Тревожные дети с ОВЗ

Коррекционная работа с тревожными детьми проводится по трем направлениям: повышение самооценки ребенка, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. Школьная тревожность – симптом нарушения адаптации. Способ профилактики школьной тревожности – содействие школьной адаптации.
Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2014 -15 учебный год.

Дезадаптация ребенка с ОВЗ.

Причины школьной тревожности:

  • учебные перегрузки

  • неспособность учащегося справиться со школьной программой

  • неадекватные ожидания со стороны родителей \ неблагоприятные отношения с педагогами

  • регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации

  • смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.

Коррекционная работа с тревожными детьми проводится по трем направлениям: повышение самооценки ребенка, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. Школьная тревожность - симптом нарушения адаптации. Способ профилактики школьной тревожности - содействие школьной адаптации.

Внешние проявления тревожности у ребенка:

Наблюдается беспокойство и тревога, раздражительность; большое количество страхов; рассеянность или снижение концентрации внимания; наличие мнительности и большой чувствительности; как правило низкая самооценка; острая реакция и чувствительность к своим неудачам; разница поведения на занятиях и вне; наличие склонности к невротическим привычкам; ухудшение соматического здоровья; нежелание ходить в образовательное учреждение; излишняя старательность при выполнении заданий; отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий; потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях; кратковременная тревога за свои вещи; резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний к 11- 13 годам; негативизм и демонстративные реакции; уход в аддиктивное поведение в подростковом возрасте.

Педагоги и родители могут помочь тревожному ребенку серьезным отношением к его жизни, проявляя:

  • внимание и терпение к успехам и неудачам ребенка

  • поощрение стараний и усилий

  • эмоциональную поддержку и такт, сравнение ребенка только с самим собой и своими достижениями и неудачами

  • признание и принятие взросления ребенка, права на ошибку, желания добиться успеха

  • объяснение правил и норм, которые существуют в школе, их необходимости

  • ненавязчивый контроль в соблюдении режима, выполнения поручений

  • постепенное представление ребенку самостоятельности в какой-либо деятельности; развивая уверенность, не давите на ребенка

  • выстраивание плана любой деятельности, так как тревожность часто вызывается неизвестностью

  • соотнесение заданий и поручений с возможностями ребенка

  • отсутствие ситуаций соревнования, повышенной ответственности и сопреничества

Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, страдающими от мышечных зажимов, неудовлетворенных собой и своими действиями. Таким родителям необходимо прежде всего заняться саморазвитием, повышением своей самооценки.

Оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка критической точки, после которой оно начнет оказывать дезорганизирующее влияние. «Именно интенсивное, дезорганизирующее учебную деятельность переживание тревожности рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации»- Вострокнутов Н.В

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Старайтесь придерживаться следующих правил, это облегчит вашу жизнь.

  1. Преодолевайте страх и отчаяние.

  2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.

  3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и
    вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

  • медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

  • психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК).

Для ребенка, очень важно, чтобы родители приняли и полюбили его таким, какой он есть. Никогда невозможно точно предсказать, каким станет ребенок, когда вырастет. Очень важно как можно раньше начинать развитие вашего малыша. Помните, что:

Повышайте уровень общей осведомленности ребенка, развивайте его наблюдательность. Показывайте ребенку предметы из окружающего мира, животных, растения и т. д. Разговаривайте с ребенком во время прогулок обо всем, что видите (но не сплошным речевым потоком). Гуляя с ребенком, собирайте разные предметы: камушки, листочки, шишки, желуди, цветочки. Складывайте все это в коробку, называя при этом каждый предмет. Дома можно попросить малыша достать предметы из коробки один за другим и снова повторить их названия. На прогулках надо обращать внимание на действия людей (например, девочка играет в мяч, товары в магазине продает продавец) явления природы (капает дождик, светит солнышко) и т. п.

Развивайте самостоятельность ребенка. Формируйте культурно-гигиенические, бытовые навыки. Побуждайте ребенка к активности и самостоятельности.

Развивайте навыки общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Обычно речь у детей с синдромом Дауна появляется намного позже, чем у других детей (в 4-5 лет). И поэтому потребность в общении у ребенка остается не удовлетворенной в полной мере.

Рекомендуют для развития навыков общения детей с синдромом Дауна использовать жестовый язык. Часто у детей возможность понимать речь опережает способность говорить. По наблюдению специалистов, дети наученные пользоваться жестами с ранних месяцев жизни, впоследствии имеют лучшее языковое и речевое развитие. Как пользоваться языком жестом? Жестами следует обозначать только ключевые слова. Жесты должны быть функциональными, чтобы ими можно было пользоваться в повседневной жизни, например, «все», «еще», «привет», «на ручки» и т. п.

Когда вы пытаетесь сообщить ребенку жестом, убедитесь, что он смотрит на Вас. При этом взрослый должен говорить полными предложениями и пользоваться обычными грамматическими структурами. Когда вы обучаете ребенка какому - либо жесту, положите свои руки сверху на его руки и помогите воспроизвести жест. Одновременно с жестами работайте и над развитием речи. Когда ребенок объясняет вам жестами, побуждайте его произносить звуки. На этом этапе не следует делать упор на правильное произношение. Для занятий языком жестов не следует отводить специальное время. Жестовая практика должна стать частью повседневной жизни.

Развивайте речь ребенка. Разучивайте со своим ребенком детские песенки, потешки, стишки и обязательно сопровождайте их движениями. Пение и музыка являются самыми приятными для детей способами обучения. Песни, сопровождающиеся жестами, движениями способствуют развитию координации движений, что очень важно для вашего ребенка.

Развитие познавательной деятельности (восприятия, мышления, внимания, памяти. Помочь определить исходный уровень развития ребенка и подобрать адекватные развивающие игры и упражнения помогут специалисты: психолог, дефектолог, логопед.

Общие принципы в организации обучения ребенка с ОВЗ:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику, учитывающий как особенности возраста, пола, нарушения, так и индивидуального психического развития и состояния.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные методические приемы и средства (5-7 раз менять форму деятельности в течение урока, чередовать умственную и практическую деятельность, преподносить материал небольшими дозами, использовать материалы, задействующие все каналы восприятия и переработки информации, хотя и в разной степени, использовать средства определенного уровня абстрактности - схемы, таблицы, диаграммы в процессе изучения темы, чтения текста и т.д).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, обучающих мнемическим приемам, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогической этики.

5.Использование приемов, направленных на развитие стратегии успешности: адекватный и корректный анализ действий и деятельности, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.

  1. Щадящий школьный режим (по возможности один день в середине недели, лучше четверг, должен быть без школьных занятий; следует предусмотреть дополнительные 3-4 дня отдыха при резком снижении работоспособности и жалобах на усталость).

  2. Строгое соблюдение режима дня, полноценный сон, прогулки и т. п.

  3. Отсутствие в первом классе дополнительных занятий.

  4. Соблюдение правил выполнения домашних заданий. Категорически запрещается выполнять после 18часов.

  5. Спокойное отношение к возникающим проблемам и конструктивное решение их вместе с родителями и врачом.

  6. Внимательное отношение к жалобам ребенка.

  7. При планировании любой деятельности следует учитывать сниженный уровень работоспособности и высокую истощаемость ребенка.

Правила при выполнении домашних заданий.

  • Ничто в комнате не должно отвлекать ребенка (ни младшие, ни старшие члены семьи, ни домашние животные, ни звуки и т. п.).

  • На столе, за которым работает ребенок, не должно быть абсолютно ничего лишнего, отвлекающего внимание.

  • Занятие следует начинать с такого задания, которое ребенок, без сомнения, сможет выполнить, отчего получит удовлетворение.

  • Не следует заканчивать работу «на неудаче» (в ситуации «У меня нет больше сил тебе объяснять»).


© 2010-2022