Классный час Строим дом своего здоровья

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Строим дом своего здоровья».

Цель мероприятия: формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью. Задачи: 1) актуализировать понятие «здоровья»; 2) сформировать позитивное отношение к своему здоровью; 3) моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью; 4) создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы; 5) создать условия для развития навыков использования Интернет - ресурсов.

Краткое описание:

Анкетирование учащихся 5-х - 9-х классов показало, что школьники понимают необходимость здорового образа жизни: 75% учащихся имеют высокий уровень позиционирования ценности «хорошее здоровье» в ряду других личностных ценностей, только 17% детей отмечают соответствие своего распорядка дня требованиям ЗОЖ. В то же время у 85% школьников отсутствует или недостаточно проявляется понимание роли собственной поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья. При этом важно не упустить время, когда педагогическая работа в этом направлении будет эффективной. Только 42% учащихся отмечают личностную значимость целевых школьных мероприятий, направленных на формирование их образа жизни. При этом заинтересованность учащихся снижается с возрастом: об интересе к мероприятиям, направленным на решение проблемы здорового образа жизни, заявили 67%. Хочу поделиться с вами разработкой классного часа «Строим дом своего здоровья».

Цель мероприятия:формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.

Задачи: 1) актуализировать понятие «здоровья»;

2) сформировать позитивное отношение к своему здоровью;

3) моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью;

4) создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;

5) создать условия для развития навыков использования Интернет - ресурсов.

Форма занятия:

· Индивидуальная работа

· Групповая работа

· Ролевая игра

Способы и методы подачи информации:словесный, наглядный, частично - поисковый, проблемный.

Категория учащихся: 7 - 9 класс

Этап подготовки:

1) изучение информации по проблеме сохранения и укрепления здоровья;

2) диагностика учащихся класса: «Тест для самооценки учащимися факторов риска ухудшения здоровья», «Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша»

3) составление презентации.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, схемы на доску, листы бумаги на столы учащихся, жетоны.

Место проведения:компьютерный класс

Демонстрация презентации по теме классного часа.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Существует несколько трактовок понимания здоровья:

- здоровье - это отсутствие заболеваний;

- здоровье - умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.

А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?

( Ответы учащихся)

Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Итак, мы начинаем наш диалог.

Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то наше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из детей. Каким он будет - кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным?

Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе. Начнем с подготовки места под строительство.

3. Основное содержание мероприятия.

Этап 1.Стоит ли строить?

Класс разделен на две группы. Одна группа принимает на себя роль противников такого строительства. Они придерживаются мнения: «Не мешай природе, а там уж как повезет». Другая группа считает, что надо прилагать значительные усилия, чтобы продолжать оставаться здоровым.

Ребята не пришли к единому мнению…

• Если человек родился болезненным, то тут уж ничего не поделаешь.

А как же Суворов: в раннем детстве он был хилым и болезненным, что не помешало ему после работы над сособой стать сильным и уважаемым пополководцем.

• Из-за плохой экологии многие изначально нездоровы.

• Но ведь и при этом условии одни люди жживут гораздо дольше других.

• У меня соседскому мальчику 2 года, а он уже в очках. Когда же он успел рарастерять зрение?

Ммногие болезни заложены в генах. Кроме тоэтого, не все мамы, ждущие ребенка,

п понимают, что хорошо для него, а что плохо.

• Многие говорят о здоровом питании, н но ведь многие люди живут бедно и едят то то, что есть.

здздоровая пища вовсе не дороже, чем

п привычная для многих. Просто в ней больше о овощей, фруктов, молока. А мясо вредно!

• Все вокруг твердят. Что надо много двдвигаться,это полезно. Но ведь сксколько уроков!

У У нас в школе много спортсменов. И они - не сасамые худшие ученики. Можно найти время, есесли поставить цель.

Этап 2. Заложим фундамент.

Слово учителя. Итак, мы подготовили место и начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить, какой материал будет составлять его, давайте перечислим, что же влияет на здоровье человека?

Ответы учащихся: Наследственность

Образ жизни

Окружающая среда

Качество медицинских услуг

Что же из перечисленного составляет фундамент здоровья?

Учащиеся сходятся во мнении, что это - наследственность.

Сообщения творческой группы учащихся «Корни» о влиянии наследственности на здоровье человека.

1 учащийся.Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (не менее 85 одного из них и не менее 80 - двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из этих прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

2 учащийся.Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, т.к. предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к злоупотреблению спиртными может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность - понятия разные. Реализация генетической программы зависит от целого комплекса условий. В рассматриваемом случае она корректируется соответствующим образом жизни.

На доске закладываем этот «камень» в фундамент дома нашего здоровья (продолговатый фрагмент, на котором написано «наследственность»).

Этап 3. Продолжим строительство.

- Как вы думаете, что из перечисленного выше станет главным строительным материалом? (Образ жизни)

- Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни?

Высказываются версии, в итоге формируется схема (СМ. презентацию)

Сообщения учащихся. Рубрика «Это интересно».

1-ый ученик. Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

2-ый ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные - удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее - на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

Давайте с помощью теста проверим, как принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье. Я предлагаю каждому из вас ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку и самим оценить результат.

Анализ тестирования учащихся для самооценки факторов риска ухудшения здоровья.

Было опрошено 25 учащихся 9 классов. (СМ. презентацию)

- Очень больно по здоровью «бьют» стрессы, связанные со страхами, неуверенностью, обидами, грубостью окружающих. И первая ступень к стрессу - состояние тревожности. Я предлагаю вам провести самооценку уровня вашей тревожности.(СМ. презентацию)

Учитель: Правильное питание - первый шаг к здоровью.

Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.

На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие) (СМ. презентацию)

Попытайтесь распределить их по следующим принципам, обосновывая свой выбор. Каждая группа должна распределить продукты на три части:

· те, которые необходимо включать в рацион с осторожностью,

· те, которые давать ребёнку не рекомендуется

· те, присутствие которых должно быть обязательным.

1) Группа делает отбор для ребенка 3-5 лет

2) Группа - для школьника среднего и старшего звена.

3) Группа - пожилого человека.

Время выполнение задания: 5-7минут.

Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.

Медик или классный руководитель подводит итог:

Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.

Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.

Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.

До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.

Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.

У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.

При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.

Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов, натуральные соков.

Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным - сбалансированным - соотношением между ними.

Учитель:А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.

Следующий этап нашей с вами работы связан с сайтом «Сам себе помоги» rodn-I-k.narod.ru/

Выходим на главную страницу сайта.

Далее переходим по ссылке «Здоровье без лекарств». На этой странице выберите строчку «Цвет продуктов лечит» и найдите информацию о том, как влияет цвет продуктов на состояние организма человека.

Учитель: Я предлагаю вам обменяться полученной информацией.

Ученики делятся друг с другом новой информацией

Учитель: А какие продукты полезны для поддержания творческого состояния организма, для укрепления памяти, для концентрации внимания, для повышения работоспособности и хорошего настроения?

Учащиеся продолжают искать информацию на сайте «Помоги себе сам» и делятся ею.

Учитель:На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.

Таким образом, учащиеся прикрепляют к «фундаменту» четыре «блока» с надписью на каждом «Образ жизни», которые составят «стены» нашего дома здоровья.

Этап 4. Мы почти у цели.

А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды.

(Сообщения учащихся об экологии дома.)

• Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха в помещениях являются древесно-стружечные плиты, из которых обычно делается мебель. Их изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала широко применяются пено- или аминопласты, которые выделяют формальдегид - вещество, вызывающие аллергию.С течением времени поступление формальдегида в окружающую атмосферу уменьшается, поэтому старая мебель экологичнее. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителей, сигаретный дым.

• Не менее опасно электромагнитное излучение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ - печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями. Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна.

Экология дома - это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это и мысли и душевное состояние каждого человека.

Сообщение ученицы о правильном подборе растений в доме.

-А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь человек?

Ответы учащихся:

• Загрязнение воздуха, водоемов

• Замусоренность территории

• Загрязнение почвы

• Уменьшение площадей зеленых насаждений

• Стихийные автостоянки

• Шум

• Радионуклиды

Краткие сообщения учащихся.

1 учащийся. Автомобили стали главными загрязнителями окружающей среды в городах. В выхлопных газах содержатся угарный и углекислый газ, двуокись азота, агрессивные окислители, тяжелые металлы. Воздушное пространство загрязняют ТЭЦ, работающие на угле, который часто содержит много серы и является причиной кислотных дождей. Растворенная в капельках атмосферной влаги серная кислота попадает в дыхательные пути и вызывает различные нарушения в их деятельности. Так, в Лондоне в 1952 году от «черного тумана» (капли кислотного дождя +взвешенная пыль) заболели десятки тысяч человек, 4000 умерли.

Слово учителя.

Таким образом, крышей нашего «дома» будет окружающая среда,

что символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней. Не в нашей с вами компетенции обсуждать сегодня качество медицинских услуг как компонент здоровья. Сейчас мы ничего не можем изменить, хотя в этой сфере далеко не всё в порядке. В нашем символическом доме хорошее медицинское обслуживание мы обозначим окнами, потому что они открывают человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезней и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы.

Подведение итогов.

Итак, мы завершили наш диалог, построили наш «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным. Залог того - тот опыт, который вы сегодня получили.


© 2010-2022