Доклад на тему: Формы работы с родительской общественностью

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Луговская СОШ»











Доклад на тему: «Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении»



















Кайсарова Алла Владимировна

МБОУ Луговская СОШ

Заместитель директора по воспитательной работе









2015г.



Содержание

Введение………………………………………………………………..стр. 3

Основная часть

Глава 1. Основные направления сотрудничества семьи и школы….стр.7

Глава 2. Работа с родительской общественностью в образовательном учреждении на современном этапе. …………………………………………стр.9

Глава 3. Формы работы с родительской общественностью в рамках системы государственно-общественного управления………………………… стр.11

Заключение……………………………………………………………..стр.17

Список использованной литературы………………………………….стр.18









Введение

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Полноценные взаимоотношения ребёнка с родителями являются одним из важных факторов формирование его личности, его успешной социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные составляющие, среди которых немалую роль играет умение родителей понять своего ребёнка, в трудных для него ситуациях поддержать его, оказать ему помощь. Психологическая поддержка - это знак внимания со стороны окружающих людей, позволяющих поверить в себя, в свои силы и возможности. Психологическая поддержка родителей важна для ребёнка любого возраста, а особенности подросткового возраста требуют от близких большей гибкости во взаимоотношениях со своим ребёнком, так как подросток, несмотря на своё стремление к самостоятельности и взрослости, должен знать, что родители принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы помочь ему.

Многие психологические школы в своих теоретических подходах уделяют внимание роли и содержанию детско-родительских отношений. В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребёнка отводится центральное место. В первые годы жизни родители и особенно мать - лица, с которыми связаны самые важные переживания. Общение ребёнка с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий сказываются на его развитии впоследствии.

Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. На первых стадиях жизненного пути ребёнок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Степень доверия. Вынесенного из самого раннего младенческого опыта, зависит от материнских отношений с ребёнком. Матери своим исполнением материнских обязанностей, сочетая в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях ребёнка с верностью. Вызывают у него чувство доверия. Возникающее у ребёнка чувство доверия служит базисом чувства идентичности, которое позднее образует три чувства: 1) что у него всё в порядке. 2) что он является самим собой, 3) что он становится тем кого другие люди надеются в нём увидеть. Преобладание базисного доверия над недоверием - первый шаг в психосоциальной адаптации.

Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребёнок просто любим за то, что он есть. Это пассивное переживание, материнской любви добиваться не нужно. Отцовская же любовь по большей части обусловленная. Её нужно и можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, соответствием ожиданиям, дисциплиной. Семья - персональная среда жизни и развития ребёнка. Главное назначение семьи - воспитание детей. Именно семья должна обеспечивать безопасность и всестороннее развитие ребенка, соблюдение и защиту его прав, а также воспитывать гражданина будущего. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Семейном кодексе России. Качество семьи определяется рядом параметров.

  1. Социально- культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.

  2. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.

  3. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.

  4. Демографический определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется и тем, что сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня ее психологического здоровья и соответственно, ее воспитательных возможностей. Проблематичными для этой категории семей в сложившихся условиях представляются вопросы достижения сходства семейных ценностей, сохранения социально-ролевой адекватности действий ее членов, активности семьи в отношении перспектив. Все это в целом способствует развитию внутрисемейной эмоциональной неудовлетворенности, социальной пассивности и безразличия к реальной действительности. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Цель работы: рассмотреть основные формы работы с родительской общественностью.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме

  2. Проанализировать традиционные формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении.

  3. Обозначить формы работы с родительской общественностью в рамках системы государственно-общественного управления.





Основная часть.

Глава 1. Основные направления сотрудничества семьи и школы

§1.Традиционными в работе школы с родителями остаются следующие направления и формы работы:

Единство требований к учащимся.

Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).

Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

Повышение педагогической культуры родителей.

§2 Функции и задачи взаимодействия семьи и школы

Функции взаимодействия семьи и школы:

Информационная.

Воспитательно - развивающая.

Формирующая.

Охранно - оздоровительная.

Контролирующая.

Бытовая.

Задачи взаимодействия семьи и школы:

Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.

Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.

Привитие навыков здорового образа жизни.

Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.

Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;

- систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;

- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее.

§3. Методы изучения семей

Наблюдение.

Индивидуальные беседы.

Тестирование.

Анкетирование.

Диагностика.

Деловые игры.

Анализ детских рассказов и рисунков о семье.

Составление социального паспорта семьи.

§4. Формы работы с родителями

1. По-прежнему наиболее актуальным на сегодняшний день остаётся повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. Это встречи за «круглым столом», родительские собрания, родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, родители опекаемых детей), школа молодых родителей, индивидуальные встречи «разговор по душам» с классным руководителем, с директором школы.

  1. День открытых дверей.

  2. Совместные праздники и конкурсы.

  3. Совместные походы и поездки.

Глава 2 . Работа с родительской общественностью в образовательном учреждении на современном этапе.

Традиционным в работе школ с родителями остается создание родительских комитетов классов и школ. Регулярное проведение родительских классных и школьных собраний - необходимое условие взаимодействия администрации и педагогического коллектива с родителями. Но вот продуктивность деятельности таких органов родительского участия в воспитательном и образовательном процессе образовательного учреждения не всегда высока. Причина в том, что администрация школы, занимаясь созданием этих органов, с одной стороны, формально подходит к этому, с другой стороны, администрация заинтересована в делегировании этим органам лишь решение организационно-хозяйственных задач.

Изменения в жизни общества в сторону демократизации требуют и от современной школы развития различных форм педагогического, родительского и ученического самоуправления и демократического совместного управления всеми образовательными и воспитательными процессами. Инициативные, грамотные и заинтересованные родители приносят большую пользу и оказывают серьезную помощь администрации и педагогам образовательного учреждения. Родители готовы быть самыми активными защитниками интересов школы, педагогического коллектива и учащихся во всех государственных структурах. Конечно, требует изменения подход родителей к своему участию в общественной работе в школе. Родительские комитеты, советы, клубы в своей деятельности могут использовать новые методы по организации работы объединений, например, метод проектов, осваивать имеющийся опыт различных общественных организаций, получать на реализацию проектов гранты, привлекать к сотрудничеству работодателей, органы местного самоуправления и так далее.

Организация сотрудничества учащихся, учителей, родителей - одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в ходе реализации ученического проектирования.

Школа должна предложить новое содержание образования, новый уклад, новую информационную культуру, прорывные проекты, новый профессионализм учителя. В этом контексте будет справедливо говорить и о возникновении новых взаимоотношений «школа - родители», «педагог - родители» и вообще о таком понятии, как родитель в Школе.

Определяя место и роль родительской общественности в школе, можно предположить, что при предъявлении родителями своего образовательного заказа, при предъявлении требований школе на новые формы взаимодействия, на взаимопонимание, на совместные действия в интересах ребенка, то есть при выдвижении неких требований на создание новой образовательно-общественной общности, включающей родителей, будут формироваться некоторые требования этой общности уже к родителям. Это позволит рассматривать родителя не только как благотворителя или спонсора, то есть человека, отдающего деньги на нужды школы, но и как партнера учителя и учащегося, например в проектной деятельности или в воспитании, как создателя различных социально значимых программ, как эксперта образовательной деятельности школы.

Особенно все это касается развития школьной структуры родительских комитетов и советов (от классных комитетов до общешкольных), включения родительского актива в межшкольное взаимодействие и построение информационно-образовательного пространства. В первую очередь эта новая роль родительской общественности потребует от учителей самоосознания, самоорганизации, самообразования. Именно это можно назвать условиями формирования родителя в Школе будущего.

Проблема самоосознания и самоопределения родителей очень важна, потому что сегодня только небольшое число родителей определяют себя как полноправных и заинтересованных участников образовательного процесса. Это связано и с отсутствием поддержки родительского самоуправления, и с боязнью руководителей образовательных учреждений делегировать реальные полномочия школьным органам самоуправления. Часто родители, называя проблему, связанную со школой, не стремятся ее обсуждать и искать пути решения, а ведь многие вопросы, волнующие родителей, возникают от недостатка информации.

Если рассматривать школу как некоторую открытую систему, взаимодействующую с другими школами, с сообществом родителей, предпринимателей, с властными структурами, как систему, способную воспринимать и генерировать новые идеи, то родительская общественность школы может выступить как объединяющий фактор для среды вокруг школы и создания системы общественного управления на различных уровнях.

Через создание новых взаимоотношений школы с родителями формируется положительный образ школы и педагога в глазах общественности, что особенно важно в настоящее время, когда одной из главных задач становится повышение престижа профессии учителя.

Переход на новые стандарты расширяет возможности общественного участия родителей в жизни школы. Родители могут непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно вовлекаться в управление школой.

Глава 3. Формы работы с родительской общественностью в рамках системы государственно-общественного управления.

В настоящее время в школах ведётся работа по развитию государственно-общественного управления, цель которого повышение качества образования, нахождение наиболее эффективных форм сотрудничества семьи и школы, повышение правовой грамотности родителей и педагогов, создание воспитывающей среды и здоровьесберегающих условий для детей и подростков различных социальных групп, реализация прав педагогов, обучающихся и родителей на участие в управлении образовательным учреждением. Создание условий для развития гражданской активности, накопления опыта реально социально значимых дел и обеспечение условий для формирования активной жизненной и гражданской позиции всех участников образовательного процесса.

§1. Мероприятия с родительской общественностью в рамках государственно-общественного управления.

  1. Создание в школах общественных родительских организаций:


  • « Совет родительской общественности»;

«Союз родительской общественности »;

  • « Совет отцов», «Совет дедушек», « Совет бабушек» с делегированием им определённых полномочий.

2. Психолого-педагогическое просвещение:

  • постоянно действующие тематические и обучающие семинары-практикумы для председателей родительских комитетов;

  • «Круглые столы» для председателей и актива родительских комитетов школ района по обмену опытом работы в вопросах взаимодействия родителей и школы и развитию государственно-общественного управления;

  • консультационные пункты по вопросам воспитания на базе клубов по месту жительства и в образовательных учреждениях, а также по вопросам здоровья в учреждениях дополнительного образования;

  • проведение конференций по важнейшим проблемам воспитания детей и взаимодействию родителей и педагогов;

3.Сотрудничество с Муниципальным центром социальной помощи семье и детям и районной психолого-медико-педагогической комиссией.

4.Работа межведомственных комиссий с общешкольным родительским комитетом по вопросам организации горячего питания, сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения безопасности, социальной поддержки семей, профилактики наркомании и алкоголизма, работе с семьями социального риска, проблемам воспитания, в частности воспитания юношей как будущих мужчин и отцов;

§ 2 Документы, регламентирующие работу с родительской общественностью.

Работа с родительской общественностью на территории сельского поселения осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Указом Президента РФ об основных направлениях государственной семейной политики, Семейным кодексом РФ «Права и обязанности родителей», Положением о Совете родительской общественности, Планом работы Управления образования по развитию государственно-общественного управления образованием и реализуется на диагностической основе запросов, интересов, потребностей родителей по результатам опроса, анкетирования, обменом мнений и пожеланий общественности, совместного решения Совета родительской общественности и Управления образования.

§3 Работа с родительской общественностью осуществляется по направлениям:

  • участие в аккредитации образовательных учреждений;

  • участие в качестве наблюдателей процедуры Государственной итоговой аттестации;

  • участие в составе жюри творческих конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный классный»;

  • участие в работе комиссии по приёмке готовности школ к новому учебному году;

  • участие в работе «Круглого стола», семинаров, конференций, тематических родительских собраний;

  • деятельность в составе Районного совета родительской общественности;

  • совместные отчёты директоров и председателей общешкольных родительских комитетов по развитию форм государственно- общественного управления и вопросу «Взаимодействие школы и родительской общественности».

  • §4 Реализация программы деятельности

Реализация мероприятий по работе с родительской общественностью проводится в соответствии утвержденным планом и основными направлениями государственно-общественного управления. План работы включает:

  • информирование родителей по вопросам организации образовательного процесса, нормативно-правовому обеспечению, о работе учреждений дополнительного образования, о деятельности органов социальной защиты, ПМПК;

  • оказание помощи родителям через подготовленные и изданные сборники материалов: «Работа педагога с родителями», «Основы педагогического взаимодействия школы и семьи» и др.

  • индивидуальная работа с родителями: организация «горячей линии», телефона доверия, ответы на вопросы родителей специалистами отделов;

  • организация постоянно действующих тематических семинаров для родительской общественности: «Совместная деятельность школы и семьи по формированию толерантного поведения учащихся», «Организация воспитательной работы в школе. Взаимодействие родителей, педагогов и социума», «Из опыта работы общественно- активных школ. Семья и школа как социальные партнеры» и др.;

  • организация и проведение расширенных межведомственных заседаний Совета родительской общественности с привлечением представителей заинтересованных ведомств (здравоохранения, социальной защиты, ГИБДД, прокуратуры, Управления по контролю за оборотом наркотиков и др.) по вопросам организации горячего питания, по обеспечению безопасности учащихся, по сохранению и укреплению здоровья детей, по гражданско- патриотическому и правовому воспитанию и просвещению;

  • организация и проведение конференций для председателей родительских комитетов и педагогов: «Роль семьи в воспитании детей», «Семья как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков», «Развитие школы - развитие ученика», « Межведомственное взаимодействие в вопросах воспитания детей», «Отцы и дети», «Школа и социум: проблемы взаимодействия, пути решения в рамках реализации приоритетных национальных проектов» и пр.;

  • участие школы в конкурсах проектов разных уровней по проблемам совместной работы с родителями, в конкурсе проектов среди общественных организаций «Открытая школа», участие в областных конкурсах социальных проектов в различных номинациях;

  • проведение Дней открытых дверей для родителей учащихся;

  • организация активной работы с социальными партнёрами;

  • организация и проведение творческих конкурсов, спортивных состязаний: «Папа, мама и я - спортивная семья»;

  • представление кандидатур для присвоения званий и наград лучшим отцам и матерям; лучшим семьям в различных номинациях.

  • привлечение представителей Совета родительской общественности и активов родителей школ к работе комиссии по различным направлениям: аккредитации образовательных учреждений, проведение конкурсов, семинаров, конференций, подготовке проектов, проведению мероприятий для детей и подростков;

  • распространение лучшего опыта классных руководителей по организации работы с родителями в образовательном учреждении;

  • проведение общешкольных родительских собраний с приглашением администрации сельского поселения, известных людей села и района, депутатов.

§5 Ожидаемый социальный результат проделанной работы:

  • будет действовать устойчивая и развивающаяся система взаимодействия с родительской общественностью;

  • повысится активность родителей в жизни школы и участие в поселковых и районных мероприятиях;

  • сформируются различные формы государственно-общественного управления: родительские общественные организации, Советы школ, Попечительские советы, Управляющие советы, районный Совет родительской общественности, Союз родительской общественности и др.;

  • будет создана благоприятная среда, в которой сложившиеся формы управления станут действующим социальным институтом, способствующим развитию образования;

  • более эффективное взаимодействие в вопросах воспитания детей;

  • повысится активность родителей в совместной деятельности по созданию воспитывающей среды, здоровьесберегающих условий и повышению качества образования;

  • значительно снизится число конфликтных ситуаций в школах и обращений с жалобами в Управление образования и будут действовать механизмы по решению общих задач;

  • произойдёт смещение акцента в работе с родительской общественностью с вопросов материального обеспечения на вопросы повышения качества образования, проблем воспитания, решение социальных вопросов.




Заключение

Необходимость целенаправленной подготовки человека к выполнению родительской роли находит все более широкое признание в мировом сообществе и рассматривается как условие развития здоровой семьи. Работа с родительской общественностью способствует улучшению психологического климата, более тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в интересах учащихся, что в целом способствует повышению качества образования, формированию гражданственности, демократизации государственного управления, удовлетворения потребностей и интересов потребителей образовательных услуг, повышения роли семьи и её статуса. Продуктивная эффективность совместного участия родительской общественности в управлении (современной) школой определяется диалектикой ответственного выбора декларируемых прав и личностно принимаемых обязанностей, в основе которых лежат подлинно демократические, общечеловеческие, гуманные ценности, предполагающие толерантность, уважение, свободу выбора, обуславливающие духовную, эмоциональную близость с ребенком и педагогически адекватные способы взаимодействия с ним. Сегодня в российской образовательной действительности налицо тенденции к росту реального участия родителей во всех сферах - педагогической, экономической, социальной - жизни школы, и обозначение этой тенденции представляется наиболее значимой переменой в характере отношений между родителями и школой.



Список использованной литературы

1.Байкова, Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе [Текст] /Гребёнкина, Л.К., Ерёмкина, О.В. - М.: Педагогический поиск, 2005.

2.Бойко, В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания. - Советская педагогика. 1988, №2.

3.Дереклеева, Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах.//Вербум-М. М., 2001.

4.Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.

5.Петряевская, Л.Г. Образование родителей. // М., Владос, Гуманитарный издательский центр, 1999.

6.Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве.//Педагогика. 2000. №6.

7.Солавейчик. С. Педагогика для всех. М., 1987.

8.Справочник заместителя директора по воспитательной работе. //Центр «Педагогический поиск», М., 2002.

9.Степанов, Е.Н. педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

10.Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика.// Избранные педагогические сочинения Т.3. М.. 1981.

11.Фридман. Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000.

12.Цабыбин, С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель», Волгоград, 2004.

13.Щуркова, Н.Е. Новое воспитание. М., 2001.


© 2010-2022