Конспект классного часа на тему: Гуманность и сострадание - основа нравственности (9 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 9 классе на тему: «Дарите добро!»

Цели:

  1. Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни;

  2. Способствовать усвоению понятий: « доброта», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самосознания.

Ход классного часа.

1)Учитель: Добрый день, ребята! Наше занятие я хотела бы начать с чтения стихотворения С. Есенина, послушайте его, пожалуйста, и попытайтесь понять.

2) (Звучит музыка, на фон которой читается стихотворение)

Шел Господь пытать людей в любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом в дуброве

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой,-

Знать, от голода качается, болезный».

Подошёл Господь, скрывая боль и муку:

Видно, мол. Сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй…маленько крепче будешь».

  1. Обратимся к толковому словарю для объяснения непонятных слов.

  2. Как вы думаете, что станет предметом и темой нашей встречи? (Тему классного часа учащиеся формулируют самостоятельно)

Учитель: Да, вы правы, речь идет о человеколюбии, доброте и милосердии. А тема нашего классного часа «Дарите добро!», а эпиграфом взяты строчки из произведения А. П. Чехова

«За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком. Постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные».

?? как бы вы закончили это высказывание?

(А задача счастливого человека - помогать несчастным, проявляя доброту и милосердие)

Учитель: Что же такое добро? Что предполагает «доброта»? (Отвечают дети)

Обратимся к словарю: «Доброта - это готовность помочь кому-нибудь, отзывчивость, душевнее расположение к людям. Стремление делать противоположное злу» (С. Ожегов «Толковый словарь»).

Учитель: Приведите слова, близкие по значению к слову «доброта» (например, чуткость, внимательность, отзывчивость). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, милосердие, гуманность, альтруизм, человеколюбие.

Обратимся к словарю:

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем

Доброта - отзывчивость, стремление делать добро другим

Гуманность - любовь к людям

Человеколюбие - гуманность

Альтруизм - бескорыстная помощь , забота о благе других людей

А сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердии и представителям группы предлагается прокомментировать доставшееся высказывание.

Карточка № 1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, нет в нашей природе другого столь доброго свойства ). Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).

Карточка № 2.Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей злые они или добрые (митрополит Филарет).

Карточка № 3. Милосердие - это любовь, которая взаимности не требует, возможна по отношению ко всем людям. В этом е богатство и сила. ( Н. Бердяев)

Дети комментируют высказывания.

3) Учитель. Звучит музыка, учитель читает строки из стихотворения М. Лермонтова «Нищий»

У врат обители святой стоял просящий подаянья.

Бедняк иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья.

Кусок лишь хлеба он просил, а взор являл живую муку,

Но кто-то камень положил в его протянутую руку…

Учитель. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Оно написано в 19 веке, но можем ли мы утверждать, что со временем оно потеряло свою актуальность?

(Предположения учащихся)

Учитель. Почему так актуальна проблема милосердия в наше время?

(Ответы детей)

Учитель обобщает. Третье тысячелетие набирает обороты. Прогресс движется вперед, и, казалось бы, жизнь должна стать размеренней, спокойнее, но мы чаще и чаще слышим слова: беженец, бездомный, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит рост агрессивности. Конфликтов, равнодушия. Говорят, если в человеке есть доброта, человечность, чуткость и доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в школьные годы, их никогда не воспитать, потому что эти важные истины закладываются с детства». Надеюсь, что в вас эти чувства воспитаны и поэтому предлагаю поучаствовать в ситуативном практикуме.

Итак, случай из современной жизни:

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, в глазах стояли слёзы.

Учитель. Обсудите в группе, как, на ваш взгляд, поступили молодые люди, как поступили бы вы, и как надо поступить с точки зрения милосердия и нравственности? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

(Предположения учащихся, обсуждение отношения к нуждающимся)

4) Упражнение «Слепой и поводырь» (звучит музыка)

Учитель. Я бы очень хотела, чтобы вам никогда не пришлось оказаться на месте просящих и нуждающихся, но если вдруг это когда-нибудь случится, желаю. Чтобы рядом оказались сострадательные и неравнодушные люди, готовые протянуть руку помощи. Ну а для того, чтобы вы почувствовали эту руку помощи, руку друга, предлагаю разбиться на пары и поиграть: тот, кто стоит слева, закрывает глаза - он будет «слепым». Второй партнёр станет «поводырём». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведёт его через комнату. У поводыря необычная задача - он отвечает не только за себя, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя всё увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения. (2-3 минуты)

Поменяйтесь ролями. По окончании - обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

Учитель. Молодцы, вы попытались помочь друзьям преодолеть сложности и препятствия, вставшие на их пути… Но вот беда - всё чаще в современной жизни мы видим совсем другое: около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях - результат жестокости. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего. Равнодушие и безразличие стало главной болезнью 21 века.

5) Как с ней бороться, где найти лекарство от бездушия? На эти вопросы, возможно, мы найдем ответы, прочитав очерк Д. Гранина «О милосердии».

- Почему мог произойти такой случай?

- Откуда в людях равнодушие?

- Почему утрачивается чувство доброты, милосердия?

6) Чтение рассказа И. Бунина «Красавица» с дальнейшим анализом по вопросам

- Стоит ли быть в наше время добрым, милосердным?

- Кому сострадание нужнее всего?

- легко ли проявлять добро по отношению к окружающим?

- Какие примеры акций милосердия вы можете назвать? (Помощь детским домам, жителям домов престарелых, инвалидам; некоторые люди берут на воспитание детей-сирот, усыновляют их, артисты, музыканты проводят благотворительные концерты)

Учитель. Изъять милосердие, добро - значит, лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Однажды замечательного хирурга, изобретателя аппаратов для лечения травматизма доктора Елизарова спросили: «Вы так много работаете для других. А когда же вы работаете для себя?» врач очень удивился: «Живу так, а не иначе не потому, что должен, а потому что хочу помочь большему количеству людей» Подлинное добро всегда бескорыстно!

7) Итак, дорогие мои, надеюсь, наше занятие заставило вас задуматься о многом.. И прийти к каким-то выводам, которые вы попытаетесь отразить в вашем эссе «Время и я», толчком для написания сочинения могут послужить высказывания известных людей. Предлагаю выбрать один из них и подумать над проблемой проявления доброты в современном обществе.

(Чтение работ учащихся)

8) Заключительное слово.

Учитель. Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. (Звучит музыка)



© 2010-2022