Разработка классного часа на тему Легенды и были Мухтоловских озёр

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Якимова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Мухтоловская средняя школа №1»

Классный час "Легенды и были Мухтоловских озёр".

Предлагаемая разработка ориентирована на старший школьный возраст.

Цели: на основе краеведческо - исследовательской работы, материала школьного краеведческого музея создание этно - экологического маршрута по мухтоловским озёрам, включающего изучение топонимики мухтоловских озёр, карстовых явлений, легенд об озёрах.

Задачи:

1) содействовать учащимся в развитии индивидуальных познавательных интересов, исследовательских умений, самостоятельности, творчества;

2) развивать гражданские качества личности школьника; его патриотического отношения к России и своему краю; формировать личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.

3) способствовать развитию у учащихся «командного духа» и «чувства локтя», вдохновлять детей на развитие коммуникабельности и умения работать в группе;

4) ознакомить учащихся с технологией проектной деятельности, умением применять данную технологию в самостоятельной работе;

5) способствовать развитию умений и навыков саморефлексивной и самооценочной деятельности;

6) формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.

Форма проведения: КТД в форме подготовки и защиты проектов с элементами интерактивных технологий и ИКТ.

Подготовительная работа.

1) Предварительная работа коллектива. Обсуждаются и утверждаются тема и задачи классного часа, намечаются исходные направляющие действия, принимается решение о поведении КТД в форме подготовки и защиты проектов, которые готовятся микрогруппами. Составляется перечень возможных тем проектов.

2) Коллективное планирование. Сначала в микрогруппах обсуждаются темы предложенных проектов, выбирается тема для микрогруппы, а также обсуждаются различные варианты подготовки и защиты проекта.

Темы выбрали следующие: 1. Описание маршрута. Карст мухтоловских озёр. 2. Топонимика мухтоловских озёр. 3. Легенды мухтоловских озёр.

Затем на общем сборе сопоставляются выдвинутые представителями микроколлективов темы, обосновывается выбор, ставятся дополнительные задачи, определяется дата проведения КТД (срок подготовки - 3 недели).

3) Коллективная подготовка КТД. В микрогруппах проходит планирование действий по подготовке мини-проектов, выбор ролей, обсуждается содержание материала по теме и форма защиты проекта. Группы готовят свои мини-проекты. Классный руководитель и старшие групп осуществляют координирующую функцию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) написанные на доске тема классного часа и темы мини-проектов;

б) готовятся столы и стулья для микрогрупп и отдельно - для гостей;

в) компьютер и проектор;

г) магнитофон и аудиокассета с песней о Мухтоловском крае в исполнении Ю. Миронова.

д) атрибуты, нужные для защиты своих мини-проектов, готовят также микрогруппы,

Ход проведения.

Девятиклассники и гости под песню Ю. Миронова «Мухтолово» рассаживаются по местам.

Классный руководитель.

Юрий Миронов в песне о Мухтолове воспевает скромные Мухтоловские озёра: Большое, Нуксинское, Чарское, Чёрное, которые по своей красоте не уступают Черноморским побережьям. Мухтоловские озёра - поистине дивный край, воспетый в песнях, легендах, стихах. Это любимое место отдыха не только жителей нашего посёлка, но и близлежащих районов. Мы приезжаем отдыхать на озёра и не задумываемся, почёму они так называются. Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение просто так. Они были тесно связаны с жизнью человека, который не только использовал природные ресурсы, но и поддерживал к ним бережное отношение. Но современный образ жизни предполагает отрыв от природных источников жизненных ресурсов. Человек не зависит от них напрямую, не использует их в своей жизни так же активно, как делали его предки. Тем самым теряется связь с прошлым. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, поляны, болота, села. Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей малой Родины. Созданию этно - экологического маршрута по мухтоловским озёрам, включающего изучение топонимики мухтоловских озёр, карстовых явлений, легенд об озёрах посвящаются наши проекты.

Мини-проект - 1 «Описание маршрута. Карст мухтоловских озёр».

Первая микрогруппа через проектор предлагает вниманию зрителей схему расположения мухтоловских озёр. Поочередно выступают 5 учащихся.

Слайд № 1 ( фотографии посёлка)

1.Среди озёр, среди лесов,

Где много ягод и грибов,

Посёлок здравствует, стоит,

На всех с любовью он глядит.

Названье вроде у него

Незвучное - Мухтолово.

Но кто однажды в нём побудет -

Его навеки не забудет. (Ю. Миронов)

Слайд № 2 (Наш путь начинается в посёлке Мухтолово).

До 14 века на территории Мухтолова вообще отсутствовали какие-либо поселения. Здесь были непроходимые леса, чащобы с сильно пересечённой и болотистой местностью, и территория эта была как бы ничейной. Предположительно финно-угорские племена, в том числе мордовские, имели в этом массиве лишь временные поселения, возникавшие для осуществления рыболовства и охоты. Только в 18 веке начинается заселение края. Первыми поселенцами Мухтолова были 12 семей, высланные за непослушание властям с Ардатова в лес в день праздника св. Георгия Победоносца в 1702 году. Им было отведено место для поселения в дремучем лесу на берегах лесной речки Мухта, название которой досталось от племени мурома. Как перевести на русский язык, неизвестно, так как язык мурома неведом. Сейчас речка пересохла, но в речной долине сделано четыре запруды, создано четыре водоёма. Наша тропа начинается в посёлке Мухтолово, у одного из четырёх прудов, где когда - то протекала речка Мухта. У многих людей, услышавших название нашего посёлка, возникает интерес: почему посёлок имеет такое название. Нам удалось собрать три версии, объясняющие название посёлка.

Слайд № 3 (Почему посёлок имеет такое название?)

2.Некоторые краеведы, в том числе и Е. А. Шалаева, предполагают, что название Мухтолово состоит из двух слов: "муха" и "толово", считая, что местность вокруг Мухтолова была сильно заболоченная, в летнее время над болотами роилось множество различных насекомых: комаров, мушек и мух. Существовала, мол, своеобразная летняя толкучка мух, некий мушиный слёт, то есть "толово". Вот и произошло такое название - Мухтолово.

Работая с материалами школьного краеведческого музея, мы узнали ещё одну версию, объясняющую название посёлка. 300 лет назад Мухтолово было известно как селение с острогом. Мухтоловский острог был сооружён как крепость на острове озера. Мордовский князёк Мухтолка, чтобы обезопасить себя от нападений неприятеля, соорудил острог на острове Большого озера. Из-за водной преграды враг не мог застать Мухтолку врасплох. Мы считаем, что все три версии имеют право на существование.

Мы считаем наиболее верной версию краеведа, патриота своего края В. И. Шилина. Ссылаясь на предания пращуров, В. И. Шилин рассказывал, что Мухтолово получило своё название по имени небольшой лесной речки Мухта, на берегах которой и располагалось село. Сейчас речка пересохла, но в речной долине сделаны четыре запруды, создано четыре водоёма. Речка перестала существовать, и воспоминания о ней фактически исчезли. Старожилы правы, ибо почти до середины 19 века село называлось Мухталово. Окающее здесь население со временем превратило букву "а" в букву "о"; так и стало называться село, а затем станция, рабочий посёлок - Мухтолово. Эту версию мы считаем верной, т. к. раньше люди селились вблизи водоёмов, поэтому и выбрали место для поселения на берегу лесной речки.

Слайд № 4 (Памятники природы Мухтоловского региона).

3. На территории региона имеются 4 больших озера: Большое, Нуксенское, Чарское, Комсомольское - и множество мелких: Карасное, Кладбищенское, Чёрное, Лягушкино, Конь, Хавроньино, Чёртова токарня, Объездное, Жаркей, Машинное и другие. Некоторые не имеют названия. Многие интенсивно заболачиваются.

Слайд № 5 (Неустойчивость уровня воды в озёрах).

Почти все озёра карстового происхождения. Многие из провальных озёр имеют подземный отток: подземные потоки связывают одни озера с другими и с соседними реками. Поэтому наблюдается неустойчивость уровня в наших провальных озёрах. Каждые 2 - 3 года осенью вода в озёрах уходит, а весной возвращается. В озёрах с подземным стоком рыба то появляется, то исчезает, кочуя по подземным рекам - ходам. В некоторых озёрах иногда вся вода с рыбой уходит под землю, но затем озеро снова наполняется водой, а вместе с тем возвращается и рыба.

4. Голубев В. А. рассказал нам предание о неустойчивости уровня воды в озёрах: « Каждую осень Чарское мелеет, а через год уходит совсем, остаётся два небольших пятачка воды. Вот тогда-то все рыбаки и стремятся сюда. Рыбу-то ковшами черпаем. Один год дядя Вася Макурин целый воз рыбы начерпал. Думали потом рыбы не будет: всю вычерпали. А весной она появилась снова. Я не поверил. Приехал по весне на озеро, там мужик рыбу ловит. Стал над ним смеяться. А потом смотрю, он одну вытащил, другую. На следующее утро поехал уже с удочками. Целое ведро наловил плотвы, карасей. Мелкая раба-то вся подохла, а покрупнее выжила.

А один раз мы с Сан Санычем наблюдали, как вода возвращалась. Ранней весной было бурное таяние снега. Вода из котловины фонтаном била, мутная такая, и растекалась по озеру. Мы ребята рискованные, близко подошли. Наблюдали, как озеро возвращалось.

А ещё примечательно то, что когда Чарское уходит, то по урезу столько грибов. Ил - вот грибы и растут. Размером большие. Два года назад морозов не было до декабря. Так мы всю осень ездили сюда за грибами. Последний раз 4 ноября собирали подосиновики. В этом году опять, наверно, уйдёт, но грибов поздних уже не будет. Ранние были заморозки.

Слайд № 5 (Описание маршрута).

5. Не каждому удаётся видеть такое уникальное явление. Сегодня мы с вами совершим зоочную экскурсию по нашим озёрам. Протяжённость маршрута - 7 километров, продолжительность - 1 день.

На протяжении всего пути живописные места края с убегающими вдаль лесными речками, которые вытекают из уникальных творений природы - озёр.

Озеро лесное.

Босиком по тропке, по колючей хвое,

Как паломник робкий, жду в тебе покоя,

Я к тебе стремилась, озеро лесное.

Окажи мне милость, сохрани от зноя.

Ты пленило сердце, красотой неброской. ( Е. Даньшина)

Классный руководитель

Спасибо всем, кто готовил первый мини-проект. Уважаемые слушатели, кто из вас наблюдал такое явление, когда осенью вода в озёрах уходит под землю, а весной возвращается? Мне удалось записать предание о том, что чудовище выпивает воду из озёр. « Летом нет лучше места наших озёр. Но осенью лучше на них не ходить. Вода уходит в воронки. Идёшь по отмели, совсем недавно там вода была, а теперь пески, словно снегом припорошенные. И так становится жутко. Ведь в народе жило предание, что это чудовище просыпается и выпивает всю воду из озера. А вдруг и сейчас оно проснётся и проглотит тебя вместе с водой». Какие чувства испытывали вы, глядя на песчаные отмели?

(ответы учащихся)

Мини-проект - 2 «Топонимика мухтоловских озёр».

До 14 века финно-угорские племена, в том числе мордовские, имели в районе Мухтоловских озёр лишь временные поселения, возникавшие для осуществления рыболовства и охоты. Это косвенно подтверждает топонимика мухтоловского региона. Существуют и ныне названия Тангей, Дималей, Нукс, Камолда, Эрзяк, пришедшие к нам из глубины веков.

Слайд № 1 (Топонимика Мухтоловских озёр)

В результате лингво-топонимического анализа мы выяснили, что с точки зрения происхождения можно выделить следующие группы топонимов:

Слайд № 2 (Гидронимы, в названии которых марийские, финские и мордовские корни).

1-я группа - топонимы, в названии которых марийские, финские и мордовские корни. В марийских племенах гидронимы с окончанием -кса, -кша обозначали реку. В слове «Нукс» выделяется окончание - кса, а в слове «Шилокшей» - -кшей. Окончание -ра в гидрониме «Чара» указывает на финские корни в этом слове. Самая большая группа - топонимы мордовского происхождения. Названия оз. Шикалей, оз. Чуколей, оз. Жаркей, ручья Дималей, речки Сырой Ирзяк включает в себя мордовское слово «лей» (ручей, речка, речная долина).

Слайд № 3 (Наименование гидронимов по рельефу местности).

Вторая группа - топонимы, название которым дано по рельефу и местоположению.

В 5 км к северо-западу от Мухтолова расположено Большое озеро. Своё название оно получило по рельефу, из-за размеров. Длина озера -1,38 км; наибольшая ширина 550 м, средняя ширина - 320 м, высота уровня воды в озере 144,3 м, максимальная глубина достигает 21, 6 м. Также нам удалось узнать, что раньше озеро называлось Витайловским. На острове озера стояла церковь и монастырь. Настоятелем монастыря был Виталий. Поэтому озеро и стали называть Витайловским. Когда церковь перевезли с озеро в село, на озеро перестали ходить и название забылось. Со временем озеро стало называться Большим из-за своих размеров.

В северо - западной части посёлка расположено озеро, дно которого глубокое, завалено деревьями, у которого маленькая прозрачность воды, поэтому назвали его Чёрное. Мы записали предание о Чёрном озере.

«И по сей день Черно озеро считают не то что проклятым, а посланным нам в наказание. Как сейчас помню тот день, когда земля провалилась. В школе мы учились. Нам пришли и сказали, что земля провалилась около Мухтолова. Мы не поверили, побежали глядеть. И правда оказалась, Большая глубока яма, а в ней выворочены деревья валяются. Постепенно яма заполнилась водой. Деды нам говорили, что это наказание Божье. В это время церковь у нас разорили. Да и в самом деле, что не год на озере не по одному утопленнику было. Вот и прозвали его Чёрным. Да и пастухи-то старались, когда гнали стадо, обойти его. Вдруг и корову затянет на дно».

Слайд № 4, 5(Название гидронимов связано с деятельностью человека)

3-я группа - названия, связанные с деятельностью человека.

В войну бригады комсомольцев вокруг озера, заготавливали дрова. В дальнейшем озеро стало называться Комсомольским. А иногда ещё его называют Пионерским, так как с 1946 по 1962г. г. на берегу Комсомольского озера был организован пионерлагерь.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что освоение края происходило в несколько этапов, что коренными жителями края являются мордва. Это подтверждает топонимика мухтоловских озёр.

Классный руководитель

Спасибо членам второй микрогруппы. Ребята! Что нового вы узнали, познакомившись с проектом второй группы? Какие размышления возникали у вас при демонстрации слайдов?

(ответы учащихся)

Мини-проект 3 «Легенды мухтоловских озёр».

Слайд № 1 (Типология легенд Мухтоловского края)

Предания старины глубокой всегда волнуют душу. Легенды мухтоловского края мы разделили на две группы: легенды, связанные с монастырской темой, и легенды, связанные с бытом.

Слайд № 2 (Легенды мухтоловских озёр)

Давно живёт в народе быль:

Мужской когда-то монастырь

Стоял на озере Большом

На острове, в воде кругом.

Предание ещё живёт:

Здесь непокорный был народ,

Он дал посёлку корни:

Мы люди не покорны. (Ю. Миронов)

Слайд № 3 (на острове Большого озера ещё можно видеть остатки каменного фундамента).

Рытникова Л. В., заведующая Мухтоловской детской библиотекой, рассказала легенду, повествующую о существовании в 18 веке на Большом озере монастыря: «В 18 веке существовал на Большом Озере Большеозёрский мужской монастырь, расположивший свои строения на острове и на восточном берегу озера, где размещались скотные дворы, пахотные земли и кельи монахов. А на острове Большого озера ещё можно видеть остатки каменного фундамента.

Слайд № 4

Обнаружили мухтоловцы монастырь необычно. Первые жители села прорубали дорогу на Нижний, шедшую по левую сторону от Большого озера. И неожиданно услышали колокольный звон, пошли на него и увидели на острове Большого озера церковь и какие- то постройки. Соорудили плот, переправились на остров и оказались среди монахов. Настоятелями монастыря были были Изосим и Савватий, казначеем - Виталий, а его помощником - Филат. Обрадовались мухтоловцы, церкви тогда ещё у них не было, и стали они тогда молиться в монастыре.

Слайд № 5 (Разбойники убивают монахов)

О богатом монастыре узнали и разбойники, жившие в лесу. Шайка Лазаря, обитавшая юго-восточнее Большого озера, на ручье Дималей, решила ограбить монахов. Настоятели и монахи как могли сопротивлялись разбойникам, но те были вооружены до зубов. Они убили настоятелей. Виталию и Филату с сундуком золота удалось бежать, но вскоре разбойники их догнали и убили. Те места, где совершилось злодеяние, с тех пор стали называться по имени убитых: Филатиха и Витаха.

Слайд № 6 (Часть озера, куда Виталий бросил сундук, называется Витаха).

Слайд № 7 (Место, где был убит Филат, стало называться Филатиха).

Сундук, который с собой тащил Виталий, а потом Филат, оказался пустым. А другой, набитый золотом, казначей бросил незаметно в озеро.

Слайд № 8 (Лазборть - проклятое место).

Говорили, что Лазарь очень расстроился и нескольких своих сподвижников выпорол кнутом. То место, где находилась "резиденция" Лазаря, народ назвал Лазбором (или Лазбортью)».

В другой легенде рассказывается, что сундук с золотом находится не в озере, а на дне колодца. «Старожилы вспоминают, что давным - давно вокруг Мухтолова тянулись полосой от самого Мурома дремучие, непроходимые леса. Но прослышали селяне, что стоит не так уж далеко за лесом богатый городок на реке Оке - Павлово, где живут железных дел мастера. И прорубили они в ту сторону в лесной чаще дорогу длиною 40 вёрст.

Сайд № 9 (Разбойники в монастыре).

Шли однажды мухтоловцы по той дороге, и вдруг слышат - откуда-то звон колокольный доносится. Удивились люди: что за чудо! Самые смелые решили дознаться, в чём тут дело. Пошли они на звук и подошли к озеру, большому. На острове, посреди озера, стояла церковь. Мужики покрепче срубили плот и добрались до острова. Там оказался ещё мужской монастырь, игумен которой был Виталий. Монастырская церковь считалась церковью Изосимы и Савватия. С тех пор мухтоловцы стали посещать ту церковь в большие праздники, участвовать в богослужениях. В церкви имелись иконы святых Изосимы и Савватия. Поговаривали, что и братия монастыря не гнушались разбоем на торговом тракте, который тянулся через Павлово до Горбатого. Когда это дошло до властей, монастырь решили закрыть, а церковь перенести в Мухтолово. Перевозили её зимой по льду озёр в разобранном виде. Собирать её помогали плотники села Туркуши. На колокольне была обнаружена надпись: "Красили сей храм братия села Туркуши Григорий и Степан Зубовы в 1883 году". Поставили эту деревянную церковь в центре села, на улице Красная Слобода. Каждый год до сего времени в Мухтолове 10 октября отмечается престольный праздник - Савватий.

Монастырь вскоре разграбили. Недалеко от Балахонихи, в сторону Волчихи, на так называемой "Соплёвой горе" было поселение под названием "Городок", где и обитал разбойный люд, и якобы до сих пор в глубоком колодце лежат драгоценности, награбленные в монастыре. Разбойники скрывались и в местечке Помелиха, в четырёх километрах от Мухтолова».

Слайд № 10 ( Монах разоблачает разбойничью братию).

Старожилы посёлка рассказали легенду о том, в глухих лесах и на озере скрывались разбойники. «Старые люди рассказывали, что на Большом озере, на острове, раньше был монастырь, а его обитатели давали приют разбойникам. Леса кругом росли дремучие, и разбойники водились во множестве. А мимо озера проходила дорога в сторону Павлова, на которой и занимались разбоем лихие люди. Случались и убийства. Но поймать злодеев не удавалось. Совершив чёрное дело, они исчезали. Говорили, что вместе с награбленным добром они на лодках переправлялись на лодках на остров, где укрывались, делили добычу. Полиции и в голову не приходило искать разбойников в монастыре. Однажды разбойники напали на богато украшенную карету. В числе убитых оказалась молодая девушка. Переправившись на остров, разбойники принялись делить добычу. Рядом случайно оказался монах. Среди награбленных сокровищ он увидел знакомую вещицу - позолоченный медальон. Взяв его в руки и раскрыв, он обнаружил в медальоне портрет своей сестры. Давно не по душе было монаху соседство с разбойничьей братией. И на сей раз не выдержало его сердце. Тайно пробрался он в полицию уездного городка Ардатов и донёс о творящемся разбое. Но прознали разбойники о доносе, и многие успели скрыться. А монастырь тот власти решили в наказание закрыть».

Слайд № 10 (легенда о Чарском озере).

С монастырской темой связана ещё одна легенда. Будто бы один из игуменов Большеозёрского монастыря любил ловить рыбу с лодки на соседнем озере. Тогда оно было без названия. И вот однажды, сидя в лодке, он решил выпить и закусить, так как проголодался. Налил в серебряную чашу вина -то и только поднёс её к губам, как поплавок потащило на дно. Вскинулся игумен к удилищу да и выронил серебряную чашу в озеро. С тех пор стало озеро называться Чарским, а речка, через него протекающая, - Чарой. А вода в озере всегда имеет рыжеватый оттенок. Это от вылитого из чары вина. Раньше на Крещение многие ходили купаться на Чару, считая, что вода в озере и реке от пролитого вина становится в крещенскую ночь святой. Ведь из покон веков считалось, что сила божья действует через воду.

Слайд № 11 (Легенда о названии р. Нукс)

Как появилось название Нукс, рассказывает бытовая легенда: «Лесная речка, перерезавшая дорогу Мухтолово - Ардатов, форсировалась конными повозками вброд. Крестьянские подводы в этом месте встречались с коляской важного уездного чиновника, который, чтоб освободить путь через брод, кричал: "Эй, лапти, ну-кс, сворачивай!" И зазевавшийся мужик, вовремя не свернувший, получал удар кнута по спине. А свернуть было некуда, вправо и влево-то трясина. Поэтому мужики, подъезжая к броду, оглядывались, не едет ли барин Нукс. С того времени речку стали называть Нукс. А озеро, в которое впадает речка, стали называть Нуксинским».

Со временем в легенды наслаивается столько нелепостей, что служить нам в качестве исторического документа они не могут. Тем не менее легенды имеют право на жизнь, ибо они продукт народного творчества.

Классный руководитель

Мы благодарим участников проекта «Легенды мухтоловских озёр» за столь эмоциональное, прочувствованное выступление. А что чувствовали вы, уважаемые ребята, слушая легенды о мухтоловских озёрах? (ответы учащихся)

Учитывая свои склонности, вы, ребята, из предложенных тем выбрали те, которые сегодня нам представили. Эти темы связаны с историей родного края. Интересно было услышать ваше отношение к легендам.

Теперь обсудим успехи и недостатки в деятельности по реализации проектов. Помним: больше говорить о хорошем! Чье выступление понравилось больше всех? Чем оно вас тронуло? (единодушно отмечается проект третьей микрогруппы, он произвел впечатление на ребят эмоциональностью). Кому из своих ребят скажем особое «спасибо»? (отмечается проект второй группы: это был самый сложный материал, который требует навыков работы с краеведческой и исторической литературой, составление словаря мордовских и эрзянских слов и проект первой группы за интересный рассказ о карстовых явлениях). Что было наиболее трудным при подготовке? Что можно было бы сделать лучше? Ваши пожелания на будущее? Из трёх ваших презентаций мы составим одну «Легенды и были Мухтоловского края» и подарим её школе, чтобы ребята, интересующиеся историей родного края, могли ей воспользоваться. (Приложение № 3)

Завершая классный час, классный руководитель благодарит всех ребят за большую и творческую работу по подготовке и реализации проектов и выражает удовлетворение тем, что в стороне не остался ни один ученик, каждый выбрал себе дело по душе.

Под звуки песни о Мухтолове все расходятся.

Список литературы, использованной учащимися при подготовке.

  1. Ардатовский край: Прошлое и настоящее/ Сост. Л. В. Гладкова, А. В. Седов. - Н. Новгород: ГИПП "Нижполиграф", 2000.

  2. А. В. Базаев. Исторические сведения о селениях Ардатовского района. Загадки похода Иоана Грозного. Ономастика Ардатовского района. - Арзамас: АГПИ, 2004.

  3. Ю. А. Бугров. Мухтолово: от А до Я. - Курск, МУ "Издательский центр "ЮМЭКС", 2002.

  4. Край родной. Между Мокшей и Тёшей: История края и современная жизнь. - Н. Новгород: Изд-во "Литера", 1998.

  5. Н. Ф. Филатов. Нижегородский край: факты, события, люди. - Н. Новгород:НГЦ,1994.



11


© 2010-2022