- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Как родится каравай
Классный час на тему Как родится каравай
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Максимова Н.В. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
МУЗЕЮ ХЛЕБА И РУССКОЙ ТРАПЕЗЫ В ЧЕСТЬ 25-ТИ ЛЕТИЯ
Хлеб на Руси издавна был основой жизни, к нему всегда относились с большим почтением. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка... Не зря так много пословиц и поговорок сложено о нем. А какие из них вы знаете?
-
Хлебушко - калачу дедушка.
-
Не шуба греет, а хлеб.
-
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
-
Хлеб хлебу - брат.
-
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-
Хлеб на стол - и стол престол, а хлеб ни куска - и стол доска.
-
Не красна изба углами, а красна пирогами.
-
Хлеб - всему голова!
-
В хлебе - наша сила.
-
Хлеб, щи, каша - пища наша.
На Руси хлеб выращивали крестьяне-хлебопашцы, так называют людей, чья жизнь была связана с земледельческим трудом. А вы знаете, что такое хлеб?
Хлеб - это растение, зёрна которого годятся в пищу. Это рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха. Хлеб в древности называли «жито» от слова «жить», ведь мы знаем, что без этого продукта прожить человеку нельзя. А в каком виде употребляли зёрна жита в пищу?
Конечно, в первую очередь из зерён делали муку и пекли каравай, а во вторую - из этих же зерен варили каши. Но прежде чем крестьянин вырастит эти зёрна, проходит немало времени. Да и семь потов с него сойдет, пока появится на столе ароматный хлеб.
«Что потопаешь, то и полопаешь», - говорили наши предки. В древности большая часть территории нашей страны была покрыта густыми лесами, землю под пашню приходилось отвоёвывать у природы. Участок земли, где крестьянин собирался выращивать урожай, сначала надо очистить от леса, для этого топором вырубали деревья, складывали их в кучи и поджигали. Работа эта могла длиться 2-3 года, поэтому поваленный лес приходилось переворачивать и снова поджигать.
Освобождённый участник удобряли золой, навозом, болотным илом и могли засевать всего 3-4 года. Потом земля истощалась, и приходилось искать другой новый участок и начинать всё заново. К оставленной земле можно было вернуться только через 30 лет.
Когда земля была расчищена, из неё выкорчевывали пни и вспахивали сохой. Соха - древнее земледельческое орудие, широкий деревянный брус с двумя острыми выступами-зубами. Лошадь тащила соху по полу, а пахарь, держась за рукоятки, следил за тем, чтобы зубы сохи рыхлили землю. Такая работа была очень утомительной и требовала большой физической силы.
После пахоты наступало время боронования. Крестьянин на следующий день возвращался на свой участок и должен был разрыхлить с помощью бороны верхний слой почвы. Борона - это решётчатая рама, которая была связана тонкими древесными корнями, снизу к ней прикреплялись деревянные «зубы», рыхлившее землю. Борону по земле волочила лошадь, а пахарь шёл рядом.
После этого наступало время сева - главного праздника весны. Сев - очень торжественный момент в жизни. Накануне вся семья шла мыться в баню. Затем все надевали лучшие рубахи, на стол хозяйка стелила чистую скатерть. Самая главная примета сева: никому ничего не давать - не в подарок, не за деньги, потому что с вещью можно отдать и свою удачу. Зёрна, а потом и выращенный урожай было принято освещать в церкви. Хлеб обязательно сеяли в счастливый день - вторник, четверг или суббота. В поле выходили с раннего утра, босиком, повесив на груди лукошко с семенами. Одной или двумя руками пахарь зачерпывал из лукошка зерно и равномерно разбрасывал его по полю.
Как правило, сев продолжался до захода солнца. А затем оставалось ждать всходов и молиться, чтобы небо послало тёплый дождь и ясную солнечную погоду.
Проходит время, и на поле появляется… Угадайте что?
На соломе дом,
Сто ребяток в нем.
(Колос)
Время сбора урожая наступала в августе и называлось жатва. Когда приходит это время, крестьянин определял «на зубок»…Сорвёт земледелец колосок покатает его между ладонями, попробует на зуб - легко ли отстают зерна от колоса: если они хрустят,значит, хлеб созрел - пора собирать. Достает крестьянин серп, косу, грабли, вилы, зовет на помощь родственников, односельчан и идёт в поле. С раннего утра начинается жатва хлеба. Время это наше предки называли страда, от слова «страдать» - и это очень точная характеристика крестьянского труда. Для жатвы использовали различные инструменты.
Маленький, горбатенький,
Все поле оббежал,
Домой прибежал,
Всю зиму пролежал.
Узнали? Что это? (Серп)
Пользовались крестьяне и косой, приговаривая:
Коси, коса,
Пока роса.
Роса долой.
Косец домой.
Серп - это женское орудие труда. Коса - мужское. Жать серпом хлеб - это очень тяжелая работа. Срезанные стебли женщины и девушки складывали на землю, а затем связывали в снопы пучком соломы. Последний пучок соломы забирали домой и укладывали в красном углу под иконами. «Не держи денег вузлу, а держи хлеб в углу» - учит нас народная пословица. Когда работа в поле была закончена, снопы везли на гумно, где крестьянин начинал обмолот хлеба.
Во дворе дома, хозяин устраивал ток - раскладывал колосья на землю и ударял по ним цепом. Цеп состоял из двух частей: рукоятки и тяжелой палки, скрепленных между собой цепью. Работа цепом требовала огромных усилий: за 10 часов работник должен сделать 22 тысячи ударов по земле.
Благодаря этому зерна высыпались из колоса, их сгребали в кучи и очищали в решете. Полученное чистое зерно крестьянин убирал в сарай - амбар, по мере необходимости доставал, хозяйка перемалывала зерно в муку в ступе, используя пест. Также зерно могли отправлять зерно на мельницу, взамен получая муку.
Выпечке хлеба уделялось много внимания. Например, запрещалось заниматься этим в календарные праздники и в воскресенье. За это сложное и трудоемкое дело хозяйка бралась с вечера. Она ставила тесто в специальной деревянной кадке, кадка и тесто назывались одинаково - квашня. Стенки кадки обязательно натирались солью и заливались тёплой водой. Для закваски в неё бросали кусок теста, оставшийся от предыдущей закваски, и засыпали муку. Хорошенько всё перемешав, квашню оставляли в тёплом месте на ночь.
Из полученной муки пекли в русской печи ароматный каравай, сажали и вынимали его хлебной лопатой, считая каждый каравай праздником.
Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром. Он символизировал отношение между людьми и Богом, между человек и его предками. Как только ребенок рождался, ему в руки давали кусок хлеба, означавший его судьбу.Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие всего дома. Крестьяне особо чтили покровителей хлеба: Аксинью-полухлебницу, и Агафия-полухлебника, чьи праздники отмечали в феврале, когда хлеба в закромах оставалось мало, и пахари начинали готовиться к новому севу.
Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен стоять каравай, что делает стол особым место в доме. Хлеб в данном случае символизировал богатство дома, готовность к приему гостей, а также являлся оберегом от враждебных сил. Хлеб клали и в красном углу пере иконами, как свидетельство о своей христианской верности. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом. За столом каравай резал только хозяин дома и только специальным ножом. Отрезалось ровно столько кусков хлеба, сколько едоков сидело за столом. Во время еды нельзя было брать второй кусок и ли оставлять кусок недоеденным, доедать чужие куски также запрещалось.
К хлебу относились как к живому существу, которое все слышит и понимает. Если во время еды на пол падала крошка, её следовало поднять, поцеловать и съесть или бросить в огонь. С хлебом было связно множество поверий и примет. Например:
-
Хлеб должен всегда стоять на столе, чтобы в доме был достаток.
-
Для счастья надо было в начале и конце обеда съесть кусочек хлеба с солью.
-
Если кусок хлеба выпадал из рук - значит,гость в дом спешит.
-
Хлеб выбрасывать нельзя. Если хлеб заплесневел, то его надо отдать птицам.
-
Нельзя садиться на печь,когда в ней выпекается хлеб.
-
Раскололся хлеб в печи, треснул - скоро кто-то из родных покинет дом.
Хлеб и сегодня остаётся самым главным продуктом на нашем столе, без него нельзя представить ни одной трапезы. Относитесь к хлебу с уважением - теперь вы знаете, с каким трудом родится каравай.
Понравился вам наш рассказ? А теперь проверим, как вы запомнили всё, о чём мы сегодня говорили. Отгадайте загадки.
-
Зубасты, а не кусаются. (грабли)
-
Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на лягу. (коса)
-
Месяц-новец
Днём на поле блестел
К ночи на небо слетел.(серп)
-
Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь, так и не встанет.(сноп)
-
И комковато, и ноздревато, и кисло,
И ломко, а всех милей. (хлеб)
-
В поле едет на спине,
А по полю на ногах.(соха)
-
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает.(рожь)
-
Режут меня, вяжут меня,
Бьют нещадно, колесуют меня;
Пройду огонь и воду.
И конец мой - нож и зубы.(каравай)