Статья «Социализация ребёнка младшего школьного возраста в игре»

В современных условиях количество детей оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство - одна из тех проблем ,которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Одной из главных проблем социальной защиты детей сирот является подготовка их к самостоятельной жизни. Философской основой понятия социализация является диалектико-материалистическая концепция, согласно которой социализация рассматривается как целостный и универсальный процесс в филогенеза и онтогенеза. Исследователи трактуют социализацию как процесс эволюции человека , в котором происходит разрешения противоречия биологическим и социальным через преобразования биологического.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социализация ребёнка младшего школьного возраста в игре.

ГБОУ «Санаторный детский дом №39»( г.Москва)

В современных условиях количество детей оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство - одна из тех проблем ,которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Одной из главных проблем социальной защиты детей сирот является подготовка их к самостоятельной жизни.

Философской основой понятия социализация является диалектико-материалистическая концепция, согласно которой социализация рассматривается как целостный и универсальный процесс в филогенеза и онтогенеза. Исследователи трактуют социализацию как процесс эволюции человека , в котором происходит разрешения противоречия биологическим и социальным через преобразования биологического. Естествен но, что человек детерминирован обществом на разных уровнях своего взаимодействия с окружающим миром. Как отмечает Н.Ф.Голованова, суть первого уровня- организм- окружающая среда- состоит в том, что человек первоначально приобщается к жизни в обществе как организм к окружающей среде. Второй уровень социализации- субъект- объект- предполагает взаимодействие между субъектом действия и познания и предметным миром. Для этого уровня характерны процессы "опредмечивания" и присвоения. Важнейшим проявлением этого уровня является овладение ребёнком речью как общественным средством коммуникации. С её помощью он приобщается к нормам, ценностям общества, к его духовной культуре. Третий уровень социализации- личность-общество. Это высший уровень детерминации: он характеризует усвоение личностью сложной системы отношений в обществе. На его основе складываются мотивы поведения, установки, которые личность должна усваивать, чтобы существовать в данном обществе. Исходя из сказанного, социализация понимается как процесс взаимодействия индивида в обществе на основе предметно-преобразовательной деятельности индивида, результатом которой является исторически - конкретная форма социальности. В социальной психологии социализация определяется как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны - как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. Социализация-это те ступеньки, по которым проходит личность в процессе онтогенеза .

Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включится в эту взрослую жизнь, активно в нёй участвовать , что , конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики , богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процесса познания мира. Для успешного воспитания и развития ребёнка необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность. Жизнь ребёнка в условиях учреждения интернатного типа, ограниченных социальных влияний, обуславливает недостаточность навыков продуктивного общения.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Педагогический опыт убедительно показывает, что в игре могут проявляться реальные взаимоотношения, которые они наблюдают в быту. Игра- подлинная социальная практика ребёнка , его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна проблема использования игры в формировании нравственной стороны личности. Например, игра в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления, творческого воображения, воспитание высоких человеческих качеств. Проблема формирования взаимоотношений детей оказавшихся в трудных жизненных ситуациях решается в совместном труде и игре, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирование нравственных чувств, для осознания оценки собственных поступков и поступков окружающих. В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат на наш взгляд следующие положения.

  1. Игра призвана решать задачу формирования нравственных качеств ребёнка, учитывая специфику каждого вида игры.

  2. Игра должна носить самодеятельный характер под руководством педагога.

  3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд, игра, учебная деятельность, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима.

Педагогические формы и методы воспитания наиболее успешно реализуются в условиях практической деятельности, которая включает в себя игровые приёмы. Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности ребёнка, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребёнка, её социальную направленность. Детские игры чрезвычайно многообразны, по содержанию, характеру, организации. Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющего его интересы, социальные потребности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В своей работе мы используем различные виды игр, важное для нас имеют значения игры на создание микроклимата коллективных отношений и на активизацию процесса адаптации. К играм данное вида относятся: «Снежный ком», »Имя», «Не стесняйтесь говорить о себе хорошо», «Партнёры», «Суета сует», «Мешок сокровищ», «Автопортрет», «Самый- самый мой любимый», «Знакомство-представление»,

«Объявление об объявлении», «Все мы родом из детства»,

«Интервью», «Конверт откровений», «Кино моего детства», «Это Я», «Выдуманная биография», «Раздели мою радость со мной», «Спортивные таланты», «Королевская свита», «Алфавит» и т.д.

Кроме игр мы используем упражнения, работающие на рациональном уровне: «мудрец, разбор полётов, обогащение опытом, замедленное кино, пословицы, формулы» и т. д.

Упражнения, работающие в основном на телесном уровне: «место телесного покоя , маска релаксации, пресс, дружеское угощение» и т.д.

Упражнения, работающие в основном на эмоциональном уровне: «поиск ресурсов, я- ребёнок, массаж эмоций, дерево, рисование негатива» и т.д.

Номере обогащения социального опыта детей круг правил поведения расширяется, уточняются и закрепляются уже знакомые правила и вводятся новые, в частности такое «В квартире должен быть порядок,» «Научи друга тому, чему научился сам». Большая часть детей, стремится подчинить своё поведение общеустановленным требованиям, их отношения становятся более устойчивыми, осознанными. Однако есть дети, которые не умеют поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками, часто вступают в конфликты между собой. Поэтому с ними проводится индивидуальная работа, помогающая сформировать умения управлять собой. Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Игра-это средство самовыражения ребёнка, отношение его окружающем миром. Главный выигрыш детских игр- взрослые судьбы. Становясь взрослыми, ребята уносят с собой в жизнь замечательные свойства игр- доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь, в них ярко проявляются творческие натуры, лидеры.

Но для этого необходима помощь взрослых. Когда ребята придумывают и готовятся, помогите, если есть такая необходимость, не дайте им разочароваться в своих возможностях. И непременно поощряйте и хорошей наградой , и добрым словом ,и творческим

подарком . И помните, игры ребят и взрослых - важнейшая часть человеческой культуры, мост, связующий поколения.

ЛИТЕРАТУРА.

Апинян Т.А. Игра как феномен культуры.

Газман О.С. Роль игры в формировании личности ребёнка. Мухина B.C. Возрастная психология.

Панфилова М. А. Игротерапия общения.

Шмаков С. А. Её величество- игра.


© 2010-2022