Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

           В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Мы видим, что в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан.  Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной и интересной жизнью?          Помимо се...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

учитель начальных классов: Гурова Вера Алексеевна

В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека.

Мы видим, что в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной и интересной жизнью?

Помимо семьи развитию двигательной активности детей самое серьезное внимание должна уделять школа. Например, на уроке физической культуры. Но даже если дети постоянно посещают уроки физкультуры, то этого недостаточно чтобы вырасти здоровым физически и духовно. Три урока в неделю занятий физической культуры в школе не смогут сформировать привычку сохранять собственное здоровье. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь детям полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Для формирования здорового образа жизни я выделила следующие задачи:

  • увеличение двигательной активности учащихся на уроке; предупреждение утомляемости (т. е. проведение оздоровительных пауз во время уроков);

  • воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены;

  • ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Свою работу над данной проблемой я начала с изучения научной, медицинской и педагогической литературы.

Анализируя весь материал, я выделила несколько самых важных компонентов здорового образа жизни. Ими являются:

  • Ежедневная двигательная активность учащихся

  • Ежеурочная физическая пауза

  • Рациональное питание

  • Соблюдение правил личной гигиены.

  • Соблюдение рационального режима суток

  • Отказ от вредных привычек

  • Безопасное поведение на улице, в игре

  • Профилактические упражнения.

Из них главным, на что я обращаю особое внимание, является проведение мероприятий по сохранению здоровья. На которых должны закладываться: навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, рационального питания, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, просветительской деятельности, изучение особенностей своего организма. А также проведение оздоровительных минут во время урока, устранение перегрузок, повышение интереса к предмету.

Оздоровительные минутки включают физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук и стоп, для снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

1. На уроках в начальной школе широко используется веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший.

2. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении темы «Спряжение глаголов» ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет глагол I спряжения , ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если II спряжения - влево.

3. Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение "Буратино". После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.

4. Дыхательная медитация.

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

5. Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз - "Раскрашивание". Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Также всем известная игра "Муха" помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2) горизонтальное вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами "нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем

в другом направлении.

6. Гимнастика для глаз

Плотно закрыть и широко открыть глаза. 5-6 раз

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо,

вверх, влево и в обратную сторону.

Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть их на 3-5 сек. 6-8 раз

Сесть , закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течении 1 мин.

Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях. Повторить 4-6 р.

7.Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши "горели". Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

8. Специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости. Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, учителю необходимо специально настроить и подготовить его перед прослушиванием музыкального произведения. Настройка заключается в том, что дети должны сесть в удобной позе, расслабиться.

Здоровый образ жизни должен занимать первое место среди ценностей человека. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


© 2010-2022