Классный час на тему И станет мачехой Земля

Классный час "И стапет мачехой Земля"   ориентирован  для  учащихся 6 - 7 классов.  Данный классный час можно проводить в рамках недели естественных наук. Главная цель классного часа - формирование экологической культуры школьников, воспитание любви к Родине, формироние у учащихся творческого подхода к  решению экологических проблем. Данный классный час  разработан на основе системно - деятельстного поджода и включает работу в группах, решение ситуационных задач, работу со словарем. К классному ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый классный час на тему: И станет мачехой Земля.…

Цель: формирование экологических знаний школьников; воспитание любви к природе, Родине; формирование у учащихся творческого подхода к решению экологических проблем.

Задачи:

Образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира;

помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли;
- формировать экологическую культуру.

воспитательная: побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю:

развивающая: развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.

Форма: круглый стол.

Оборудование: Мультимедийная установка, на доске - эпиграф к уроку: « Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». (Ф.Бэкон).

Классный руководитель : Добрый день. Сегодня, ребята, мы с вами получили письмо, но это письмо необычное. Послушайте……

Здравствуй, человечество! - 2 мин.

Я бы хотела вам кое - что объяснить, обратиться с очень важной просьбой. Дело в том, что я тяжело ранена. Мои раны зависят от вас, мои дорогие люди. К сожалению, вы вырубаете мои леса, загрязняете мои водоемы, моря, океаны. Вы уничтожаете все живое вокруг себя, загрязняете воздух, при этом разрушая мою атмосферу. Очень много лет я пыталась сказать вам это, предупредить, что вы можете ранить меня очень глубоко. Но за все это время вы меня не услышали, не захотели услышать и теперь я кричу вам о том, чтобы вы, мои дорогие люди, остановились! Подумали… Ведь все живое от таких глубоких ран рано или поздно умирает…

С уважением, ваша Природа.

Какие чувства вызвало у вас это письмо? Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем -говорить на классном часе?

Чувства: жалости, страха, обиды за уничтожение всего живого вокруг себя. -3 мин.

Сегодня наш классный час посвящен проблемам экологии.

Он называется «И станет мачехой Земля».

В конце урока мы постараемся ответить на вопрос: а почему Земля может стать нам мачехой? - 7 мин.

Сегодня , ребята мы работаем в гриппах:

Группа 1 Солнце, на столе табличка с надписью: « Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит».

Группа 2 Небо, «Голубой цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни».

Группа 3 Жизнь, « Красный - цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу.

Также на наш классный час приглашены различные ученые, которые поведают нам много интересных фактов о жизни на нашей планете.

И так, ребята, как вы думаете какова же цель нашего занятия? Перед вами на слайде представлены 3 цели. Как вы думаете, какая из них наиболее правильно отражает тему нашего классного часа? -3мин.

  • Показать влияние мусора на окружающую природу и жизнь человека.

  • формирование экологических знаний школьников; воспитание любви к природе, Родине; формирование у учащихся творческого подхода к решению экологических проблем.

  • побуждать стремление к здоровому образу жизни, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.

Как вы думаете, какие задачи мы с вами должны решить? - 5мин.

  • Выяснить, а что является причиной «болезни» нашей Земли?

  • И что нужно сделать для того, чтобы предотвратить дальнейшее воздействие человека на окружающую среду?

  • Как современные люди относятся к природе?

  • Думаем ли мы о будущем природы, нашей планеты?

  • Что такое «экологическая катастрофа»?

  • Что может привести к экологической катастрофе?

  • Кто виноват? Кого нужно наказать? Почему?

  • Что нужно сделать, чтобы её избежать

Я думаю, всем знакомо слово «мама». А кто такая мачеха? Какие чувства у вас

возникают, когда вы произносите слово мачеха?

Давайте вспомним растение мать-и-мачеха. ( Слайд4). Почему оно так называется? (одна сторона - теплая, мягкая, другая- холодная, грубая). И наша Земля может стать нам злой мачехой, если мы не будем ее беречь!

День ото дня, год от года, век от века человек простирает свою деятельность все

дальше и дальше, все меньше и меньше остается заповедных мест, где бы ни ступала

нога человека. А всегда ли человек относится бережно к природе?

Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека

в природу, ещё полвека назад академик В.И. Вернадский писал: «Человек становится

геологической силой способной изменить лик Земли». И это предупреждение

пророчески оправдалось.

Скажите, что, по вашему мнению, оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду?

- промышленные предприятия,

- автотранспорт,

-испытания ядерного оружия

-чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов и др.

Давайте посмотрим, к чему это приводит?

Вот результаты нашей экологической экспертизы.

Эколог:

  1. .Каждый год на Земле возникают новые пустыни и площади около 6 млн. гектаров.

  2. .Каждый год Земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель.

  3. .каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.

  4. А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн. гектаров леса.

  5. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.

  6. За 50 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

  7. Появляются растения и животные - мутанты, летом 2006 года сообщалось о появлении водорослей - убийц, медуз - убийц.

  8. Создается угроза существованию самого человека.

  9. Так, например, в России среди 7 - летних детей здоров только каждый четвертый, а среди 17 - летних каждый седьмой.

  10. Половина юношей призывного возраста непригодна к службе в армии по состоянию здоровья.

  11. С 70 - х. годов на 50 процентов возросла частота сердечно - сосудистых и онкологических заболеваний.

  12. Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.

  13. Наши мужчины живут в среднем на 7-10 лет меньше, чем в развитых странах.

  14. В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.

Деловая ситуация. «Экологический рейд» - 7 мин.

Мы выслушали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты. Во многих странах появилась новая служба - экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашем родном селе и вы проводите свой первый рейд.

На что бы вы сразу обратили внимание?

Кого бы наказали?

Кому просто сделали бы замечание?

Чтобы ответить на эти вопросы, вам предложены проблемные ситуации:

1 группа:

Наша река Вятка является очень важным водным объектом для Уржумского района. Весной, когда река освобождается ото льда, можно наблюдать массовый вылов рыбы, например, стерляди, рыбы, которая занесена в красную книгу Кировской области. Каковы ваши действия как экологического полицейского?

1. Какие экологические проблемы реки Вятка можете решить вы сами, без помощи взрослых?

2. Какой вылов рыбы разрешается в нашей речке? 7. Какой вылов рыбы наносит ей непоправимый урон?

3.. В какое время запрещён вылов рыб.

2 группа:

Однажды мальчик Миша забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Миши был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Миша был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гуляли грибники. Они услышали этот разговор и тоже захотели посмотреть на чудесную поляну. Что они там увидели! Вместо небесно - чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников.

Каковы ваши действия как экологического полицейского?

  1. Являются ли подснежники ограняемым растением?

  2. Какой ущерб природе наносят люди, срывая беззащитные цветы?



  1. Группа:

В городе Уржуме работает молочный комбинат, который производит выпуск сливочного масла, молока и сметаны. На комбинате произошла авария, и большая часть отходов попала в реку Уржумка. Через некоторое время в реке произошел замор рыбы.

Каковы ваши действия как экологического полицейского?

Почему, по- вашему мнению, произошел замор рыбы?

Примерные ответы:

-Мусорные свалки возле домов

-В речку из канализационной трубы текут стоки

-Вырубили парк, леса.

-Дети убивают жуков, бабочек, птиц, разоряют муравьиные гнезда

-Осенью повсюду сжигают листья и мусор - это очень вредно для людей

-Наказал бы руководителей села

-Оштрафовал бы дворников, хозяев домов

-Наказал бы родителей

-Наказал бы детей, заставил бы посадить дерево, траву, убрать мусор и т.п.

Словарная работа (словари иностранных слов). - 5 мин.

Классный руководитель: Да, люди давно задумывались об экологических проблемах, но экология как наука возникла недавно- в середине19 века.

Что такое экология?

Термин"экология" предложен в1866 году немецким ученым Э. Геккелем(от

греч. "ойкос" - дом). Жилище и"логос" - учение). Однако развитие эта наука получила в XX веке.

Задание:

Используя словари иностранных слов, найдите определение, что такое экология как наука?

Экология- это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

А что же бывает экологическим?

Послушайте задание: за 2 минуты нужно назвать как можно больше словосочетаний с прилагательным «экологический» - работа в группах.

Примеры словосочетаний - 3 мин.

• Экологический туризм, контроль, маршрут, продукт, товар, урок.

• Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация, катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа, организация, опасность, обстановка.

• Экологическое образование, воздействие, обследование, движение, загрязнение, оборудование.

А сейчас, ребята, послушайте проблемную ситуацию: - 3 мин.

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Эколог: .Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту нечисть!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен…комара

1.Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку? К чему может привести уничтожение комаров?

Примерные ответы:

-Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

-В природе все находится в равновесии, все связано. - 10 мин.

Но существует и нарушение данного закона:

1.Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка

Ребята, а кто знает, где располагалось это море?

Аральское море - бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов XX века уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню.

2.В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах

1.В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

А сейчас, ребята, послушайте, какую информацию для нас подготовили химики и биологи.

Информационный блок

Химик:: За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за 2-3 миллиона лет.

В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только

углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к

потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового

океана.

Кроме того, в атмосферу выбрасывается диоксид азота- бесцветный, не имеющий запаха ядовитый газ, раздражающе действующий на органы дыхания.

Особенно опасны оксиды азота в городах, где они взаимодействуют с углеродами

выхлопных газов, где образуют туман- смог. Отравленный оксидами азота воздух

начинает действовать с легкого кашля, головной боли.

Пары бензина, метана и т.д. обладают наркотическим действием, в малых концентрациях вызывает головную боль, головокружение и неприятные ощущения в горле, кашель.

Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса- «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, -вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины- это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

Теперь к нам присоединяется биолог.

Биолог:

Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых«мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

Особенно опасны загрязнения вод ртутью, поскольку заражение морских

организмов может стать причиной отравления людей. Образование кислотных дождей связано с поступлением во влажную атмосферу оксида серы и азота. Особую

опасность представляют стационарные источники(ТЭС и др.). Кислотные дожди

снижают плодородие почв, ухудшают здоровье населения.

10 мин.

2.Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет ее законов. А между тем этих законов всего четыре. Их легко запомнить!

1.Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер.

.Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

1.Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.

2.Четвертый закон: «Природа, знает лучше». Человек, самонадеянно делая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - работа в группах:

1 группа:

Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

2группа:

В Мировой океан ежегодно поступает около 13 - 14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при аварии танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

  1. Какой экологический закон нарушен?

  2. И как правильно действовать в этой ситуации?

3 группа.

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

1.Какой экологический закон нарушен?

  1. И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

  • -Нарушены первый и второй экологические законы ("Все связано со всем", "Всё должно куда-то деваться")

  • -Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.

Спасибо большое за ответы. Молодцы, ребята! Я думаю, что вы не только будете знать законы экологии, но и их выполнять.

Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» - 5мин.

  1. А как вы думаете, выполняют ли экологические законы жители нашего села? Приведите примеры.

Показ слайдов.

Объемы мусора ежегодно увеличиваются во всем мире. К 2025 году количество бытовых отходов может вырасти в два раза. … Однако с каждым годом объемы мусора только растут.

Особенно опасен пластиковый и стеклянный мусор.

1 группа:

Подумайте и предположите, почему?

2 группа:

Как противостоять росту бытовых отходов?

3 группа:

Предложите, как можно использовать пластиковые бутылки.

Итоги рейда: 7 мин.

2.Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы природа могла говорить, что бы она могла сказать своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

1группа:

  • обращение к жителям нашего села.

2 группа:

рыбакам.

3 группа:

  • письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп, читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя» 5 мин.

1.Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Это строки поэта Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

О чем говорит здесь поэт?

2.Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

-Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, гордыня и т.п.

-Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.

-Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

1.Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Классный руководитель. Давайте вернемся к теме нашего классного часа.

Почему же , ребята, наша Земля может стать нам Мачехой?

Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?


© 2010-2022