- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сценарии классных часов Нескучный классный час
Сценарии классных часов Нескучный классный час
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белова Г.В. |
Дата | 17.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ Октябрьский сельский лицей
Чердаклинского района
Ульяновской области
Проект
«Нескучный классный час»
(из опыта работы классного руководителя)
Авторы проекта:
Галина Викторовна Белова, учитель русского языка и литературы высшей категории;
Наталья Алексеевна Енакаева, учитель русского языка и литературы первой категории, классный руководитель 9 класса;
Антонина Юрьевна Илькина, учитель русского языка и литературы первой категории, классный руководитель 5 класса;
Лилиана Александровна Истакова, заместитель директора по УВР.
пос.Октябрьский,
февраль, 2012
Тема проекта: «Нескучный классный час» (из опыта работы классного руководителя)
Цели проекта:
-
познакомить классных руководителей с некоторыми современными технологиями воспитания, используемыми нами при проведении личностно ориентированных классных часов, оказать методическую помощь классным руководителям;
-
использовать в работе классного руководителя привлекательные для детей виды деятельности, способствующие раскрытию их возможностей.
Задачи проекта:
-
помочь классному руководителю определиться с ролью учителя как помощника ребёнка, организатора той среды, в которой дети живут, развиваются, накапливают жизненный опыт;
-
помочь найти индивидуальный стиль профессиональной воспитательной деятельности;
-
«подтолкнуть» классного руководителя к проявлению творческого начала в работе с детьми
Актуальность проекта: Как известно, деятельность успешного классного руководителя становится эффективной, если эта деятельность вариативна (Е.Л.Петренко). Конечно, классный руководитель сам выбирает «приоритетные линии своих усилий…в соответствии со своими склонностями, возможностями и особенностями школьников» (Е.Л.Петренко). Но ведь технологий много, методик ещё больше, форм работы - не сосчитать. Классному руководителю немудрено и запутаться. На наш взгляд, проект представляет возможность классным руководителям сориентироваться хотя бы в выборе форм классных часов с использованием современных личностно ориентированных технологий воспитания.
Адресная направленность проекта: проект адресован неравнодушным классным руководителям, но будет интересен всем, кто работает с детьми.
Результаты работы над проектом:
Разработаны сценарии 5 классных часов, выстроенных в соответствии с современными технологиями воспитания. Эти методические разработки мы предлагаем вниманию классных руководителей. Надеемся, что они будут им полезны и интересны.
«Визитная карточка» проекта
Авторы проекта
Фамилия, имя, отчество автора
Белова Галина Викторовна
Енакаева Наталья Алексеевна
Илькина Антонина Юрьевна
Истакова Лилиана Александровна
Регион, в котором находится школа
Ульяновская область
Город, в котором находится школа
Чердаклинский район, пос. Октябрьский
Номер и/или название школы
Октябрьский сельский лицей
Какова тема Вашего проекта?
«Нескучный классный час» (из опыта работы классного руководителя)
Какие компетентности классного руководителя формирует Ваш проект?
Рефлексивно-аналитическую
Организаторскую
Информационную
Коммуникативную
Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?
Помочь классным руководителям в подготовке классных часов с использованием различных воспитательных технологий (В.А.Караковский, С.Д.Поляков, В.Р.Ясницкая) Использовать сценарии классных часов в качестве методических рекомендаций классному руководителю.
Оформление результатов проекта
Школьный веб-сайт
Презентация для выступления на заседании кафедры воспитательных проблем в образовании
Использование во внеурочной деятельности
Напишите краткую аннотацию проекта
В проекте предлагаются сценарии классных часов для средних и старших классов. Сценарии разработаны для участия в конкурсе «Учитель года - 2010» В разработке использованы технологии (или их элементы) В.Караковского, С.Д.Полякова и др.
Классный час «Как стать интересным для других людей и добиться уважения?» содействует осознанию уникальности каждого человека и его права на проявление своей индивидуальности.
(В.Капустин, С.Поляков, технология эффективного классного часа)
Классный час «Каждый ли человек достоин уважения?» помогает укреплению доброжелательного микроклимата, даёт возможность каждому ученику чувствовать себя уверенно и комфортно в кругу товарищей. Выстроен по технологии КОТ (В.Ясницкая)
Классный час «Что я хочу дать миру и что я хочу взять от мира?» способствует воспитанию в детях личностных качеств - ответственного отношения к себе, к своим близким, к миру и т. д. Классный час выстроен в технологии воспитания ценностных ориентиров (КОТ, В.Караковский)
Классный класс «Чему я научился и чему не научился в школе?» предназначен для старшеклассников, помогает привлечь внимание ребят к проблемам школы, способствует воспитанию чувства гордости за свою школу. (В.Караковский, В. Ясницкая)
Классный час «Меня не понимают родители? Что делать?» учит конструктивным способам выхода из конфликтов с родителями, способствует формированию нравственных жизненных ориентиров. (с использованием упражнения Джеффа)
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта
Техническое оснащение
Компьютер(ы)
Цветной принтер
Цифровая камера
Сканер
DVD-проигрыватель
Проекционная система
Доступ к Интернету
Видеокамера
Программное обеспечение
Программы обработки изображений
Издательские программы
Веб-браузер
Программы электронной почты
Программы работы с мультимедиа
Мультимедийные энциклопедии
Текстовые процессоры
Материалы на печатной основе: методические пособия, справочники и другая методическая литература.
Другие принадлежности: бумага, самоклеящаяся бумага, маркеры, ножницы, картон, клей и т.п.
Интернет-ресурсы
Ключевые слова
Классный час, технология, круг общения, нравственные ценности и др.
Сценарий классного часа
«Как стать интересным для других людей и добиться уважения?»
(классный час разработан по В.Капустину, С.Полякову, технология эффективного классного часа)
Цели:
-
способствовать расширению нравственного опыта старших подростков, предостережению их от возможных ошибок во взаимоотношениях со сверстниками, уметь выбирать нравственные ориентиры;
-
способствовать формированию у учащихся положительной «Я» - концепции;
-
вырабатывать толерантное отношение к окружающим людям;
-
развивать речь учащихся, логическое мышление, вырабатывать умение вести полилог; аргументировать свою точку зрения;
-
вырабатывать умение владеть собой во время публичных выступлений и т.д.
Ход классного часа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Вступительное слово (эмоциональный настрой на беседу)
Добрый день, ребята! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Постарайтесь, пожалуйста, сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваши сердца почувствуют доброту и радость от нашего общения.
Основное правило нашего разговора - отстаивая свое мнение, не забываем уважать мнение другого!
Ребята выражают согласие, проявляют какие-то эмоции
2
Основная часть
Оставаясь наедине с собой, человек задает себе вопросы, касающиеся его личности.
Интересный ли я человек? Интересен ли я другим? Можно ли стать интересным для других?
Вы задаёте себе подобные вопросы?
Попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.
(На слайде появляются по очереди 4 «портрета» молодых людей.)
Учитель поясняет, что портреты условны, т.к. нам важна не их внешность, а важен только круг интересов.
Учитель кратко характеризует круг их интересов по мере появления «портретов» на слайде:
1) Первая девушка-автор и исполнитель собственных песен. Хорошо поёт и играет на гитаре.
2) Этот молодой человек освоил информационные технологии, про таких говорят: «Компьютерный гений».
3)Эта девушка коллекционирует пауков.
4) Молодой человек без каких-либо интересов, про таких говорят: «серая мышь», «ни рыба, ни мясо», «день прошёл и ладно».
Поднимите руки, кому интересна первая девушка.
Почему?
(Слушаем ответы до тех пор, пока в ответах не появится мысль: «Мои интересы совпадают с её (его) интересами)
(Проделываем аналогичные действия с другими «портретами»)
Так почему же вам более интересны личности под номерами 1, 2, 3 и менее интересен или совсем не интересен номер 4?
Итак, какой вывод мы сделаем?
Вы молодцы, абсолютно верно сформулировали вывод.
(Вывод появляется на слайде под портретами: человек интересен другим, если у него есть круг своих интересов )
Как вы думаете, нужно ли девушке под номером 3 изменить свои интересы, чтобы стать интересной другим? Почему?
А может ли девушка под номером 3 стать интересной большему кругу людей и каким образом?
Вывод появляется на слайде: Чтобы стать интересным для других, надо найти людей с такими же интересами через интернет, клуб по интересам и т.п. или расширить круг своих интересов.
Зная только о круге интересов этих людей и не зная, на что способны они как личности, можете ли вы сказать, кого из них вы уважаете и почему?
(На слайде над портретами появляется вторая надпись: «Как добиться уважения?»)
Всегда ли интересные люди уважаемы?
Да, оказывается, не всегда интересные люди могут быть уважаемы.
А если я вам скажу, что, например, «компьютерный гений» «стучит» на своих одноклассников учителям?
А молодой человек под номером 4 спас утопающую девочку?
Как изменилось ваше отношение к ним? Кого вы стали уважать, а кого нет? Почему?
Уважения можно добиться или заслужить, только прилагая для этого определенные усилия, совершая добрые поступки.
(На слайде появляется вывод:)
1)Человек может быть неинтересным, но уважаемым.
2) Интересным, но не уважаемым.
3) Конечно, лучше всего, если человек и интересен, и уважаем.
Отвечают
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Предполагаемые ответы: он не интересен, с ним скучно
формулируют вывод
Предполагаемые ответы: ей не нужно менять свои интересы, лучше общаться с теми, у кого такие же интересы и т.д.
Возможные ответы: да, через Интернет и т. д.
Формулируют вывод
Ответы ребят. Они, скорее всего, будут немногочисленны или вообще не будет ответов
отвечают
Предполагаемые ответы: к первому - нет, а к человеку под номером 4 - да, потому что героический поступок облагораживает любого человека и т.д. )
формулируют вывод
3
Тренинг. Закончи предложение «Ты мне интересен, потому что…» Начинает учитель: «Матвей, ты мне интересен, потому что ты много читаешь интересной литературы» и т.д.
участвуют в тренинге
4
Рефлексия.
5
Спасибо, мне было важно понять мнение каждого. Поблагодарим же друг друга за желание понимать, слышать, уважать…
Сценарий классного часа
«Каждый ли человек достоин уважения?»
(классный час разработан в форме Круга Общения Товарищей, по В.Ясницкой; В.Караковскому - воспитание ценностных ориентиров)
Цели:
-
способствовать воспитанию чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»,
-
вырабатывать толерантное отношение к окружающим людям;
-
создание условий для социализации и саморазвития личности
-
развивать речь учащихся, логическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения,
-
вырабатывать доброжелательное отношение к окружающим людям,
-
вырабатывать умение вести полилог,
-
вырабатывать умение владеть собой во время публичных выступлений и т.д.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Вступление.
Учитель эмоционально настраивает участников КОТа на доверительный разговор, сообщает цели, мотивирует на работу.
Я не случайно вам предлагаю такую форму общения- круг. Как вы думаете, почему? Да, круг - это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это ещё и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг- это гарантия защищённости. Я напомню вам несколько неотложных правил, которые при этом необходимо выполнять:
-
В кругу все равны.
-
Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
-
Говорит один, все слушают, не перебивая.
-
Можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.
Учащиеся сидят по кругу, учитель сидит в общем круге. Учащиеся каким-то образом реагируют на слова учителя
2
Страница 1 «Человека уважать надо!..»
Ребята, предлагаю вам посмотреть видеоролик с фрагментом спектакля по пьесе Горького «На дне».
Как вы думаете, какие слова героя пьесы Сатина являются ключевыми?
Вы согласны с Сатиным, вернее с Горьким? Человека уважать надо?
Страница 2 «Что такое уважение?»
А что такое уважение? Попробуем ответить?
А вот что по этому поводу говорит словарь Ожегова: «Уважение - это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.»
Страница 3 «Незаконченное предложение»
Пьеса М.Горького «На дне» написана более ста лет назад, и в то время Горький считал, что каждый человек достоин уважения. Как мы сегодня ответим на вопрос «Каждый ли человек заслуживает уважения?» Подумайте, подберите аргументы.
Проявляя уважение к людям, мы дарим им мгновения радости. Давайте прямо сейчас подарим друг другу кусочек позитива. Для этого надо, обращаясь к соседу, продолжить фразу: «Я уважаю тебя (имя) за (одно качество), стараясь не повторяться.
Начинаем по кругу, пожалуйста, найдите нужные слова для своего одноклассника.
Начинает учитель: Я уважаю тебя,( ), за (одно качество).
Поднимите руку, кому было приятно услышать о себе добрые слова. А теперь поднимите руку, кому было приятно говорить добрые слова соседу (товарищу).
А мне было приятно слышать слова, обращенные к вам, и я порадовалась за каждого из вас, ведь вы смогли найти важные и добрые слова для каждого. Мне показалось, что от этого в нашем классе стало светлее.
Ребята, как вы думаете, удалось нам ответить однозначно на вопрос? Каждый ли человек заслуживает уважения?
А почему? Правильно, это вечный вопрос, на который каждое поколение пытается найти ответ.
Расставаясь с вами, мне хочется зачитать вам слова Махатмы Ганди (на слайде)
«Человек и его поступок - вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной - осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания» (индийский политик и философ (1869-1948)
Подумайте об этом.
Смотрят ролик.
Отвечают на вопрос (Человека уважать надо)
отвечают (3-4 человека по желанию)
отвечают по кругу
отвечают по кругу
отвечают по кругу
фронтальные ответы
3
Рефлексия.
По кругу
Спасибо, до свидания.
Сценарий классного часа
«Что я хочу дать миру и что я хочу взять от мира?»
(классный час разработан по технологии КОТ, воспитание ценностных ориентиров по Караковскому)
Цели:
-
способствовать развитию компетентности в сфере отношений к миру, к людям и себе,
-
развивать коммуникативную активность, любознательность, инициативность
-
развивать речь учащихся, логическое мышление, вырабатывать умение вести полилог; аргументировать свою точку зрения;
-
вырабатывать умение владеть собой во время публичных выступлений и т.д.
Ход классного часа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Звучит музыка ансамбля «Спейс»
Вступительное слово учителя (эмоциональный настрой на беседу)
Добрый день, ребята! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет интересным и успешным.
Я не случайно вам предлагаю такую форму общения - круг. Как вы думаете, почему? Да, круг - это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это ещё и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг- это гарантия защищённости. Я напомню вам несколько неотложных правил, которые при этом необходимо выполнять:
-
В кругу все равны.
-
Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
-
Говорит один, все слушают, не перебивая.
-
Можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.
Постарайтесь, пожалуйста, сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваши сердца почувствуют доброту и радость от нашего общения.
Основное правило нашего разговора - отстаивая свое мнение, не забываем уважать мнение другого!
На входе раздаются учащимся бумажные человечки. Учащиеся рассаживаются по кругу.
Ребята выражают согласие, проявляют какие-то эмоции
Отвечают
2
3
Страница 1 «Земляничное окошко» (вместо предисловия)
У Рея Брэдбери есть рассказ «Земляничное окошко». Главные герои из-за перенаселённости Земли навсегда покинули её, поселились на другой планете. Они взяли с собой все самое дорогое, ценное для них.
Вы, наверное, слышали, что 80% из того, что создали писатели-фантасты, уже сбылось. И мне вдруг подумалось: а если и это предсказание Рея Брэдбери сбудется? Тогда кому-то из нас придется покинуть Землю, чтобы обустроиться на другой планете. И каждый окажется перед выбором: что же с собой взять?
И ещё скажу, что планета вполне благоустроенная, комфортная, но она чужая. Так что же каждый из нас возьмёт на эту планету, чтобы навсегда сохранить в своем сердце память о земле, о нашем мире?
Страница 2 «Я возьму этот большой мир...»
Ребята, сейчас вы по кругу ответите на вопрос: что бы вы взяли с собой и почему, если бы вам пришлось покинуть нашу Землю?
Продолжите фразу «Я бы взял ...»
Страница 3 «Я оставлю в этом мире...»
А что вы оставите в нашем мире как память о себе, чтобы люди вспоминали вас добрым словом?
(Учитель записывает какие-то удачные ответы на доске)
Ребята, вы все говорили правильно, а теперь давайте зачитаем интересные ответы на доске. Мы возьмем все самое дорогое, значимое и готовы поделиться с миром самым ценным, что есть у каждого из нас.
Страница 4 «Я желаю тебе в этом большом мире...»
У нас в руках символический человечек, житель Земли, как все мы с вами.
Ребята, пожелаем этому человечку, который выходит в большой мир, точно так же, как и вы сейчас, что-то доброе. Напишите на человечке пожелание «Я желаю тебе в этом большом мире…»
Эти добрые пожелания, которые вы оставляете каждому человеку, а значит, и всему этому миру, обязательно вернутся к вам. Окружим нашими добрыми пожеланиями этот хрупкий мир.
Ребята, возможно, мы в будущем все вместе не встретимся. Есть такая традиция: при расставании вставать в круг и взяться за руки.
Давайте помолчим и подумаем, что мы возьмем от нашего большого мира и что мы можем дать этому миру.
(Звучит песня из кинофильма «Москва - Кассиопея»)
Заключительная часть
Спасибо, ребята, я получила огромное удовольствие от общения с вами, и на память о нашей встрече я хочу подарить вам Советы матери Терезы, пусть они помогут вам не потеряться в этом мире.
Ребята слушают
Учащиеся размышляют
Учащиеся отвечают на вопрос по кругу (предполагаемые ответы): «Я бы взяла с собой фотоальбом, чтобы вспоминать счастливые моменты жизни на Земле» «…всех родных, потому что без них тяжело одному на чужой стороне» и т.д.
Ребята стараются отвечать вдумчиво: «Оставлю фотографию с добрым пожеланием», «останется дерево, посаженное мною» и т.д.
Учащиеся зачитывают интересные ответы на доске
Учащиеся записывают на человечке продолжение фразы «Я желаю тебе в этом большом мире любви, ярких дней, верных друзей и т.д.»
Ребята выкладывают человечков вокруг глобуса
Учащиеся вместе с учителем встают в круг
4
Рефлексия
Чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить своё настроение и самочувствие сейчас.
Все высказываются
Сценарий классного часа
«Чему я научился и чему не научился в школе?»
(классный час разработан в технологии Круг Общения Товарищей, по
В. Ясницкой)
Цели :
-
способствовать формированию гражданской позиции
-
привлечь внимание ребят к проблемам школы,
-
способствовать воспитанию чувства гордости за свою школу
-
развивать речь учащихся, логическое мышление, вырабатывать умение вести полилог; аргументировать свою точку зрения;
-
вырабатывать умение владеть собой во время публичных выступлений и т.д.
Ход классного часа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Вступительное слово (эмоциональный настрой на беседу)
Добрый день, ребята! Эти минуты нам предстоит провести вместе, к сожалению, этого мало, но надеюсь, что мы будем активными, креативными и доброжелательными, и тогда у нас всё получится!
Основное правило нашего разговора - отстаивая свое мнение, не забываем уважать мнение другого!
Ребята выражают согласие, проявляют какие-то эмоции
2
3
4
Страница 1 «Вместо предисловия»
Пройдет немного времени, вы окончите школу, войдете во взрослую жизнь. У нас сегодня есть уникальная возможность ответить на вопросы: чему я научился в школе? И чему я не научился в школе?
Для чего нам нужно знать это? И нужно ли нам знать ответы на эти вопросы?
Если бы я была министром образования, и мне президент поручил бы создать концепцию программы «Наша новая школа», то я бы пришла к таким ребятам, как вы, и задала им эти вопросы.
Мне важно знать ваше мнение, потому что от этого зависит судьба нашей будущей школы, а значит, и судьба всей страны.
Вы готовы мне помочь? Я очень рассчитываю на вас. Ваши ответы запишем на доске. Ребят, сидящих слева и справа от меня, я попрошу быть моими помощниками.
(учитель дает маркеры)
Страница 2 «В школе я научился...»
Итак, начинаем. Закончите предложение: «В школе я научился...»
Молодцы, вы многому научились в школе.
Страница 4 «В школе я не научился...»
А теперь, чему бы вы хотели, но не научились в школе? Закончите предложение: «Я не научился в школе...»
(Ответы против часовой стрелки. Запись на второй половине доски)
Ребята, мы с вами сейчас выстроили модель реальной школы, в которой можно многому научиться и чему-то не научиться. Ведь жизнь есть жизнь.
Чтобы наша модель приобрела законченный вид, выделим силуэт нашей школы.
(Учитель ведет линию, обводя силуэт «школы»)
Но у меня рука не поднимается обвести силуэт всего здания. Я обведу только позитивную половину, то, чему вы научились в школе. Но очень хочется, чтобы у здания была завершенность.
А как это сделать? Давайте подумаем.
Правильно!
(Если не догадаются, учитель может подсказать: «А может, чтобы объединить обе половины, нужно убрать частицу «не»?»)
(Дорисовываем силуэт здания)
Какие мы молодцы! У нас получилась практически новая школа, школа будущего, в которой мы сможем научиться...
(Перечисляем самые главные, важные «кирпичики нашей виртуальной школы»)
Вон их сколько!
Страница 5 «Школа для внуков»
Закончите предложение «Я бы хотел, чтобы мои дети и внуки учились в такой школе, потому что...»
Мы построили школу. Как легко это получилось на доске: убрали частицу «не», и «не научился» превратилось в «научился». В жизни это не так легко сделать. Но у вас впереди вся жизнь. Дерзайте! Пробуйте! Учитесь!
Учитесь дружить, любить, трудиться, жить самостоятельно...
(Учитель перечисляет самое важное из правой половины, где было «не»)
Страница 6 «Фотография на память»
То, что мы с вами сделали, это очень важно: важно для вас как учеников, важно для меня как учителя. А не разместить ли модель созданной нами школы на нашем школьном сайте? Прошу вас, ребята, подойти к доске. Давайте сфотографируемся для нашего сайта. (Фотографирование)
Спасибо, ребята. Я получила истинное удовольствие от общения с вами.
Рефлексия
Ребята слушают
Учащиеся отвечают по кругу (по желанию):
«подвести итог своей учебы»,
«рассказать своим детям», «само собой, потому что мы это возьмем во взрослую жизнь» и т.д.
Учащиеся слушают...
...и отвечают
Помощники записывают ответы на первой половине доски: «писать, читать, считать», «уважать старших», дружить», « творить», «мечтать» и т.д.
Учащиеся записывают интересные ответы на второй половине доски:
« играть в футбол», « не научился решать задачи по физике», «не научился разговорному английскому», «не научился противостоять злу» и т.д.
Учащиеся предлагают убрать частицу не перед глаголом « не научился»
Ребята перечисляют приобретённые в школьный период знания, умения, качества личности.
Ребята по кругу отвечают, почему хотели бы, чтобы их дети и внуки учились в такой школе.
Учащиеся выходят к доске и фотографируются на фоне модели «новой школы», которую они сумели создать за время классного часа.
Сценарий классного часа
«Меня не понимают родители? Что делать?»
(с использованием элементов «Упражнения Джеффа»)
Цели:
-
учить конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций,
-
способствовать формированию у подростков нравственных жизненных ориентиров, положительного отношения к семье и родителям, ответственности за свои поступки,
-
вырабатывать доброжелательное отношение к окружающим людям,
-
вырабатывать умение вести полилог.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Вступление. Эмоциональный настрой. Мотивация. Целеполагание.
Добрый день, ребята! Надеюсь, что мы будем искренними, доброжелательными, и тогда у нас всё получится!
Постарайтесь, пожалуйста, сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваши сердца почувствуют доброту и радость от нашего общения.
Основное правило нашего разговора - отстаивая свое мнение, не забываем уважать мнение другого!
2
Основная часть
Проблема взаимоотношений поколений - проблема вечная. Тургенев сформулировал её в двух словах: «отцы и дети». «Отцы» не понимают «детей», «дети» не понимают «отцов».
Когда я готовилась к этому разговору, я спросила сою достаточно взрослую дочь: «Как ты считаешь, мы тебя понимаем?». Она ответила: «Да»
А вас родители понимают?
Если вы считаете, что можете ответить на этот вопрос однозначно «Да», вы переходите за стол с табличкой «Да».
Если вы считаете, что иногда возникают непонимание или разногласие с родителями, то перейдите за стол с табличкой «Нет».
Вы получили карточки с вопросами. Обсудите их в группах и выскажите свое мнение.
Делятся на две группы
(Если останется 1 человек, то надо учителю сесть рядом самому, объяснить причину, поддержать ребенка и пригласить других учащихся)
высказывают своё мнение
Карточки с заданиями по группам
-
1 группа
2 группа
1. Как удается избежать ссоры и договориться с родителями?
1. Из-за чего у вас возникают конфликты с родителями?
2. Кто чаще всего идет на компромисс родители или вы? Почему?
2. Кто по-вашему виноват в конфликтах между родителями и детьми?
Что же нужно сделать, чтобы избежать конфликта или выйти из него? (ответ. Если не дают, самой сказать: нужно договориться, найти компромисс) (Отвечают, начиная со второй группы)
Рассмотрим конкретные ситуации. Предлагается найти лучший, на ваш взгляд, и худший варианты ответа.
(ситуации высвечиваются на слайдах)
3
Ситуации
1. Вы договорились с мамой, что придёте с прогулки в 10 часов, но пришли в 11.
МАМА: Почему ты пришёл так поздно?
ВАРИАНТЫ:
А) Извини, я не рассчитал время и опоздал на автобус, а позвонить не смог.
Б) Подумаешь, опоздал на час.
В) Задержался у друга.
Г) Отстань, я спать хочу.
2. Вы встречаетесь с парнем (девушкой). Родственники не одобряют ваш выбор.
СТРАШИЙ БРАТ: Я тебя вчера опять с ней (с ним) видел. Тебе родители запретили встречаться…
А) Вы не понимаете моих чувств.
Б) Я сам(-а) решу, с кем мне встречаться.
В) Может быть, пригласить её (его) к нам, и вы познакомитесь?
Г) Не суйтесь в мою личную жизнь.
3. Вы, собираясь в школу, решаете надеть любимую вещь, но родители не одобряют ваш выбор.
РОДИТЕЛИ: Переоденься, в школе нужно носить форму!
А) Вы ничего не понимаете в современной моде!
Б) Другие так ходят - и ничего!
В) Я уже взрослый(-ая), могу носить то, что хочу.
Г) Сегодня сразу после уроков я иду в гости к подруге, а завтра надену форму.
Что же мы сейчас делали, чтобы решить конфликтную ситуацию?
Вывод: Из любой конфликтной ситуации можно найти выход. Чтобы легче было найти взаимопонимание с родителями, я предлагаю вам послушать нашего школьного психолога. Выступление психолога
Заключение
Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и мать. Да будет тебе благо»
Чувствуете разницу? Сказано - «почитай», а не «люби». Речь идет о долге перед родителями, а долг требует осмысления и душевной работы.
Подумайте об этом.
Спасибо, до свидания.
Учащиеся обсуждают в группах, социализируют свои мнения
обсуждают ситуации
предполагаемые ответы: искали компромисс...
формулируют вывод
4
Рефлексия