- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Доржиева В.Д. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Из опыта работы.
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей.
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто жить, готовясь в детстве, не живёт.
С. Маршак
Воспитание детей начинается в семье. В прошлом веке, в обществе бытовало мнение, что школа отвечает за воспитание молодого поколение и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Если воспитание имеет плачевный результат, то именно семья первой предъявляет обвинения. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привел к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям. Можно найти множество информационного материала о сотрудничестве семьи и школы для города. А как же обстоят дела в процессе воспитания для сельских семей? В сельской местности школа является основным образовательным - досуговым центром. Родители являются для детей главным примером в подражании в социуме. Главное назначение семьи - воспитание детей. Рассмотрим «Что такое семья?» (слайд 2 и 3) Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.(слацд4) Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.
Таким образом, определяются функции и задачи развивающей деятельности современной семьи. ( слайд5)
Главными функциями семьи являются:
> воспитательная;
> оздоровительная;
> духовно-нравственная;
> познавательно-образовательная;
> бытовая;
> трудовая;
> культурно-просветительная;
> досугово-творческая;
> стимулирующая самостоятельный опыт личности;
> охранно-защитная.
Главные задачи семейного воспитания это:
-
гармоническое развитие ребенка
-
забота о здоровье детей;
-
помощь в учении;
-
трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
-
помощь в социализации личности;
-
формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
-
забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
-
развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
-
подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
-
половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, (слайд 6) главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
режим семейной жизни;
содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки , детей).
Что же происходит в большинстве сельских семей? Родители не имеющего постоянного заработка. Подрабатывают периодически, живут за счёт различных социальных пособий. Такие семьи обычно имеют вредные привычки и соответственно учителю трудно донести до детей правильные эмоционально-нравственные качества. Поэтому процесс воспитание начинается с родителей. В своей практике применяю такой метод, когда родители делятся своими методами воспитания. Родительские мастер классы, привлекаю родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Один день в неделю в нашем классе называется родительским днём, когда родители посещают уроки и могут участвовать в учебном процессе.
Таким образом, процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся: (слайд 7)
-
информационная.
-
воспитательно-развивающая,
-
формирующая.
-
охранно-оздоровительная,
-
контролирующая,
-
бытовая.
Задачи взаимодействия:
* формирование активной педагогической позиции родителей;
* вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
* активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
Данный класс взят мною в этом году и поэтому работу начала с родителей.
-
Организация родительского комитета.
-
Вовлечение родителей в организацию и проведение мероприятий.
-
Родительские собрания на тему «Поделись своим опытом в воспитание своего ребёнка».
-
Посещение родителями уроков «Открытая суббота»
В связи с этим семьи делятся на 5 типов:
1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
'4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает без духовность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
Формы работы с родителями.
-
Повышение психолого-педагогических знаний родителей. В данном классе проводились собрания по темам «Какой я родитель?», «Нравственное воспитание младших школьников».
-
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Посещение родителями уроков, внеклассных мероприятий. На данный момент родители готовят праздничное новогоднее представление для детей.
-
Участие родителей в управлении классом.