- Преподавателю
- Классному руководителю
- Профилактика правонарушений и безнадзорности в организациях профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики
Профилактика правонарушений и безнадзорности в организациях профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малахивская К.И. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ НПО « Тираспольский машиностроительный лицей»
Профилактика
правонарушений и безнадзорности в организациях профессионального образования
Приднестровской Молдавской Республики
Методические рекомендации
Тирасполь
2014
Составитель:
- Малахивская К.И.- заместитель директора по воспитательной работе ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей».
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Приднестровской Молдавской Республики в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности организаций профессионального образования по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди учащихся и студентов.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры педагогического на заседании РМО
менеджмента и психологии зам.директоров по ВР ОПО
ГОУ «ПГИРО». Протокол от 28.04.2012 №2
Протокол от 24.04.2012 г. №9
Протокол от __ 03.2014№2
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….4
1.Основные задачи и принципы деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………..…………….……5
2.Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………..9
3.Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа …………………………………………………………………11
4.Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних……………………………………………………………………….12
5. Функции организаций образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………14
6.Межведомственное взаимодействие………………………………………………….15
7. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………15
8.Общие сведения о возрастных мотивациях криминогенного
поведения подростков……………………………………………………………………16
9. Афоризмы великих людей ……………………………………………………………20
10.Рекомендации по взаимодействию с «трудными» несовершеннолетними………21
Библиографический список…………………………………………………… ………23
Введение
В настоящее время Приднестровье переживает становление новой социальной субъектности, происходят значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества, переоценка ценностей.
У многих взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня, сложилось ощущение духовной пустоты, потери смысла жизни. Это происходит со взрослыми людьми, с уже сформировавшейся психикой и личностной структурой.
Несложно оценить трудности взросления наших подростков в условиях, когда они вынуждены переживать неопределенность собственного переходного возраста, путаницу ролей, как его называют психологи, но и неопределенность взрослых в обществе, по которым подросток сверяет свое поведение. Как следствие - социально - психологическая дезадаптация, симптомом которой и является отклоняющееся поведение. Решение этой проблемы требует большой работы.
В условиях социально-экономической нестабильности в Приднестровской Молдавской Республике (далее - Приднестровье) продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды.
Резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезаптация значительной части молодежи, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков, прежде всего тех из них, кто приходит учиться в систему профессионального образования.
Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение в Приднестровье размеров социального сиротства, появление его новых характеристик.
Обнаружилось качественно новое явление - «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется из-за ухудшения условий жизни значительной части семей, следствием чего становится изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Многие из этих детей учатся в системе профессионального образования.
Забота о реализации права на полноценное и свободное развитие сегодня становится неотъемлемой целью деятельности не только учреждений профессионального образования, но и любого образовательного учреждения.
Проблема девиантного поведения - это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
В настоящий момент, когда словосочетание «дети группы риска», термины «безнадзорность» и «беспризорность» стали общеупотребительными символами времени, научное и практическое обращение к проблеме профилактики правонарушений и их рецидивов в подростковой среде становится актуальной.
Исследования причин безнадзорности и правонарушений выявили сложные взаимосвязи в генезисе и разных проявлениях этих социально-психологических феноменов. Если обобщить результаты ряда исследований (Н.М. Байков, Л.В. Каширина, В.В. Ковалёв, А.Б. Фомина, Л.В. Ясман и др.), то можно сделать вывод о том, что эти феномены сегодня являются предметом всестороннего межпредметного анализа, включающего в себя проявление возрастных кризисов, характеристики среды, методы воспитания, последствия пребывания детей на улице, социально-психологические характеристики детей группы риска и их ближайшего окружения, а также последствия системного кризиса Приднестровского общества.
Вместе с тем в работе с подростком группы социального риска для педагога-практика актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного несовершеннолетнего в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики.
Девиантное поведение подростков - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознаются далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже за пределами 18 - летия.
Дистабилизационные процессы политической социально- экономической сферы нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних. Оказавшиеся на улице дети волей-неволей идут на преступления. Попрошайничество, кражи, грабежи - далеко не полный список детских преступлений. Известны случаи, когда группы беспризорных детей совершали убийства, причем их жертвами становились не сверстники, а вполне взрослые люди. Самые распространенные преступления в отношении несовершеннолетних - вовлечение в занятие проституцией, производство порнографии, торговля наркотиками. При этом ни педагоги, ни педагоги -психологи, ни сотрудники правоохранительных органов не готовы к быстрым профилактическим мероприятиям. А отсюда серьёзные упущения в профилактической работе. Следовательно, необходим соответствующий мониторинг и соответствующее реагирование.
В связи с обозначенным выше возникает необходимость в разработке рекомендаций по профилактике правонарушений и безнадзорности в организациях профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики.
I.Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Глобальные изменения в области геополитики, экономики, экологии, а также социально-экономические перемены в стране оказали влияние на психологию молодежи и изменили ее облик.
Безусловно, неуважение к закону, к правам человека и к самой человеческой жизни, с которыми общество сталкивается на каждом шагу, не могли не оказать на молодое поколение воздействие и не усилить в молодёжной среде антисоциальные и асоциальные проявления в виде преступности, безнадзорности, девиантного поведения и т. п.
В связи с этим актуальность организации работы по профилактике девиантного поведения учащихся и студентов в организациях профессионального образования очевидна.
Основные виды девиантного, или отклоняющегося поведения личности, по Е. В. Змановской [3].
-
Агрессивное поведение. Агрессия - тенденция (стремление), проявляющаяся в поведении с целью подчинить себе других или доминировать над ними.
-
Делинквентное поведение (лат. delinquens - проступок, провинность). Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
-
Зависимое (аддиктивное) поведение (англ. addiction - склонность, пагубная привычка). Зависимость (аддикция) - чрезмерная привязанность к чему-либо.
-
Суицидальное поведение. Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») - умышленное лишение себя жизни.
Как видно, отклоняющееся поведение может привести к правонарушениям и преступлениям. Однако каковы причины возникновения девиантного поведения у учащихся и студентов организаций профессионального образования?
Основными причинами и мотивами отклоняющегося поведения могут быть:
-
дегуманизация современного общества, в котором наблюдается упадок духовных ценностей (духовно-нравственный кризис, вызванный отказом от одной идеологии и отсутствием ясной, определённой и общественно-значимой альтернативы приводит к изменению системы взглядов и ценностных ориентаций учащихся и студентов);
-
низкие социально-экономические условия жизни (невозможность получить хорошее образование, высокооплачиваемую работу, создать семью, приобрести жильё, а также имущественное расслоение);
-
негативное отношение учащихся и студентов к учебной деятельности, а иногда и к учебному заведению;
-
социальная незрелость учащихся и студентов (недостаточное осознание необходимости соблюдения нравственно-правовых норм);
-
восприимчивость к влияниям преступных элементов и группировок;
-
педагогическая запущенность (ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе организаций общего образования);
-
социальная запущенность (атмосфера вседозволенности и безнаказанности);
-
низкая педагогическая культура родителей; неправильное воспитание в семье (гиперопека, гипоопека и т. д.);
-
определённые обстоятельства в жизни семьи:
- неполная семья или семья, в которой детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);
- конфликтная семья, в которой существует напряжённость взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются расхождения во взглядах, установках;
- «асоциальная семья», где преобладают антиобщественные тенденции; формальная семья, где отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи;
- «алкогольная семья», где основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
-
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
-
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
-
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается:
-
на принципах законности, демократизма,
-
гуманного обращения с несовершеннолетними,
-
поддержки семьи и взаимодействия с ней,
-
индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации,
-
государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
-
обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Выделены 5 направлений поведения несовершеннолетних с девиантным поведением.
Приспособление (норма) - в норме человек автоматически приспосабливается к той ситуации, в которой он оказался.
Противодействие реальности - человек пытается активно разрушить ненавистную обстановку, «переделать» реальность под себя, а не под окружающих. Продолжает делинквентное поведение. Формируется с 3 - летнего возраста, пик - подростковый возраст.
Противостояние реальности - поведение обусловлено признаками психологической патологии и психопатологическими расстройствами. Такое поведение сопровождается невротическими реакциями.
Уход от реальности - индивид расценивает реальность как негативное явление. Проявляет неспособность адаптироваться к действительности.
Игнорирование реальности - индивид не принимает требования общества. Развиваются гиперспособности в одной области.
Учитывая причины и мотивы отклоняющегося поведения учащихся и студентов, считаем, что необходимо в организациях профессионального образования республики проводить следующие работы, направленные на профилактику их отклоняющегося поведения:
-
обращение к морально-этическим ценностям (изменения, происходящие в мире и стране требуют духовно-нравственного здорового поколения, способного к самостоятельному мышлению в ситуации, когда главной ценностью становятся интеллект и культура, как способ выживания человечества) [7];
-
создание чёткой и постоянной системы наблюдения за учащимися и студентами;
-
формирование правового сознания студентов, которое выразится в форме позитивной установки к нормам права, что, в свою очередь, приведёт к осознанию необходимости соблюдения норм права [4];
- выявление у студентов склонности к отклоняющемуся поведению;
- выявление ценностных ориентаций студентов [1; 2; 5; 6].
-
ранняя психодиагностика и психологическая профилактика отклоняющегося поведения;
-
разработка системы психолого-педагогических мероприятий по ранней профилактике отклоняющегося поведения студентов;
-
формирование общественно-значимого мировоззрения у учащихся и студентов;
-
формирование духовно-нравственной личности студентов на основе гуманистических общечеловеческих ценностей (честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью и тактом; уважение ко всему живому на земле, к природе, экологическое сознание и поведение; ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки; вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам) [8];
-
формирование позитивной установки к нормам права и нравственности [4];
-
включение элементов воспитания в профессиональную подготовку учащихся и студентов;
-
привлечение и участие студентов в самоуправлении [7];
-
привлечение и участие студентов в сфере научной деятельности (учащиеся и студенты должны писать рефераты, курсовые работы по тематике, связанной с отклоняющимся поведением, а также участвовать в дискуссиях и конференциях);
-
применять дифференцированный подход в выборе воспитательно-профилактических средств по психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения учащихся и студентов.
Необходимо знать причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.
Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная межведомственная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость.
Их взгляды нередко складываются под стихийным влиянием микросреды.
II.Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Законодательство Приднестровской Молдавской Республики, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики, общепризнанных нормах международного права и состоит из законов и иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики.
-
Конвенция ООН о правах ребенка - международный правовой документ,
определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
13 мая 2002 года Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики признал рамочными нормами права (Постановление №579) на территории государства Конвенцию "О правах ребенка", Всемирную декларацию "Об обеспечении прав выживаемости, защиты и развития детей", Декларацию "О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях", в соответствии с которыми в дальнейшем должны разрабатываться все нормативные правовые акты Приднестровской Молдавской Республики в части, касающейся выполнения норм данной Конвенции и деклараций.
Цель норм и обязательств, изложенных в Конвенции, заключается в том, чтобы дать ориентиры для законодательства, политики и программ в отдельных странах, а также для международных, национальных, правительственных и неправительственных организаций и органов в их деятельности, касающейся детей. Влияние Конвенции на детей можно оценить лишь в той мере, в которой ее буква и дух были учтены в первую очередь правительствами, а также другими учреждениями и организациями.
О прогрессе в реализации положений Конвенции можно судить по характеру национальных законов и политики, а также по наличию и эффективности структур и механизмов, требуемых для их осуществления.
Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции.
Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.
-
Декларация о правах ребенка включает фундаментальные принципы обеспечения защиты и благосостояния детей. Первая Декларация о правах ребенка была принята в 1923 г. Советом неправительственной организации «Международный союз спасения детей». Эта Декларация, получившая название Женевской, была одобрена в 1924 г. V Ассамблеей Лиги Наций. В 1948г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила текст Декларации с некоторыми изменениями, а в 1959 г. приняла новую Декларацию, которая послужила основой для подготовки Конвенции о правах ребенка.
Рабочая группа достигла консенсуса в отношении окончательного варианта незадолго перед сессией Генеральной Ассамблеи ООН 1989 г., принявшей Конвенцию 20 ноября, в тридцатую годовщину Декларации 1959 г.
-
Законы Приднестровской Молдавской Республики:
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» от 27 июня 2003 г.№ 294-З-III (САЗ 03-26), Закон утверждает общие основы структуры, деятельности и управления системы образования Приднестровской Молдавской Республики и представляет собой правовую базу для других законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики, касающихся вопросов образования;
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 10 февраля 2005 г. №529-З-III (САЗ 05-7), Закон направлен на создание и обеспечение условий, удовлетворяющих потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации и интеграции указанных лиц в общество, а также определяет права граждан в области специального образования;
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об основных гарантиях прав ребенка» от 15 июля 2011 г.№ 116-З-V (САЗ 11-28), Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у детей общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 16 ноября 2005 г. № 665-З-III (САЗ 05-47) (с дополнениями и изменениями). Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», от 16 апреля 2010 г.№ 54-З-IV (САЗ 10-15), Закон устанавливает порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 27 июля 2010 г.№ 159-З-IV (САЗ 10-30), Закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 25 (двадцати пяти) лет;
- Закон Приднестровской Молдавской Республики «О государственной поддержке многодетных семей» от 11 мая 2006 г.№ 26-З-IV (САЗ 06-20), Закон устанавливает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Приднестровской Молдавской Республике и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей.
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 14 апреля 2000 года № 279-ЗИД «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики»,
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года
№ 164-3-III «О введении в действие части второй и третьей Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-29),
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 17 июля 2002 года № 156-З-III «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-29),
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 июля 2002 года № 158-3-III «О введении в действие Кодекса о браке и семье Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-29),
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 июля 2010 года № 158-3-IV «Об организации и осуществлении деятельности по опеке (попечительству) в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 10-30),
- Законом Приднестровской Молдавской Республики от 23 июня 2008 г. N 485-ЗИД-IV «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (САЗ 08-25)
-
Указы Президента ПМР
-
- Указом Президента ПМР от 29 марта 2012 г. № 227утверждено Положение «Об органах опеки и попечительства Приднестровской Молдавской Республики», устанавливает порядок организации опеки (попечительства), усыновления
и других форм устройства на территории Приднестровской Молдавской Республики. -
Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 21 августа 2008 года № 527 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которого лицо не может усыновить ребенка, взять его в приемную семью, и перечня заболеваний, при наличии которого лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство)» (САЗ (08-33)
III.Категории лиц, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
-
безнадзорных или беспризорных;
-
занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
-
содержащихся в специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
-
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольные и спиртосодержащие напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
-
совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
-
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
-
освобожденных от уголовной ответственности вследствие применения акта об амнистии либо акта о помиловании или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
-
совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
-
обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
-
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие применения акта об амнистии или в связи с помилованием;
-
получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
-
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
-
осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
-
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
IV.Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.
В организациях профессионального образования документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:
1) Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений (см. раздел «Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
2) Документы, регламентирующие деятельность организации образования и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о совете профилактики, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).
3) Документы по реализации целевых программ, направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).
4) Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты, доклады, выступления).
5) Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество учащихся в организации профессионального образования, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, информация учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:
- несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН;
-учащихся, находящихся на внутреннем педагогическом учете;
-многодетных семей;
-семей, имеющих одного родителя;
-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-опекаемых детей и детей из патронатных семей;
-семей с низким материальным уровнем;
-детей-инвалидов (если таковые имеются в организации образования).
6) Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии классных часов, внеклассных мероприятий).
7) Внутренний контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).
8) Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, профилактического совета).
9) Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).
10) Работа с родительской общественностью по предотвращению безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний).
11) Работа Совета профилактики (положение о Совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).
У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся группы, содержащие информацию социального характера, личностные особенности учащегося, информацию о родителях или лицах их замещающих.
В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для родителей.
Формы социального паспорта группы, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в организации образования и приняты за единый образец для всего учебного заведения.
V. Функции организаций образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон ПМР «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 16 ноября 2005 г.№ 665-З-III (САЗ 05-47) (с дополнениями и изменениями).
В соответствии с п.2 ст.15 данного закона в компетенции учреждений образования входят:
«Организации образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), организации образования начального профессионального, среднего профессионального образования и другие организации, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных организаций или положениями о них:
а) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим ограниченные возможности здоровья и (или) отклонения в поведении либо проблемы в обучении;
б) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в организациях образования, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
в) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
г) обеспечивают создание в организациях образования общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
д) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних».
VI.Межведомственное взаимодействие
Для осуществления функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организации профессионального образования взаимодействуют:
С органами исполнительной и представительной власти :
-
Главами государственных администраций;
-
Городскими Советами народных депутатов;
-
Органами опеки и попечительства;
-
Органами здравоохранения и социальной защиты;
-
Органами внутренних дел;
-
Инспекциями по делам несовершеннолетних;
-
Районными, городскими судами;
-
Районной (городской) прокуратурой;
-
Центрами занятости населения;
-
Городскими (районными) комиссиями по защите прав несовершеннолетних;
-
С общественными объединениями, организациями, фондами;
-
С молодежными и детскими общественными организациями и движениями;
-
С вышестоящими ведомственными органами:
- Министерством просвещения Приднестровской Молдавской Республики;
- ГОУ «Приднестровский государственный институт развития образования»;
-
Со средствами массовой информации:
- Местными печатными органами,
- Сайты, порталы организаций и учреждений.
Вышеизложенные подходы к систематизации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут использоваться в практической работе организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики.
Выполнение их позволит в значительной мере упорядочить документацию, конкретизировать действия и повысить их эффективность в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
VII. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
а) несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 (восемнадцати) лет;
б) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны его родителей или законных представителей, либо должностных лиц;
в) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
г) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,- несовершеннолетний, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо который совершает правонарушение или антиобщественные действия;
д) антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольных и спиртосодержащих напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
е) семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
ж) индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
з) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
и) бродяжничество - систематическое перемещение несовершеннолетнего из одной местности в другую (или в пределах одной местности), с существованием при этом на нетрудовые доходы; неоднократный самовольный уход несовершеннолетнего из дома без ведома родителей или законных представителей, в то числе неоднократное отсутствие несовершеннолетнего дома в ночное время без ведома родителей или законных представителей;
к) попрошайничество - выпрашивание у посторонних лиц продуктов питания, денег или других материальных ценностей под предлогом материальной нужды;
л) пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта".
VIII.Общие сведения о возрастных мотивациях
криминогенного поведения подростков
8.1. Мотивация правонарушений - совокупность причин психологического характера, обуславливающих деятельность человека. Это фактор, который нужно учитывать при анализе того или иного уголовного дела, в котором участвовал несовершеннолетний.
Мотивацию правонарушений может спровоцировать наличие за спиной ребенка или подростка взрослого с уголовным прошлым.
Люди эти неплохо разбираются в психологии, влияние к подготовке и совершению преступления относятся как к работе. Недаром они говорят: «Пошли на дело». И хотя определенной системы вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность нет, опытные рецидивисты делают это на удивление грамотно, можно даже сказать - с педагогическим тактом, именно потому, что учитывают возрастную мотивацию:
- для тех, кому 8-9 лет, - это корысть. Дети, конечно, не виноваты, виновата среда. До 7 лет большинство из них воспитывалось в детских садах, где все общее - книжки, игрушки, еда.
Ребенок из неблагополучной семьи, недополучающий чего-то дома, худо-бедно восполняет недостачу вне дома, в детском учреждении. У него формируется представление о социальной справедливости: мне, как всем.
Но первый же год в обычной школе разрушает иллюзию равенства. Здесь у каждого ученика свои школьные принадлежности, а у него порой нет необходимого. Ребенок начинает понимать, что родители не хотят или не могут (что для него равнозначно) дать столько же, сколько у соседа. А чувство собственника именно в младшем школьном возрасте достигает одной из высших точек. Субъективная ценность сокровищ второклассника не соответствует рыночной стоимости вещи. Не составляет никакого труда произвести с ним взаимовыгодный обмен - забрать дорогое кольцо, украденное ребенком по приказу взрослого, и милостиво одарить его электрическим фонариком.
Мотивация правонарушений у детей 11-13 лет отличается от мотивации младших школьников. Здесь корысть уступает место игре, романтике, дружбе, возможности подняться на ступеньку выше по иерархической лесенке в своей компании. Они могут быть идеальными хранителями ценностей. Воры нередко используют квартиры мальчишек из неполных семей, живущих, как правило, вдвоем с матерью, под склады краденого. В большинстве случаев матери не подозревают, что являются невольными сторожами.
С получением паспорта подросток обретает новое чувство уверенности. В его противоправных действиях появляется обдуманность и корысть. Мотив продвижения по иерархической лесенке с возрастом приобретает повышенную значимость.
Тем, кому 16-17 лет, деньги нужны на выпивку, наркотики, покупку сверхмодной, а потому дорогой одежды.
Весьма характерным фактом общественной психологии в современных подростковых компаниях является изменение системы ценностей. Если 15 лет назад члена группы оценивали с точки зрения: «Какой ты?» (сильный, смелый, честный, верный), то теперь критерий звучит иначе: «Сколько ты стоишь?»
В особую группу выделяют и детей из элитарных семей. Избалованное дитя, получающее с ранних лет все, о чем мечтало и не мечтало, «переедает сладкого» и отправляется в бурное море жизни в поисках чего-нибудь остренького. Кое-кому из них начинает казаться, что новые вкусовые ощущения жизни может придать романтика, а вернее, псевдоромантика правонарушений. Их называют «мажоры». По изощренности преступлений им нет равных в преступной среде.
8.2. Опасные люди
Люди, которые окружают ваших воспитанников, - в основном хорошие, законопослушные граждане. Однако, среди них могут оказаться и опасные для несовершеннолетнего.
Наибольшей бдительности требуют следующие личности:
1. Неудачники. Они, как правило, озлоблены, обидчивы, мстительны. Внешние их признаки: физический недостаток, низкая занимаемая должность в зрелом возрасте, угрюмость.
2. Молчуны. Их трудно прогнозировать, потому что о них мало что можно узнать.
3. Истерики. Они капризны, обидчивы, действуют в зависимости от настроения, легко теряют контроль над собой. Признак психопатии - стремление быть на виду. Это может проявляться в экстравагантной одежде и прическе, наколках, вычурной манере говорить, украшениях, специально нанесенных шрамах, шумном «задевающем» поведении, стремлении к лидерству.
4. Энтузиасты. Они неосторожны и могут ввергнуть других людей в неприятности.
5. Обижающие животных. Кто не мучает животных, у того есть моральный барьер, который может сработать и в отношении человека. Тот, кто любит поиздеваться над кошкой или собакой, подобного барьера не имеет и по отношению к людям тоже может проявить черты живодера.
6. Излишне принципиальные. Они могут пожертвовать всем, в том числе и людьми, их здоровьем, жизнью, благополучием ради принципа.
7. Лица с легко возбуждающейся психикой. Они могут в состоянии агрессии терять контроль над собой. Главный признак предрасположенности к возбуждению - неспособность долго пребывать в неподвижности. Такие люди крутятся на месте, качают ногой, барабанят пальцами, крутят в пальцах ручку, карандаш, что-нибудь теребят, ковыряют или ломают. Они склонны к скандалам, легко выходят из себя.
8. Особо услужливые. Нормальное отношение к нам посторонних людей - плохо скрываемое безразличие. Если кто-то с кем-то особо любезен, значит, ему что-то надо и он навяжется с какой-нибудь просьбой или подстроит ловушку.
8.3. Интернет зависимость в подростковой среде
В настоящее время спектр агрессивных и насильственных действий несовершеннолетних крайне широк. Наряду с традиционными формами насилия все более значительную роль начинают играть современные технологии, создающие новые индустриальные направления и, как следствие, новые аспекты самореализации для подростков.
К подобным совершенно новым формам поведения, обусловленного внедрением новых технологий, относятся электронная коммерция и электронная преступность, которым также нередко присущ элемент насилия. Рассмотрим одну из важнейших новых форм аномального поведения, свойственного практически только подросткам, - интернет-зависимость.
Признаки интернет-зависимости - бесконтрольность использования интернет-сети, значительное стрессовое воздействие, сопряженность с финансовыми проблемами, социальные и образовательные трудности и др.
Как всякая субкультура, Интернет объединяет большие группы подростков, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов.
Психологические механизмы формирования интернет-зависимости. Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость.
В реальном общении со сверстниками возможности отождествления с идеальным «Я» ограничены непосредственным контактом, допускающим возникновение ситуаций, резко проявляющих несоответствие между реальными и декларируемыми качествами. Это обстоятельство практически полностью исключено при коммуникации в пределах сети. В большинстве случаев общение в рамках сети не предполагает в последующем переноса отношений в физический мир, что оставляет за пользователями полную свободу действий.
Сетевое общение позволяет подростку жить в образах своей мечты и осуществлять в рамках этих образов столь желаемую (сколь и невозможную в реальных условиях) коммуникативную активность.
Одна из форм интернет-зависимости - возможность реализации патологической идентификации, которая является, по существу, механизмом, чрезвычайно схожим с достижением идеального «Я», отличием которого служат патологические для подростка идентифицирующие черты, присущие создаваемому образу. Наиболее распространенной является патологическая идентификация с противоположным полом.
Еще одна форма интернет-зависимости - хакерство. Это целое движение, преследующее цель демонополизации распространения программных продуктов и демократизации доступа к интернет-ресурсам. Деятельность хакеров в основном не носит коммерческого характера и не используется для извлечения материальных выгод.
Интернет-зависимость в форме хакерства распространена в подростковой среде в ограниченных масштабах, что обусловлено в первую очередь отсутствием у них профессиональной подготовки. Однако многих подростков потенциально привлекает хакерская деятельность, что ведет в итоге к формированию интернет-зависимости.
Катастрофические (в том числе и по последствиям) масштабы приобрело создание вредоносных программ (вирусов).
В Windows создание вредоносных программ не требует серьезной подготовки программиста и в полном объеме доступно подросткам. Оно отражает в полной мере деструктивность, присущую подросткам в силу их возрастных особенностей, а также и определенные уровни психопатологии, в частности расстройства личности, дисфорические состояния при органических поражениях ЦНС. Большинство подростков, попадая в сеть, не находит иного применения своим потенциальным возможностям самореализации. В этом вирусописательство сродни вандализму и нанесению на стены надписей непристойного содержания.
Интернет являет собой изобилие компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя. Кроме версий, реализуемых в автономном режиме, имеется большое количество сетевых игр - от шахмат и карточных игр, реализованных в online-режиме, до специфических, исключительно компьютерных игр - стратегий, квестов, и т. д.
Геймерство - самая распространенная среди подростков форма интернет-зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с персональным компьютером (ПК), увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями. ПК-игры значительно популярнее приключенческой и фантастической литературы, что связано с динамичностью их и, главное, сложным, меняющимся по ходу действия сюжетным алгоритмом, интерактивностью сюжета.
Многие игры сочетают в своем сюжете несколько линий, позволяющих проявить созидательные, деструктивные и поисковые качества пользователя. Значительной проблемой интернет-геймерства является развитие в сети игорного бизнеса, создание широкой (и нерегулируемой) сети интернет-казино. Фактически этот род деятельности мало отличается от обычных форм игорного бизнеса, за исключением его доступности широким кругам пользователей.
К сожалению, в настоящее время вопросы профилактики интернет-зависимости практически не разработаны. В ряде зарубежных работ авторы предлагают использовать для профилактики интернет-зависимости online-психотерапию.
Вероятно, что поиск методов коррекции интернет-зависимости будет продолжаться, параллельно вызывая многочисленные споры в силу неопределенности самого понятия «интернет-зависимость».
IX. Афоризмы великих людей
-
В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить. (Сократ)
-
Ничто так сильно не разрушает организм, как человеческое безделье (Аристотель)
-
Праздность и нечего неделание влекут за собой порочность и нездоровье (Гиппократ)
-
Хорошо прожитый день даёт хороший сон (Леонардо да Винчи)
-
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья (А.Шопенгауэр)
-
Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения (Э.Борн)
-
Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (А. Эйнштейн)
-
Достаточно крохотного зернышка надежды, чтобы засеять целое поле счастья. (Марк Леви)
-
Жизнь - это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми. (Уильям Фолкнер)
-
В этой жизни не важно, как ты падаешь. Важно, как ты поднимаешься. (Шэрон Стоун)
-
Вы - главный проектировщик своей жизни, независимо от того, понимаете вы это или нет. (Роббинс Энтони - (род. 1960г.) - американский писатель, предприниматель, занимающийся темой саморазвития, профессиональный оратор)
-
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом (Аврелий Марк Антонин - (121-180) - римский император, философ)
-
Бог мой, как прошмыгнула жизнь, а я даже никогда не слышала, как поют соловьи. (Раневская Фаина Георгиевна - (1896-1984) - выдающаяся советская актриса театра и кино)
-
Мы находим в жизни лишь то, что сами в неё вкладываем. (Эмерсон Ралф Уолдо - (1803-1882) - американский философ, эссеист, поэт. Крупнейший американский романтик)
-
В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ. (Марина Цветаева)
-
Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях. (Индия, народная мудрость)
-
Ни в чем не ошибаться - это свойство богов. (Демосфен)
-
Пусть не хватает сил, но желание все же похвально. (Овидий)
-
Славнейшая победа - победа над собой. (Публилий Сир)
-
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)
-
От мелких неисправимых ошибок легко перейти к крупным порокам.(Сенека)
-
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь. (Конфуций)
-
Человек - единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.(Артур Шопенгауэр)
-
Надо идти вперед, все вперед, с жизнью, которая никогда не останавливается. (Эмиль Золя)
-
Истинное счастье состоит не в множестве друзей, а в достоинстве и свободе выбора. (Бенджамин Джонсон)
X.Рекомендации по взаимодействию с «трудными» несовершеннолетними
10.1. Приёмы, способствующие в нравственных поступках и накоплению социально - положительного опыта:
• Организация успехов в учении (заключается в организации помощи учащемуся, пока он не добьётся успешности в обучении и освоении профессии);
• Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета среди сверстников, а также в укреплении веры учащегося в себя);
• Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);
• Доверие (заключается в том, чтобы поручать обучаемому ответственные задания);
• Ожидание лучших результатов (преподаватель заявляет несовершеннолетнему, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению и освоению профессии);
10.2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и обучаемым:
• Просьба (способствует повышению авторитета учащегося в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
• Поощрение - похвала, награда, одобрение;
• Авансирование личности (высказывание положительного мнения или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего учащийся ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
• Обходное движение (подразумевает отведение от учащегося заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
• Проявление огорчения (пробуждает чувство стыда);
• Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый проступок);
• Поручительство (взятие виновного на поруки, обещание от своего имени, что учащийся будет достойно себя вести);
10.3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:
• Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям учащегося, показывает, что ему о них известно);
• Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
• Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
• Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
• Предупреждение (заключается в раскрытии перед учащегося не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
• Разоблачение или выявление виновного
10.4. Приёмы со скрытым действием:
• Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учащимся, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося)
• Намёк (дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)
• Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)
• Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки учащегося словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
• Ирония (выставляют провинившегося студента в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)
Несовершеннолетние с девиантным поведением относятся к группе «трудных». Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные подростки, как неправильно считают некоторые взрослые, а несовершеннолетние, требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с учащимися и студентами, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.
Взвешенное сочетание индивидуального, коллективного и педагогического воздействия, применение различных методов, приёмов и видов вне учебной деятельности в коррекционной педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиации в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
Библиографический список
1. Берберян А. С. Ценностно-профессиональные ориентации студентов Армении // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Комитет Российской Федерации по печати. Научно-образовательный и прикладной журнал Академии наук РФ. - 2009. - № 2. - С.104-108.
2. Берберян А. С. Формирование гуманистической позиции студентов в процессе организации непрерывного образования // Основные проблемы послевузовского и непрерывного образования. Международная научно-практическая конференция. - Ереван, 2010. - С. 102-108.
3. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М., 2004.
4. Казданян С. Ш. Позитивная установка к нормам права как важнейший фактор психологической профилактики отклоняющегося поведения юношей: автореф. дисс. на соискание учёной степени канд. психолог. наук. - Ереван, 2002.
5. Казданян С. Ш. Динамика медиальных и ценностных ориентаций. Годичная научная конференция (3-7 дек. 2007): Сборник научных статей: в 2 ч. - Ч. 2. - Ереван: изд-во РАУ, 2008. - С. 359-364.
6. Казданян С. Ш. К вопросу о ценностных ориентациях студентов ГГУ // Сборник научных статей. - № 11. - Гавар, 2009. - С. 137-139.
7. Квасников А. В. Профилактика зависимого и отклоняющегося поведения как элемент воспитательной работы в ВУЗЕ: ecad.ru /f4/sem 28-04/html
8. Педагогика: учеб. Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л. П. Крившенко. - М., 2005.
3300, г. Тирасполь,
ул. Христо-Ботева, 24
Тел/факс: 373-533-9-60-о7
Эл. почта: [email protected]
Сайт лицея : tiras-ml.org