Статья Формирование патриотического воспитания у старших школьников

Гражданское и патриотическое воспитание подростков обусловлено влиянием семьи, школы, социума, Интернета, СМИ и др. Все эти аспекты российского общества в конце XX в. находились на последних местах, что вызвало кризис не только в экономической сфере, но и в духовной и нравственно-эстетической. Все эти явления сказались негативно на формировании патриотических чувств, гражданского самосознания и поведения молодежи. Произошла ломка традиционных ценностей.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование патриотического воспитания у старших школьников

Мельничук Татьяна Андреевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

учитель 1 категории,

Федоренко Татьяна Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

учитель 1 категории

Гражданское и патриотическое воспитание подростков обусловлено влиянием семьи, школы, социума, Интернета, СМИ и др. Все эти аспекты российского общества в конце XX в. находились на последних местах, что вызвало кризис не только в экономической сфере, но и в духовной и нравственно-эстетической. Все эти явления сказались негативно на формировании патриотических чувств, гражданского самосознания и поведения молодежи. Произошла ломка традиционных ценностей1.

Учитывая актуальность и важность проблемы формирования гражданской, нравственной и патриотической позиции обучающихся, группа учителей и учащихся изучили современные тенденции формирования личности. Они провели исследование среди учащихся средних и старших классов и их родителей.

Рассмотрим результаты анкетирования:

Вопросы

Учащиеся (%)

Родители (%)

Определение слова «патриот»

Тот, кто любит свою Родину

19

15

Человек, осознающий себя частью страны

3

16

Человек, сильно любящий Родину, соблюдающий законы государства

8

26

Кто готов рисковать жизнью ради Родины

28

18

Любить своих родных и близких

31

12

Честно работать на благо Родины

7

2

Гражданское сознание основано на любви, совести, вере, верности

1

10,5

Тот, у кого есть гражданство

2

1

Другое

1

0,5

Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но и…

с мозгами в голове

7

12

культурой и образованностью

5

2

работая на благо народа

13

10

Не разрушать страну

17

11

С верой в свою Родину

30

33

Добрыми поступками

23

25

С горячим сердцем

5

7

Быть достойным гражданином своей страны - значит быть…

Патриотом

28

60

Верным ей

23

15

Законопослушным

20

10

Исполнять обязанности

15

5

Образованным

3

3

Культурным

5

2

Свободным, но справедливым

3

2

Не косить от армии

2

2

Другое

1

1

Знаете ли Вы Гимн России

Знаю

65

70

Знаю частично

30

28

Не знаю

5

2

Анкетирование школьников показало, что современного ученика отличает больший рационализм. Рациональный взгляд современного подростка влияет на такие понятия как гражданственность, патриотизм, духовность. На воспитании чувства патриотизма играют различные политические партии, разжигая национальную вражду, нацизм. Сегодня многие события в истории России пересматриваются, их значимость оспаривается или преуменьшается. Все это повлияло на работу по формированию патриотического воспитания обучающихся общеобразовательных школ.

Для подрастающего поколения большую роль в процессе социализации играют учитель, сверстники, родители и старшее поколение (дедушки и бабушки).

Анализируя ответы на вопросы видно, что при переходе от юношеской к взрослой ступени меняется порядок важности таких компонентов сознания подростка, как принадлежность к государству, долг, обязанность, конституционные права, активность участия в политике. Для школьников в большей степени характерна традиционная модель "человек для государства", а для старшего поколения - "государство для человека". Поэтому для выработки стойкой жизненной позиции в школе для учащихся 9-11 классов проводится правовой турнир, «Вахта памяти» и выборы президента школы.

Какими формами работы по воспитанию гражданственности располагает современная школа? Это патриотические игры, встречи с заслуженными людьми, поздравления ветеранов с Днем Победы, помощь им, классные часы с патриотической тематикой, тематические уроки истории и литературы и т.д. Несмотря на то, что таких акций в школе проводится много, некоторые школьники затруднились вспомнить о них. Между тем эмоциональное отношение учащихся к школьным патриотическим мероприятиям является важным критерием воспитательной составляющей. Большинство школьников отметили позитивные чувства, вызванные такими мероприятиями: уважение, гордость, любовь к Родине, благодарность.2

Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения.

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.

Как воспитать, научить патриотизму? Поиск ответа на этот вопрос, поставленный временем, актуален и важен. Тем более, что самая главная военно-патриотическая составляющая - все, что связано с ветеранами Великой Отечественной войны - уходит все дальше во времени.

Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.

Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.

Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы:

  • Патриотическое воспитание старшеклассников будет эффективным и результативным только тогда, когда в основу понимания патриотизма старшеклассниками будут положены высшие общечеловеческие ценности (любовь к родному дому, чувство гордости за Отечество), обусловливающие активную жизненную позицию, которая выражается в стремлении работать на благо Отечества и приумножать его славу, готовности защищать его;

  • Использованные в образовательном процессе активные и интерактивные формы урочной и внеурочной деятельности не только значительно улучшают качество знаний, что подтверждается успехами учащихся в конкурсах, олимпиадах, но и способствуют расширению кругозора старшеклассников, вырабатывают у них навыки коммуникации, дискуссии, поиска информации из различных источников, применения исследовательских методов и т.д.;

  • В ходе урочной и внеурочной деятельности укрепляются связи учительского коллектива с родителями старшеклассников, родители заняты общей деятельностью вместе с детьми, что укрепляет внутрисемейные связи и позволяет учащимся оставить свой значимый след в истории школы

Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.

Список литературы:

1. Образ жизни в советской и постсоветской России / Под общ. ред. А. А. Возьмителя и Г. И. Осадчей. М.: Изд-во РГСУ, 2009; Левашов В. К. Глобализация и патриотизм. Опыт социологического исследования. М.: РИД ИСПИ РАН, 2006.

2. Е.И. Пронина Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов / ecsocman.hse.ru/data/2011/09/20/1267451007/Pronina.pdf

3. Собкин В. С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997.

1 Образ жизни в советской и постсоветской России / Под общ. ред. А. А. Возьмителя и Г. И. Осадчей.

2 Е.И. Пронина Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов

© 2010-2022