- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему И станет мачехой Земля
Классный час на тему И станет мачехой Земля
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рахимова Н.Р. |
Дата | 17.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый классный час на тему: И станет мачехой Земля.…
Цель: формирование экологических знаний школьников; воспитание любви к природе, Родине; формирование у учащихся творческого подхода к решению экологических проблем.
Задачи:
Образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира;
помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли;
- формировать экологическую культуру.
воспитательная: побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю:
развивающая: развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.
Форма: круглый стол.
Оборудование: Мультимедийная установка, на доске - эпиграф к уроку: « Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». (Ф.Бэкон).
Классный руководитель : Добрый день. Сегодня, ребята, мы с вами получили письмо, но это письмо необычное. Послушайте……
Здравствуй, человечество! - 2 мин.
Я бы хотела вам кое - что объяснить, обратиться с очень важной просьбой. Дело в том, что я тяжело ранена. Мои раны зависят от вас, мои дорогие люди. К сожалению, вы вырубаете мои леса, загрязняете мои водоемы, моря, океаны. Вы уничтожаете все живое вокруг себя, загрязняете воздух, при этом разрушая мою атмосферу. Очень много лет я пыталась сказать вам это, предупредить, что вы можете ранить меня очень глубоко. Но за все это время вы меня не услышали, не захотели услышать и теперь я кричу вам о том, чтобы вы, мои дорогие люди, остановились! Подумали… Ведь все живое от таких глубоких ран рано или поздно умирает…
С уважением, ваша Природа.
Какие чувства вызвало у вас это письмо? Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем -говорить на классном часе?
Чувства: жалости, страха, обиды за уничтожение всего живого вокруг себя. -3 мин.
Сегодня наш классный час посвящен проблемам экологии.
Он называется «И станет мачехой Земля».
В конце урока мы постараемся ответить на вопрос: а почему Земля может стать нам мачехой? - 7 мин.
Сегодня , ребята мы работаем в гриппах:
Группа 1 Солнце, на столе табличка с надписью: « Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит».
Группа 2 Небо, «Голубой цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни».
Группа 3 Жизнь, « Красный - цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу.
Также на наш классный час приглашены различные ученые, которые поведают нам много интересных фактов о жизни на нашей планете.
И так, ребята, как вы думаете какова же цель нашего занятия? Перед вами на слайде представлены 3 цели. Как вы думаете, какая из них наиболее правильно отражает тему нашего классного часа? -3мин.
-
Показать влияние мусора на окружающую природу и жизнь человека.
-
формирование экологических знаний школьников; воспитание любви к природе, Родине; формирование у учащихся творческого подхода к решению экологических проблем.
-
побуждать стремление к здоровому образу жизни, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.
Как вы думаете, какие задачи мы с вами должны решить? - 5мин.
-
Выяснить, а что является причиной «болезни» нашей Земли?
-
И что нужно сделать для того, чтобы предотвратить дальнейшее воздействие человека на окружающую среду?
-
Как современные люди относятся к природе?
-
Думаем ли мы о будущем природы, нашей планеты?
-
Что такое «экологическая катастрофа»?
-
Что может привести к экологической катастрофе?
-
Кто виноват? Кого нужно наказать? Почему?
-
Что нужно сделать, чтобы её избежать
Я думаю, всем знакомо слово «мама». А кто такая мачеха? Какие чувства у вас
возникают, когда вы произносите слово мачеха?
Давайте вспомним растение мать-и-мачеха. ( Слайд4). Почему оно так называется? (одна сторона - теплая, мягкая, другая- холодная, грубая). И наша Земля может стать нам злой мачехой, если мы не будем ее беречь!
День ото дня, год от года, век от века человек простирает свою деятельность все
дальше и дальше, все меньше и меньше остается заповедных мест, где бы ни ступала
нога человека. А всегда ли человек относится бережно к природе?
Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека
в природу, ещё полвека назад академик В.И. Вернадский писал: «Человек становится
геологической силой способной изменить лик Земли». И это предупреждение
пророчески оправдалось.
Скажите, что, по вашему мнению, оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду?
- промышленные предприятия,
- автотранспорт,
-испытания ядерного оружия
-чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов и др.
Давайте посмотрим, к чему это приводит?
Вот результаты нашей экологической экспертизы.
Эколог:
-
.Каждый год на Земле возникают новые пустыни и площади около 6 млн. гектаров.
-
.Каждый год Земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель.
-
.каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.
-
А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн. гектаров леса.
-
Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.
-
За 50 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.
-
Появляются растения и животные - мутанты, летом 2006 года сообщалось о появлении водорослей - убийц, медуз - убийц.
-
Создается угроза существованию самого человека.
-
Так, например, в России среди 7 - летних детей здоров только каждый четвертый, а среди 17 - летних каждый седьмой.
-
Половина юношей призывного возраста непригодна к службе в армии по состоянию здоровья.
-
С 70 - х. годов на 50 процентов возросла частота сердечно - сосудистых и онкологических заболеваний.
-
Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.
-
Наши мужчины живут в среднем на 7-10 лет меньше, чем в развитых странах.
-
В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.
Деловая ситуация. «Экологический рейд» - 7 мин.
Мы выслушали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты. Во многих странах появилась новая служба - экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашем родном селе и вы проводите свой первый рейд.
На что бы вы сразу обратили внимание?
Кого бы наказали?
Кому просто сделали бы замечание?
Чтобы ответить на эти вопросы, вам предложены проблемные ситуации:
1 группа:
Наша река Вятка является очень важным водным объектом для Уржумского района. Весной, когда река освобождается ото льда, можно наблюдать массовый вылов рыбы, например, стерляди, рыбы, которая занесена в красную книгу Кировской области. Каковы ваши действия как экологического полицейского?
1. Какие экологические проблемы реки Вятка можете решить вы сами, без помощи взрослых?
2. Какой вылов рыбы разрешается в нашей речке? 7. Какой вылов рыбы наносит ей непоправимый урон?
3.. В какое время запрещён вылов рыб.
2 группа:
Однажды мальчик Миша забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Миши был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Миша был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гуляли грибники. Они услышали этот разговор и тоже захотели посмотреть на чудесную поляну. Что они там увидели! Вместо небесно - чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников.
Каковы ваши действия как экологического полицейского?
-
Являются ли подснежники ограняемым растением?
-
Какой ущерб природе наносят люди, срывая беззащитные цветы?
-
Группа:
В городе Уржуме работает молочный комбинат, который производит выпуск сливочного масла, молока и сметаны. На комбинате произошла авария, и большая часть отходов попала в реку Уржумка. Через некоторое время в реке произошел замор рыбы.
Каковы ваши действия как экологического полицейского?
Почему, по- вашему мнению, произошел замор рыбы?
Примерные ответы:
-Мусорные свалки возле домов
-В речку из канализационной трубы текут стоки
-Вырубили парк, леса.
-Дети убивают жуков, бабочек, птиц, разоряют муравьиные гнезда
-Осенью повсюду сжигают листья и мусор - это очень вредно для людей
-Наказал бы руководителей села
-Оштрафовал бы дворников, хозяев домов
-Наказал бы родителей
-Наказал бы детей, заставил бы посадить дерево, траву, убрать мусор и т.п.
Словарная работа (словари иностранных слов). - 5 мин.
Классный руководитель: Да, люди давно задумывались об экологических проблемах, но экология как наука возникла недавно- в середине19 века.
Что такое экология?
Термин"экология" предложен в1866 году немецким ученым Э. Геккелем(от
греч. "ойкос" - дом). Жилище и"логос" - учение). Однако развитие эта наука получила в XX веке.
Задание:
Используя словари иностранных слов, найдите определение, что такое экология как наука?
Экология- это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
А что же бывает экологическим?
Послушайте задание: за 2 минуты нужно назвать как можно больше словосочетаний с прилагательным «экологический» - работа в группах.
Примеры словосочетаний - 3 мин.
• Экологический туризм, контроль, маршрут, продукт, товар, урок.
• Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация, катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа, организация, опасность, обстановка.
• Экологическое образование, воздействие, обследование, движение, загрязнение, оборудование.
А сейчас, ребята, послушайте проблемную ситуацию: - 3 мин.
Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»
Эколог: .Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту нечисть!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен…комара
1.Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку? К чему может привести уничтожение комаров?
Примерные ответы:
-Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
-В природе все находится в равновесии, все связано. - 10 мин.
Но существует и нарушение данного закона:
1.Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка
Ребята, а кто знает, где располагалось это море?
Аральское море - бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов XX века уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню.
2.В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах
1.В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.
А сейчас, ребята, послушайте, какую информацию для нас подготовили химики и биологи.
Информационный блок
Химик:: За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за 2-3 миллиона лет.
В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только
углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к
потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового
океана.
Кроме того, в атмосферу выбрасывается диоксид азота- бесцветный, не имеющий запаха ядовитый газ, раздражающе действующий на органы дыхания.
Особенно опасны оксиды азота в городах, где они взаимодействуют с углеродами
выхлопных газов, где образуют туман- смог. Отравленный оксидами азота воздух
начинает действовать с легкого кашля, головной боли.
Пары бензина, метана и т.д. обладают наркотическим действием, в малых концентрациях вызывает головную боль, головокружение и неприятные ощущения в горле, кашель.
Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.
Леса- «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, -вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины- это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
Теперь к нам присоединяется биолог.
Биолог:
Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых«мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Особенно опасны загрязнения вод ртутью, поскольку заражение морских
организмов может стать причиной отравления людей. Образование кислотных дождей связано с поступлением во влажную атмосферу оксида серы и азота. Особую
опасность представляют стационарные источники(ТЭС и др.). Кислотные дожди
снижают плодородие почв, ухудшают здоровье населения.
10 мин.
2.Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет ее законов. А между тем этих законов всего четыре. Их легко запомнить!
1.Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер.
.Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на примерах.
Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
1.Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.
2.Четвертый закон: «Природа, знает лучше». Человек, самонадеянно делая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - работа в группах:
1 группа:
Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
2группа:
В Мировой океан ежегодно поступает около 13 - 14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при аварии танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.
-
Какой экологический закон нарушен?
-
И как правильно действовать в этой ситуации?
3 группа.
Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.
1.Какой экологический закон нарушен?
-
И как правильно действовать в этой ситуации?
Примерные ответы детей:
- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.
-
-Нарушены первый и второй экологические законы ("Все связано со всем", "Всё должно куда-то деваться")
-
-Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.
Спасибо большое за ответы. Молодцы, ребята! Я думаю, что вы не только будете знать законы экологии, но и их выполнять.
Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» - 5мин.
-
А как вы думаете, выполняют ли экологические законы жители нашего села? Приведите примеры.
Показ слайдов.
Объемы мусора ежегодно увеличиваются во всем мире. К 2025 году количество бытовых отходов может вырасти в два раза. … Однако с каждым годом объемы мусора только растут.
Особенно опасен пластиковый и стеклянный мусор.
1 группа:
Подумайте и предположите, почему?
2 группа:
Как противостоять росту бытовых отходов?
3 группа:
Предложите, как можно использовать пластиковые бутылки.
Итоги рейда: 7 мин.
2.Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы природа могла говорить, что бы она могла сказать своим детям?
Давайте напишем письма-обращения от имени природы.
1группа:
-
обращение к жителям нашего села.
2 группа:
рыбакам.
3 группа:
-
письмо ученикам нашей школы.
Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.
Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
К доске выходят представители групп, читают обращения.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя» 5 мин.
1.Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Это строки поэта Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
О чем говорит здесь поэт?
2.Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
-Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, гордыня и т.п.
-Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.
-Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
1.Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
Классный руководитель. Давайте вернемся к теме нашего классного часа.
Почему же , ребята, наша Земля может стать нам Мачехой?
Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?
Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?