Конспект занятия Моральный выбор: проблема детствосбережения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект занятия.


Дисциплина: Основы религиозной культуры и светской этики

Преподаватель: Мотаевская Анна Павловна

Тема: Моральный выбор: проблема детствосбережения

Мотаевская А. П., преподаватель

общественных дисциплин

Цель: Создать условия для осмысления проблемы морального выбора, анализа проблемы детствосбережения; осознание важности и ценности семьи и ответственности для каждого члена социума.

Технология обучения: кейс - технология.

Оборудование: кейс с видеоматериалами и документами.

Добрый день, уважаемые гости, уважаемые студенты!

Сегодня мы представляем вашему вниманию наш опыт решения проблемно-ситуационных задач в области нравственных отношений, в области этики, так называемых моральных дилемм.

А тему занятия я предлагаю определить самостоятельно.

Мультфильм «Песенка мамонтенка».

К кому спешит мамонтенок? На кого надеется? Он спешит к своей маме. Ведь мама всегда поможет, подскажет, придёт на помощь. Могла ли мама поступить иначе? От чего зависит ее решение?

От морального выбора.

Видимо, мамонтенок попал в трудную жизненную ситуацию.

Согласны ли Вы, что перед нами достаточно часто стоит ситуация выбора, принятия какого- либо решения, когда внутри нас происходит спор и мы не можем порой прийти к какому - то одному верному решению.

Почему такое происходит?

Появляется проблема. А возможно, и не одна.

Одна из самых острых проблем - проблема детствосбережения.

Итак, тема нашего занятия - «Моральный выбор: проблема детствосбережения».

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у вас понятие «Моральный выбор»?

Продолжите, пожалуйста, мысль: «Моральный выбор - это….»

Слайд 1: Моральный выбор - это:

Ответственность, свобода в принятии решения, свободное волеизъявление, поступок, самооценка, самоопределение, милосердие, добро.

Вот как многозначно это понятие.

Слайд 2. Краткий анализ ситуации

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав (57,4 тыс. родителей в 2012 году).

Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, числодетей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2012 году. Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Как вы думаете, почему сложилась подобная ситуация?

Ваши версии.

Как же сберечь наших детей в масштабах всего государства? Как сберечь их в рамках отдельно взятой семьи?

Сегодня я приглашаю вас принять участие в обсуждении и решении этой проблемы. Вашему вниманию предлагается кейс, который включает видеоматериалы и документы для анализа проблемной ситуации. Посмотрите, пожалуйста, ситуацию, которая произошла в Ставрополе. К сожалению, это типичная ситуация, которая все чаще и чаще случается в наших городах и селах.

Я бы хотела попросить вас проанализировать эту ситуацию, определить проблему, попытаться определить пути ее решения.

Просмотр видео - фрагмента из передачи А. Малахова «Пусть говорят» - «Мама дорогая».

  • Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта ситуация?

  • Пожалуйста, определите главную проблему.

  • А какие проблемы вы увидели еще?

  • Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

  • Семейное неблагополучие, жестокое обращение с детьми, пренебрежительное отношение к детям, отсутствие присмотра и ухода.

  • Невыполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей

  • Пренебрежение основными потребностями детей.

  • Социальное сиротство.

  • Нет эффективной помощи со стороны органов социальной защиты.

  • Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

  • Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей.

Представьте, что от вас зависит судьба деток. Как будущие педагоги, и будущие родители, какой вы сделаете выбор, какое примете решение в определении дальнейшей судьбы детей?

Итак, какие варианты, какие альтернативные решения вы предлагаете?

Первый вариант - нужно оставить детей маме.

второй вариант - отдать детей на попечение государству.

Какое же решение будет правильным?

Итак, какую цель мы ставим?

  • Определить свою позицию.

Что нам в этом поможет?

  • Нормативно-правовые документы, философские тексты, народная мудрость.

Работа в группах.

Определите собственную позицию.

Подберитеаргументы в пользу решения: оставить детей маме.

Подберите аргументы в пользу решения отдать детей на попечение государству.

Сопоставьте все факты, аргументы, выберите наиболее приемлемое решение, соотнесите нормы и принципы общества с возможными решениями дилеммы, определите полезность каждого из решений для субъектов дилеммы и общества в целом. - оцените принятое решение с точки зрения внутренних морально-нравственных приоритетов.

Работа в группах - 10 мин.

Представление результатов работы группы.

Участие студентов в общегрупповой дискуссии.

Итак, выбор - за нами. Как сберечь деток?

Наши предложения (на уровне данной семьи,на уровне государства).

Студенты представляют предложения.

Итак, выбор мы сделали. Наш выбор - это всегда ответственность, добро, милосердие, и в то же время разумное взвешенное решение.

Видеофрагмент из к/ф«Мамы».

Рефлексия деятельности. Участие в диалоге.

Слайд 3.

Я осознал(а), что…..

Я почувствовал(а), что….

Я считаю, что…..

Меня взволновало….



























Приложение 1.


Аргументы в пользу решения: оставить детей маме.

Статья 54. СК. РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 68. СК. РФ.Защита родительских прав.

1. Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

Пункт 4 ст. 65 СК РФ. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Статья 9 Конвенции о правах ребенка.

1. Государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Старец ПаисийСвятогорец:

В родительском доме дети должны насыщаться нежностью и любовью.

Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни.

Ответственность за воспитание детей несут одни лишь родители?

- Главным образом, родители. Ведь от того, какое воспитание они дадут детям, зависит, станут ли те хорошими священниками, хорошими педагогами и так далее. Потом - в свою очередь - они тоже будут помогать детям - и своим собственным, и всем остальным. Надо сказать и о том, что большую ответственность за воспитание детей несёт не отец, а мать.

Если в то время, когда младенец ещё находится в утробе матери, родители молятся, живут духовно, то малыш родится освящённым. И если они помогут ему духовно, то он станет освящённым человеком и в свою очередь будет помогать обществу: станет ли он служить в Церкви, войдёт ли в органы власти или займет ещё какое-то место. Все мы должны помогать детям, чтобы они стали правильными людьми, чтобы и следующим поколениям осталось немного закваски. Ведь сейчас всё идёт к тому, чтобы не осталось даже закваски. А если её не останется, то к чему это приведёт?
Источник: pravmir.ru/ob-otvetstvennosti-roditelej-za-vospitanie-detej/#ixzz2yJXjaJOV

Выдержки из национальной стратегиидействий в интересах детей на 2012 - 2017 годы:

Ключевые принципы Национальной стратегии.

Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

Особое внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальнуюисключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Основные задачи Национальной стратегии.

  • Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

  • Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.

  • Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

  • Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка

из семьи, социального сиротства.

  • Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.

Антон Павлович Чехов о детях и родителях:

Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину.

Антон Семенович Макаренко:

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.

Василий Александрович Сухомлинский:

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Владимир Леви:

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.

Аргументы в пользу решения отдать детей на попечение государству.

Статья 63 СК. РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Статья 65 СК РФ. Осуществление родительских прав.

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Статья 69 СК. РФ. Лишение родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Статья 73. Ограничение родительских прав.

1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

consultant.ru/popular/family/20_15.html#p518© КонсультантПлюс, 1992-2014

Георг Гегель «Энциклопедия философских наук».

«Каков человек внешне, т.е., в своих действиях, таков он и внутренне, и если он лишь внутренне «добродетелен» и «морален», и остается только в области намерений, умонастроений, а внешне ничего полезного не делает, то его внешнее не тождественно сего внутренним, а значит его и внутреннее, и внешнее бессодержательно и пусто».

Как Вы считаете? Если мама проявила равнодушие, безответственность, ушла, оставила, бросила детей по каким-то своим мотивам, то значит, и внутренне она, хоть и плачет, и раскаивается, но это может оказаться пустым и бессодержательным.

Поступки значат больше, чем слова.


© 2010-2022