Воспитываешь других - учи и воспитывай себя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитываешь других - учи и воспитывай и себя.

Симончик Екатерина Геннадьевна,
МКОУ СОШ №19 Г. Артем, Приморский край;
заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы.
Тема эссе: Воспитываешь других - учи и воспитывай и себя.

Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами.
Али Апшерони


Детство что почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они всё же есть. Потом они начинают прорастать. Так и биография человеческой души, человеческого сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения.
О чём думают, мечтают наши дети? Знаем ли мы всё о тех, кого учим? Или это только видимость? А ведь их мечты - это реальность завтрашнего дня. Учителя постоянно твердят: «Слушайте, запоминайте!», и ребятам кажется, что так и должно быть, ведь это говорит Учитель. А так ли это на самом деле? Эти «несмышлёныши» - великие педагоги. Конечно, им не понять, почему они в своих маленьких ручках держат целый мир. Десятки любопытных, чутких и нетерпеливых глаз внимательно наблюдают за учителем, миллионы вопросов, которые они задают, не всегда получают ответа. А как ответить вопрос, который может дать жизнь. Как научить тому, чему не учат в институтах, не написано ни в одной книге и в твоем жизненном опыте не встречалось? Как быть? В каждом классе есть ученик, для которого учитель - это улица, и те бесконечные нравоучения, льющиеся большим потоком в его уши, ничего не значат. Как бы он хотел в тот момент оказаться в другом месте или просто представить учителя на своем месте.
Я вспоминаю мой второй год работы в школе, шестой «Г» класс. Конечно, опыта маловато, не было и строгости в голосе, которой заставил бы дрожать весь класс, но, начитавшись книг по педагогике, я представляла свой педагогический опыт головокружительным. Знания есть, и мне очень хотелось, чтобы, заходя в класс, меня встречали дети с распахнутыми глазами. Но класс оказался далёк от моих институтских представлений. Раз в расписании урок - значит надо туда идти. «Здравствуйте, ребята, садитесь. Наш урок сегодня мы начнём….» Ко мне на стол приземлился белый бумажный самолетик, и то, что нужно было рассказать, осталось за кадром. Опытный педагог, наверное, сразу бы пресек это. Весь урок шестой класс, население которого состояло из 85% из мальчишек, учил меня, как правильно выбирать бумагу для этого воздушного транспорта, как складывать, запускать. Мои шестиклашки уже окончили школу, но при встрече обязательно вспоминают урок самолетовождения и благодарят за подаренные и познаёшь минуты радости и счастья.
Можно долго рассуждать об огромной любви к детям и об ощущении важности в деятельности педагога. Но нельзя забывать о том, что мы все родом из детства. Мне не интересно видеть перед собой детей, которые строго по правилу выполняют то, что сказал учитель. Люблю детей шумных, задающих много вопросов, с которыми учишься и познаёшь мир уже по-другому, их глазами.
Желание стать педагогом возникло у меня ещё в школе. Я всегда с завистью смотрела на учителя с журналом красного цвета в руках. Сейчас мой классный журнал имеет такую обложку, как и в детских мечтах. В старших классах я по-иному взглянула на это. Интерес же к языку, литературе пришёл ко мне по-настоящему, когда уроки стала вести Учитель с большой буквы, педагог, влюблённый в своё дело, - это Барабаш Любовь Васильевна. После её первого занятия я поняла, что хочу заниматься именно тем же. Но решение пойти на филологический факультет сдерживалось тем, что будущая профессия после института - это профессия учителя. Я видела наших учителей, и мне уже становилось не так радостно. Однако любовь к языку и литературе была сильнее. Сейчас понимаю, как счастлив учитель, когда слова, которые он произносит своим ученикам, являются для них важными и понятными.
Помочь ученику почувствовать успех - это и есть моё педагогическое правило. Ведь профессия, которую я выбрала, творческая. Здесь важно не только знать предмет, но быть ещё и психологом, дипломатом. И самое главное - помнить ребёнком самого себя. А это трудно. Моя задача как педагога - быть в первую очередь человеком, в котором бы дети нашли союзника и попутчика. И лучший способ для учителя развивать творческие способности у школьников - это творческая личность самого учителя, который учится вместе с детьми.
Большой наградой для педагога будет, если его ученик полностью реализует свой потенциал и станет тем, кем можно гордиться: честным и любящим человеком, который с добротой и уважением относится к окружающим, борется за то, во что верит, и по-своему, пусть скромно, но всё же делает мир лучше. Я знаю, звучит невероятно, но это правда. В награду за все бесчисленные часы преданности учитель просто хочет, чтобы его ученики были счастливы. И конечно, ему хочется услышать особенные и очень важные слова: «Здравствуйте, дорогой учитель!»



© 2010-2022