Классный час на тему Не обижайте старость

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему Не обижайте старость

Классный час на тему Не обижайте старостьКлассный час на тему Не обижайте старость

Не обижайте старость!

Подготовил:

Классный руководитель

Лазутина Л.В.

Классный час «Не обижайте старость»

Цель: воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения

Задачи:

  1. Показать актуальность данной проблемы для современной России и молодого поколения

  2. Развивать устную речь учащихся

  3. Формировать нравственные качества личности: человечность, милосердие, сострадание, благородство, умение прийти на помощь; воспитывать трепетное отношение к семейным традициям

Оборудование: доска, проектор, заготовки ситуаций для анализа, видеоролики: «Кто это?», «Ветераны»

Форма проведения: круглый стол

Проведение мероприятия:

Слайд 1 (заставка осени, спокойная фоновая музыка)

Вступительное слово учителя: здравствуйте, ребята. Я говорю вам «здравствуйте», потому что желаю здоровья вам, вашим родителям, бабушкам и дедушкам, всем родственникам. За окном осенняя непогода, а мы с вами в уютной обстановке будем говорить о главном: доброте, сострадании, сочувствии, уважении к человеческой памяти.

Ведущий: ежегодно 1 октября, начиная с 1991 года, отмечается Международный день пожилых людей. В нашей стране этот праздник отмечается с 1992 года.

Учитель: ребята, вы, наверно, уже догадались, о ком и о чём мы будем сегодня говорить (ученик называет тему мероприятия). Слайд 2

Говорят, что о нравственной зрелости общества, патриотизме его граждан можно судить по тому, как оно относится к детям и старикам. Возможно, так оно и есть: ибо старики - наше прошлое, а дети - будущее, и мы не можем полноценно существовать без этой неразрывной связующей нити.

Слайд 3

Ведущий: День пожилого человека - праздник чистый и светлый, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность.

Подготовленный ученик читает стихотворение. (слайд 4-5)

Сегодня славим седину,

Усталые, морщинистые руки.

А ведь, бывало, в старину

Не знали эти руки скуки!

Вся ваша жизнь наполнена трудом,

Теплом души и радостью согрета!

Да поглядите, поглядите вы кругом:

Милее лиц не видела планета!

И пусть гуляет осень на дворе,

И мир перелистнул страницу века,

Как хорошо, что есть в календаре

День пожилого человека!

Учитель: да, годы неумолимы. И как бы нам ни хотелось, но старость неминуема. Понятие «старость» изучал эксперт (называется фамилия и имя ученика). Вот к каким выводам он пришёл.

Слайд 4

Информация социолога: Старость - период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

Кожа истончается, появляются морщины, волосы седеют, уменьшается острота зрения, быстрее возникает утомление, наблюдается ослабление памяти, нарушается сон

И именно в этот период жизни наши родители, бабушки, дедушки, родственники нуждаются в особой заботе и внимании.

Старость делится на несколько более коротких периодов жизни человека:

  • Преклонный возраст - 61-71 для мужчин, 56-74 для женщин.

  • Старческий возраст - 71-90 для мужчин, 74-90 для женщин.

  • Возраст долгожительства - более 90 лет. Затухание функций организма. Заканчивается смертью.

С возрастом у лдей происходят психологические изменения, вот некоторые из них:

  1. Слайд 5 Память: Снижение памяти наблюдается не у всех старых людей, более того, свыше 90% людей в возрасте 65 лет и старше показывают лишь несущественные ухудшения. Ухудшение связано больше не с запоминанием новой информации, а с извлечением ее из памяти. Старые люди лучше воспроизводят события далекого прошлого, ведь отношение к прошлому является значительной частью жизни старого человека. Существует феномен обращенности памяти пожилых людей к прошлому - когда старый человек с удовольствием вновь и вновь возвращается к приятным воспоминаниям.

  2. Слайд 6 Восприятие: Известно, что к старости часто снижается слух и зрение, воспринимать окружающий мир становится все трудней и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, как в поговорке - "глухой не услышит, так придумает". Чем туманней действительность, тем меньше пожилые люди осознают, насколько на восприятие реальности влияют их страхи, желания и предубеждения.

  3. Слайд 7 Внимание: Снижение внимания проявляется еще в одном распространенном явлении - рассеянности, человек путает последовательность действий и перескакивает с одной мысли на другую.

Слайд 8

Ведущий: известный педагог А.Макаренко писал: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость. Плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Учитель: докажите справедливость этого высказывания. Перед вами небольшой рассказ, который, на мой взгляд, очень точно передаёт отношение многих людей и общества в целом к старикам (даётся время для прочтения).

Слайд 9

Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди. И причины их приезда сюда совершенно разные: у одних никогда не было детей, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками. Ясно, что никто сюда от доброй жизни не сбегал…

Самое любимое место стариков во дворе - площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на скамейки и подолгу сидят. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, дедушек…

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно.» Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик: «Мне к шести вечера надо быть уже дома, у одного из друзей Алёши сегодня День рождения.»

Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо, старушка услышала: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор». Однако не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный крик: «Давай, пошли! Директор у себя, но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.» Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет…

Женщина вынула из сумочки какой-то свёрток, небрежно завёрнутый в газету, и положила перед директором на стол: «Читайте, здесь всё написано».

Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил: «Елена, а вы кем приходитесь Анне Петровне?»

- Как это кем? Дочерью, конечно.

- Дочерью? Извините, так она - ваша родная мать?

- Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:

- Что-то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что всё в порядке.

- Конечно, конечно, всё в порядке, - полуиронично сказал директор, бросив взгляд на женщину.

- Только мне одно непонятно: на какое время вы оставляете свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ: «Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела».

-Да, да, -поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина воспрянула духом и добавила: «Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, и всё тут!»

- Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и вставая с места. Теперь вы, Елена, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую: «Скажите мне честно, по своему ли желанию вы всё-таки пришли сюда?»

- Да откуда такому желанию взяться, сынок? - ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа дочь вместе со своим мужем переехала ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху.

Организуется общение:

- Что вы можете сказать о дочери?

- Правильно ли ведёт она себя по отношению к матери?

- Чего не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её собственная дочь?

Учитель: какой пословицей или притчей можно проиллюстрировать эту ситуацию? ( Русская пословица гласит: «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков». Притча Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок»).

(Для сведения: во Франции считается позором сдать старика в приют. Дети должны заботиться о родителях)

Слайд 10

Просмотр клипа «Кто это?»

Организуется общение:

Какой вывод для себя вы сделали?

Слайд 11

Учитель: воспитывать уважение к старости надо с раннего детства. Предлагаю обсудить ситуацию «Случай на железнодорожном вокзале»

В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно, душно. Какая-то старушка, прося снисхождения к больным ногам своим, стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке уложила удостоверение на дно огромной сумки.

В очереди поднялся недовольный ропот: «Сидела бы ты, бабуся, дома!», «Подумаешь, война, когда это было, можно и забыть!», - голоса были молоды, раздражённо-дерзки. «Есть удостоверение - вынь и покажи», - крикнул дюжий парень в джинсах с ног до головы. Вдруг из очереди послышался голос: «Пропустите меня, я с удостоверением». И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоящие рядом люди увидели звезду Героя Советского Союза. «До какой станции тебе, мать?» - участливо спросил он и через минуту протянул ей билет. Когда старая женщина ушла, этот человек вернулся на своё место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза.

Вопросы для обсуждения:

- Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего старушке взять билет? ( сострадание, чуткость, уважение к пожилым, доброта)

- Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? ( неудобство перед людьми старше себя по возрасту, мужество, самоотверженность)

- Как будут вести себя люди в очереди после случившегося ( они станут более чуткими, отзывчивыми, людям станет стыдно)

- В чём красота поступка молодого человека? ( в благородстве, чуткости, добросердечии)

- Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу?

Ведущий: нынешние старики - это ветераны войны, работники тыла, дети войны, малолетние узники, которые своими страданиями купили свободу в тяжелейшей войне, дали возможность нам появиться на свет и жить в этом мире.

Слайды 12 (видео ролик «Ветераны»)

Подготовленный ученик читает стихотворение Л.Татьяничевой

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них - гул атак,

Годы тяжких трудов и битв…

Но у старости ломок шаг

И неровен дыханья ритм,

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б нас.

Слайд 13

Учитель: вы все ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время вы просто не задумываетесь о старости. Но человеческая жизнь очень быстротечна. Пройдут годы: 10-15-20 лет. Вы будете уже взрослыми людьми, мамами и папами, а родители состарятся. Многие из вас будут жить далеко от родительского дома. Но не забывайте постаревших и поседевших родителей, берегите их, не забывайте отчий дом. «Чтоб совесть не мучила после, приезжайте к родителям в гости…»

Слайд 14

Рефлексия «Музей обидных воспоминаний» (ученикам предлагается вспомнить и на фоне спокойной музыки коротко в 2-3 предложениях описать неприятный поступок по отношению к маме, бабушке или постороннему человеку, за который вам до сих пор стыдно. Может быть, кто- то захочет извиниться, и это будет прекрасно).

Учитель: надеюсь, что наша встреча поможет вам стать добрыми, милосердными, отзывчивыми и бескорыстными. Это те качества, которые украшают любого человека, и именно в этом нуждаются самые близкие для вас люди.


© 2010-2022