Ценностные ориентации студентов Лангепасского политехнического колледжа

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ценностные ориентации студентов
Лангепасского политехнического колледжа

Проблема ценностных ориентаций студенческой молодежи в реформируемом российском обществе одна из наиболее актуальных проблем, требующих изучения, переоценки, поиска новых прочных жизненных ориентиров. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.

Ценности составляют основу нравственных принципов. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы.

На основе результатов социологического исследования, проведенного среди студентов Лангепасского политехнического колледжа, на предмет их жизненных предпочтений и ценностей, мы попытались составить социальный портрет студента колледжа. В исследовании приняло участие 100 студентов, что составило 23,1% от общего числа студентов очного отделения, 37% опрошенных составили юноши, 63% - девушки. Большая часть принявших участие в анкетировании в возрасте 15-16 лет - 46%, в возрасте 17-18 лет - 33% и в возрасте 19-20 лет - 21%.

Прежде всего, отметим, что абсолютно все студенты указали на то, что имеют цель в жизни. На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, чего больше всего они хотят добиться, были получены ответы, свидетельствующие, что студентам колледжа свойственны и духовно-нравственные, и прагматичные, материальные жизненные цели. При этом большая часть респондентов - 19% - главной целью считает наличие хорошей работы, 17% - иметь хорошую семью, 13% - быть материально обеспеченным, 11% - быть здоровым, 10% - любить и быть любимым, 5% хотят иметь свой бизнес. Вызывает беспокойство тот факт, что только 6% студентов желают иметь хорошее образование, хотя значение образования в современном обществе понимают и признают многие студенты колледжа. Среди опрошенных практически нет альтруистов, которые хотят жить не для себя, а для людей - 1%. Альтруизм в молодежной среде, в настоящее время, не в моде.

Анализ данных опроса показывает, что наиболее часто встречающейся комбинацией свойств высоко ценимых молодыми людьми, оказываются: доброта - 16%, ум - 14 %, жизнерадостность - 11%, чувство юмора - 9%, уверенность в себе - 8%. Это, можно сказать, социально-психологическая характеристика предпочтений личности. Молодежь интуитивно понимает, что работа интеллекта - это гарантия самодостаточности индивидуальной судьбы и личной свободы человека. Независимость, разумеется, коррелирует со стремлением к свободе, но это качество выбирают в данном контексте только 3% молодежи.

Нельзя не приветствовать желание студентов быть эффективными в делах (16% опрошенных) и ответственными (13%). На воспитание квалифицированного специалиста, способного наиболее полно использовать свои возможности, обращают внимание -14% студентов. 10% респондентов хотят быть оригинальными. Нестандартность, самобытность, неповторимость, своеобразие, эти качества оригинальности делают человека привлекательным, а какой молодой человек не хочет быть привлекательным.

К сожалению, лишь 3% студентов выделяют среди качеств, необходимых личности - самоконтроль, а ведь появление и развитие самоконтроля обусловлено требованиями общества к социальному поведению человека.

На вопрос можно ли сегодня достичь высокого положения в обществе благодаря честному, добросовестному труду, 53% респондентов ответили отрицательно, 41% дали положительный ответ и 3% не смогли определиться с ответом, причем серьезных расхождений во мнениях среди юношей и девушек, а также по возрасту опрашиваемых - нет. Говоря о нравственном отношении к работе, следует отметить, что большинство студентов - 59% считают ту работу хорошей, которая нравится, носит творческий характер, 29% опрощенных считают хорошей любую работу, если она дает хороший заработок. Большая часть студентов колледжа, выбирая между коллективным и индивидуальным трудом, отдают предпочтение коллективному - 59%. Работать, рассчитывая только на себя, хотят 41%.

Особое место среди жизненных ценностей молодёжи занимает образование. Большую заинтересованность студенты колледжа проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность карьерного роста и материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. 55% респондентов считают высшее образование гарантией жизненного успеха, 13% студентов затрудняются ответить на данный вопрос, 32% - отвечают отрицательно.

С каким чувством Вы смотрите в будущее? Отвечая на этот вопрос, 28% студентов колледжа отметили, что смотрят в будущее с тревогой, а порой и с ужасом. Оптимистов оказалось немногим больше - 37%. Прагматиков, спокойно воспринимающих и радости и горести, набралось 29%. В то же время следует отметить, что молодежь по большей части не страшится будущих обстоятельств и оценивает их либо спокойно, а по большей части даже оптимистично.

Показатель отношения молодежи к будущему носит во многом синтетический характер. Он, с одной стороны, воплощает в себе социально-экономическое самочувствие, адаптированность к сложившейся социальной реальности, а с другой стороны, объясняет поведение, отношение к конкретным условиям жизни, учебе, профессиональной подготовке. Как показал анализ полученных результатов, именно ответы на данный вопрос сфокусировали в себе все основные тенденции, противоречия, особенности, которые характеризуют студенчество Лангепасского профессионального колледжа. И, конечно, то, что почти треть студентов колледжа не видят в будущем перспектив, не может не вызывать у нас беспокойство.

Изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи позволяет педагогическому коллективу колледжа определять направленность дальнейшего развития учебного заведения, степень адаптации студентов к новым социальным условиям, инновационный творческий потенциал обучаемых, внедрить в образовательный и воспитательный процессы колледжа программы по становлению и развитию ценностных ориентации молодых людей.

Деев Виктор Павлович,

преподаватель Лангепасского

политехнического колледжа

© 2010-2022