Педагогические чтения: «Традиционные и инновационные формы внеурочной деятельности» Тема доклада: «Учитель-архитектор классного коллектива»

       Развивающемусяобществунужнысовременно - образованные, нравственные, предприимчивыелюди,которыемогут самостоятельноприниматьрешениявситуациивыбора, способны ксотрудничеству, отличаютсямобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладаютчувствомответственностизасудьбустраны, заее социально-экономическоепроцветание.          Именнообразованиевпервуюочередьдолжнособратьвоедино этиценностииустановкиспередовымиотечественными традициямивновуюценностнуюсистемуобщества - систему открытую, вариати...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию Администрации

муниципального образования «Город Майкоп» МБОУ «СОШ№9»



Педагогические чтения:

«Традиционные и инновационные формы внеурочной деятельности»


Тема доклада:

«Учитель-архитектор классного коллектива»





Автор: Бекирова Нуриет Схатбиевна,

учитель начальных классов


Майкоп-2015















Слайд1

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

А.П.Чехов.

Слайд2

Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность».

Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

В условиях резкого расслоения и небывалой разнородности нашего общества социально значимые ценности отошли на задний план, стали преобладать сословные ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием.

Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и всё совершенствовать».

Воспитание - это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика.

Перефразируя Антона Павловича Чехова, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

Слайд3

Классный руководитель - это педагог-профессионал, его можно

сравнить с архитектором, так как он выстраивает отношения сотрудничества, благоприятный морально-психологический климат в классе. Координирует совместные действия педагогов, семьи и социума. Классный руководитель всегда рядом, всем своим педагогическим арсеналом он способствует развитию ребенка. Эмоциональное состояние учеников, взаимоотношения с одноклассниками и педагогом формируют мотивационную сферу младшего школьника, а на ее основе формируется и развивается познавательная и эмоционально-волевая сфера.

Слайд4

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого ученика, а главное - включение ученика в систему коллективных отношений.

Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

Слайд5

  • Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

  • Привлекательность будущего дела - увлечь учащихся конечным результатом.

  • Деятельность - активное участие в мероприятиях всех уровней.

  • Свобода участия - учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии.

  • Обратная связь - обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).

  • Сотворчество (сотрудничество + творчество) - право выбора партнёра по выполняемому делу.

  • Успешность - отмечать реальный успех выполненного дела.

В 9-10 лет у учащихся начинает формироваться «чувство взрослости», что характеризуется новой личностной позицией по отношению к учебной деятельности, по отношению к школе, по отношению к сверстникам (одноклассникам, прежде всего). Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях.

Хочу отметить, что положительные эмоции стимулируют познавательные процессы школьников, а отрицательные переживания могут стать трудно преодолимым барьером между воспитателем и воспитанником. Таким образом, эмоции - мощный союзник педагога в активизации процессов познания мира, социального опыта общества.

Слайд6

Пять ключевых задач, реализующих основную цель классного руководства: Создание благоприятного социально-психологического климата в классе

1. Создание благоприятного социально-педагогического климата в классе.

2. Организация педагогической поддержки школьника

3. Организация духовно-нравственной деятельности детей

4. Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности

5.Формирование у школьников отношения к собственному «Я» как представителю

человечества, гражданину Отечества…

Слайд7

Чтобы сформировать сплочённость детского коллектива. Я активно использую на уроках и внеклассных мероприятиях работу в парах и группах. На уроках литературного чтения и окружающего мира мы с детьми готовим совместные мини проекты, небольшие инсценировки отрывков из литературных произведений или жизни наших предков во времена Киевской, Московской Руси, во времена Российской Империи. Во время подготовки таких проектов ребята учатся договариваться друг с другом, идти на компромисс, выслушивать и слышать мнения других членов коллектива, а также отстаивать своё мнение. Не говоря о том, что такое погружение в предмет, даёт весьма положительные результаты в изучении и запоминании материала.

Слайды (7-8)

Я организую и провожу мероприятия по различным темам и направлениям - здоровья, семьи, интеллекта, патриотизма, досуга, нравственности.

Слайды (9-10)

В работе с воспитанниками по формированию здорового образа жизни, нравственных, семейных, патриотических представлений, понятий, норм и правил, стараюсь учитывать возрастные и психологические особенности детей данного возраста, применяю следующие формы и методы воспитания: игровую деятельность, драматизацию, театрализацию русских народных сказок, классные часы, беседы, конкурсы, соревнования, викторины, брей-ринги, а также экскурсионные поездки.

Слайд 11

Игра создает возможность естественного вхождения ребенка в ситуации нравственного содержания, позволяет одновременно активизировать нравственное сознание, чувства, поведение детей.

Слайд12

Я также стараюсь вникнуть во все конфликтные ситуации детей, без которых не обходится ни один детский коллектив. Стараюсь стать детям хорошим старшим товарищем. И часто задаю себе вопрос: Какой он - идеальный классный руководитель?

- Человек с очень богатой фантазией

- Идеальный классный руководитель - человек мудрый

- Идеальный классный руководитель никогда не делит детей на «хороших» и «плохих»

- Не провоцирует ученика на недостойный поступок, не отвечает насилием.

Мне помогает приблизиться к этим жизненным позициям классного руководителя игровая технология.

Слайд13

В процессе игры воспитанники включаются в процессы активного усвоения, воспроизводства и развития норм и правил общечеловеческого общежития, построения собственной системы взаимоотношений и взаимодействия с окружающей средой и людьми. Особенность игрового взаимодействия состоит в том, что классный руководитель проводит профилактику поведения, наносящего вред здоровью, личности, обществу, коррекцию детских комплексов.

Слайды (14-15)

Также в сплочении классного коллектива очень важна работа с родителями.

Специфика работы классного руководителя с родителями

- Успех воспитания заложен в триединстве: учитель - ученик - родитель

- Изначально необходимо поставить задачу: сформировать из родителей коллектив единомышленников.

- Вместе проводятся только радостные и интересные общие дела. Если же у какого-то ребенка возникают проблемы, неудачи, кто-то совершает неблаговидный поступок, имеет трудности в учебе, в любом из этих случаев работа с родителями только индивидуальная. О хорошем - всем, о плохом - только родителю, при этом бережно и тактично.

Слайды(16-18)

В дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением членов коллектива сознательно подчинять личное общественному. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, кроме прочего, позволяет ребенку не только проявлять, но и должным образом развивать и закреплять положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности.

Таким образом, классный руководитель в воспитательном процессе выступает архитектором классного коллектива, в котором комфортно каждому.

Список использованной литературы

  1. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя. - М., 2000. Литература. (Спутник классного руководителя 5-7 классы)

  2. Миновская О.В. Организация работы классного руководителя: Документальное обеспечение воспитательного процесса в классе / О. В. Миновская
    // Классный руководитель. - 2008. - №2. - c.32-37.

  3. Кокина Э.Н. Папка классного руководителя: Обязанности классного руководителя. Данные об учащихся. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом. Годовой план работы по направлениям. Оперативное планирование. Отчетные и аналитические материалы. Приложения: Протоколы / Э. Н. Кокина
    // Классный руководитель. - 2008. - №2. - c.38-47.

  4. Колодкина С.И. Папка « В помощь классному руководителю»: Организация работы классного руководителя. Различные формы работы с детьми. Календарь знаменательных дат. Заповеди класса. Методические советы и рекомендации по работе с родителями. Примерный план характеристики учащегося. Анализ деятельности классного руководителя. Анкетирование школьников. Полезно знать. / c. И. Колодкина
    // Классный руководитель. - 2008. - №3. - c.5-22.

  5. Савичева И.Б. Классная газета как средство развития детского самоуправления: Принципы работы над газетой. Работа с родителями учеников. Развитие самоуправления в классе. Развитие творчества. Связь с учителем, психологом, администрацией. Доведение информации до сведения учеников. Решение образовательных задач / И. Б. Савичева
    // Классный руководитель. - 2008. - №4. - c.42-44.

  6. Емельянова И.С. Роль праздников в воспитании детей: Классное руководство / И. С. Емельянова
    // Классный руководитель. - 2008. - №5. - c.23-26.

  7. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. 5-6 классы/авт. Сост. Н.А. Максименко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 120 с.



© 2010-2022