Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы.

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто жить, готовясь в детстве, не живёт.

С. Маршак

Воспитание детей начинается в семье. В прошлом веке, в обществе бытовало мнение, что школа отвечает за воспитание молодого поколение и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Если воспитание имеет плачевный результат, то именно семья первой предъявляет обвинения. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привел к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям. Можно найти множество информационного материала о сотрудничестве семьи и школы для города. А как же обстоят дела в процессе воспитания для сельских семей? В сельской местности школа является основным образовательным - досуговым центром. Родители являются для детей главным примером в подражании в социуме. Главное назначение семьи - воспитание детей. Рассмотрим «Что такое семья?» (слайд 2 и 3) Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.(слацд4) Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Таким образом, определяются функции и задачи развивающей деятельности современной семьи. ( слайд5)

Главными функциями семьи являются:

> воспитательная;

> оздоровительная;

> духовно-нравственная;

> познавательно-образовательная;

> бытовая;

> трудовая;

> культурно-просветительная;

> досугово-творческая;

> стимулирующая самостоятельный опыт личности;

> охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

  • гармоническое развитие ребенка

  • забота о здоровье детей;

  • помощь в учении;

  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

  • помощь в социализации личности;

  • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, (слайд 6) главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

режим семейной жизни;

содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки , детей).

Что же происходит в большинстве сельских семей? Родители не имеющего постоянного заработка. Подрабатывают периодически, живут за счёт различных социальных пособий. Такие семьи обычно имеют вредные привычки и соответственно учителю трудно донести до детей правильные эмоционально-нравственные качества. Поэтому процесс воспитание начинается с родителей. В своей практике применяю такой метод, когда родители делятся своими методами воспитания. Родительские мастер классы, привлекаю родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Один день в неделю в нашем классе называется родительским днём, когда родители посещают уроки и могут участвовать в учебном процессе.

Таким образом, процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся: (слайд 7)

  • информационная.

  • воспитательно-развивающая,

  • формирующая.

  • охранно-оздоровительная,

  • контролирующая,

  • бытовая.

Задачи взаимодействия:

* формирование активной педагогической позиции родителей;

* вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

* активное участие родителей в воспитании детей.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;

анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.

Данный класс взят мною в этом году и поэтому работу начала с родителей.

  1. Организация родительского комитета.

  2. Вовлечение родителей в организацию и проведение мероприятий.

  3. Родительские собрания на тему «Поделись своим опытом в воспитание своего ребёнка».

  4. Посещение родителями уроков «Открытая суббота»

В связи с этим семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

'4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает без духовность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

Формы работы с родителями.

  1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей. В данном классе проводились собрания по темам «Какой я родитель?», «Нравственное воспитание младших школьников».

  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Посещение родителями уроков, внеклассных мероприятий. На данный момент родители готовят праздничное новогоднее представление для детей.

  3. Участие родителей в управлении классом.



© 2010-2022