Проблемы формирования положительного образа России в глазах учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы формирования положительного образа России в глазах учащихся

Золотарева Т. А., учитель СОШ № 26

Традиционно образ России в сознании наших соотечественников был связан с образом матери. Какой она будет - матушкой или мачехой - у людей со сложившимся мировоззрением зависит от жизненного опыта, а у детей и подростков - от того информационного пространства, которое их окружает, ибо своим опытом они еще не обладают.

Так каким же является современное информационное пространство? Данные ВЦИОМ, на которые я буду ссылаться и далее, показывают, что оно состоит из трех ресурсных сегментов: телевидение, интернет, школа.

Исследования российских социологов наглядно показали, что Россия из страны читающей превратилась в страну телевизионно-зависимую и особенно сильны эти тенденции среди подростков12-18 лет. При росте интереса к документальному и историческому кино государственные каналы по сути коммерциализировались, в прам-тайм показывая в основном сериалы и ток-шоу. Аудитория таких каналов, как «Звезда» и «Культура» составляет в среднем 40 лет.

В этих условиях лидерами в области познавательных и новостных программ для учащихся стали каналы Дискавери, Евроньюс и ВВС (69%). К сожалению, продукцию данных ресурсов, нельзя назвать лишенной тенденциозности. В фильмах Discovery Civilisacion, рассказывающих о Второй мировой войне, основными темами являлись военные действия в Западной Европе, на Тихом океане, в Африке. Информация о роли, а иногда даже участии СССР в разгроме фашисткой Германии откровенно замалчивлась. Много говорилось о развитии астронавтики, но о советских и российских космических проектах не упоминалось.

Далее о компьютерах. Самым модным увлечением последних трех лет стало пользование ресурсами ФОС. Файлообменная сеть Саратовской губернии содержит большой спектр видеоресурсов по истории, однако среди них отечественная продукция фактически отсутствует, а превалирует продукция ВВС. Чтобы охарактеризовать её содержание, приведу цитату из начала фильма «Выжженная земля»: «Масштабы войны между Гитлером и Сталиным трудно представить. Величайшие битвы в истории с участием огромного количества людей, самое крупномасштабное танковое сражение, чудовищные потери. Температура варьируется от испепеляющей жары Кавказского ветра до жестоких холодов полярной зимы севернее Ленинграда. Там сражались и погибали солдаты группы армий «Север». Им не хватало людских ресурсов и снабжения, они могли считать себя забытыми на просторах Восточного фронта… Большинство несчастных из группы армий «Север» не вернулись в Германию. Непосильные требования самого жестокого из сражений войны сделают своими жертвами целую группу армий…» И этот пример не единственный.

События в Южной Осетии наглядно продемонстрировали, что в современном обществе одновременно с вооруженными конфликтами существуют войны информационные. Западные политтехнологи показали, что информационное пространство не только влияет, но и напрямую формирует общественное мнение. В первые дни конфликта пресса сформировала образ России как агрессивной, империалистической, недемократической державы - образ врага.

Правительство РФ продемонстрировало в этих условиях единственно возможный способ противодействия такого рода войне - принцип открытости и объективности информации. И эта стратегия дает свои, пусть и отсроченные, но положительные результаты. Обзор иностранной прессы последних трех дней показывает, что западноевропейская, а также американская пресса более склонна к объективности, ее интересуют не только политические штампы, но и истинные причины происходящего. Уже не подвергается сомнению существование американского следа в этом конфликте, изменилось и отношение к России.

  1. Теперь нам уже ясно: возрождение России в качестве великой державы идет полным ходом. И внешняя конкуренция в борьбе за влияние в странах бывшего СССР будет встречать с ее стороны ожесточенное сопротивление. ("The Guardian", Великобритания)

  2. Русские добились стратегического успеха, потому что создали такую ситуацию, при которой вхождение Грузии в НАТО еще более отодвинулось во времени. ("Dziennik", Польша)

  3. Сменяющие друг друга в США администрации упорно сводили американо-российские отношения к вашингтонскому знаменателю: нам были нужны неарабский источник нефти и помощь в сдерживании Ирана и Северной Кореи. Когда началась война в Ираке, мы попросили Россию о помощи. Потом, когда дело дошло до контрактов на восстановление и добычу нефти, мы выставили ее за дверь. Все постсоветские попытки выкручивать России руки не моут не привести к катастрофическим последствиям. В путинской России правит сила, - сила танков и сила банков. В конце концов, что может тут поделать Америка? На самом деле у нас остался только один рычаг: пригласить Россию в НАТО. Настало время изменить курс и сблизиться с Россией сильнее, чем раньше. ("Los Angeles Times", США)

  4. министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт в интервью немецкому информационному агентству ДПА заявил: "Мы бы хотели хороших, или, по меньшей мере, нормальных отношений со всеми нашими соседями, включая Россию. Мы надеемся, что Россия осознает, что Эстония - не враг"...

  5. Неправильно истолковав беспорядочные американские сигналы, именно Михаил Саакашвили, президент Грузии, стал тем, кто несет большую долю вины за происшедшее. Несложно представить себе реакцию Америки и НАТО, если бы Сербия попыталась вторгнуться в Косово. Соединенные Штаты нуждаются в поддержке России по множеству проблем: сдерживание Ирана, борьба с терроризмом, ядерное нераспространение, ближневосточные проблемы. Однако, несмотря на предупреждения, Соединенные Штаты упорно игнорировали российские интересы. Зверскими методами советских времен Россия была вынуждена преподать этот урок Грузии и Западу. ("The International Herald Tribune", США)

  6. Русские уж точно не нацисты завтрашнего дня ("Le Figaro", Франция)

  7. Это было сущим безумием, столь же преступным, как и вторжение в Ирак в 2003 году - желать, как Буш, без проволочек и переговоров принять Украину и Грузию в НАТО и создать тем самым санитарный кордон вокруг России. Саркози и Меркель были абсолютно правы, когда воспротивились подобному возврату 'холодной войны'. ("Le Nouvel Observateur", Франция)

  8. В Грузии Россия громко провозгласила, что она больше не будет капитулировать перед Западом. Россия воспрянула после двух десятилетий унижения. ("The Financial Times", Великобритания)

Итак, большинство западных политологов более не отрицает роли России как одного из лидеров международного сообщества и признаёт за ней право не только иметь, но и отстаивать национальные интересы. Они также признают существование просчетов Госдепа США в отношении к России, а значит, стратегия борьбы за объективность информации оказалась эффективной.

К сожалению, кавказская проблема - не единственный, хоть и наиболее показательный пример информационной компрометации России как государства. Страны - бывшие участницы ОВД и СССР не стесняясь зарабатывают «дополнительные очки» в политической игре за счет антироссийской пропаганды. Среди таких стран Польша, страны Прибалтики, Украина, Грузия.

В этих условиях роль школы в формировании положительного образа России трудно переоценить. Каждый учитель в этой битве за умы школьников сам выбирает стратегию.

Для меня эта стратегия включает несколько принципов:

  1. Постоянно подчеркивать связь России и Запада, начиная с курса истории Средних веков, позиционируя Россию как неотъемлемую часть мирового сообщества

  2. Поддерживать тесную связь с учителями начальной школы, помогая им проводить уроки по курсу «Окружающий мир»

  3. Подробное изучение таких острых моментов истории, как, например, предвоенная ситуация и причины заключения договора с Германией 1939г., становление внешнеполитической доктрины США, особенностям мировоззрения их граждан, реакции общественности на события в Пирл-Харборе и 11.09, объективные и субъективные причины начала холодной войны. Эта информация позволит ученикам разобраться в причинах многих внешнеполитических событий современности, избежать ксенофобии.

  4. Отводить время урока на обсуждение самых значимых событий в стране и мире, формируя у учеников чувство сопричастности происходящему, активную жизненную позицию.

  5. В связи с нехваткой времени на изучение материала истории ХХ века не полагаться только на учебник - уделять внимание внеурочным занятиям: политическим и дискуссионным клубам.


© 2010-2022