.