Родительское собрание «Защита прав ребенка, безопасность и профилактика насилия в школе»

Задачи родительского  собрания  «Защита прав ребенка, безопасность  и профилактика насилия в школе»  -  познакомить родителей с различными видами насилия в школе, сформировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.     Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств, является одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации.  Это вызывает  необходимость создания эффективной системы предупреждения насилия и агрессии в отношении детей и подростков, небрежного отношения к ним, профилактики семейного неблагополучия
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание:

«Защита прав ребенка, безопасность

и профилактика насилия в школе»

Задачи собрания:

  • Познакомить родителей с различными видами насилия в школе.

  • Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.

Ход собрания

Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Защита прав ребенка, безопасность и профилактика насилия в школе». Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, в первую очередь, за-щита детей от преступных посягательств, является одним из наиболее прио-ритетных направлений внутренней политики Российской Федерации. Это вызывает необходимость создания эффективной системы предупреждения насилия и агрессии в отношении детей и подростков, небрежного отношения к ним, профилактики семейного неблагополучия.

Вступление

  1. Ознакомление родителей и педагогов с проблемой

Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место примене-ние силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Достаточ-но упомянуть такие распространенные в школах явления, как индиви-дуальная, групповая агрессия, жестокое обращение с одноклассниками, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и т.д., поведенческие реакции от ответной жестокости до суицидальных попыток.

Насилие может проявляться в самых разнообразных формах: от клички

и оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое

поведение, которое нарушает права другого. К тому же акт насилия имеет место даже в том случае, когда человек и не осознает этого. Дело в том, что

дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых, поскольку

не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах. Например, если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в адрес друг дру-га, то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой. Школь-ное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое. Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

• насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказыва-ются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:

1. Внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных

особенностей. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а

ведь около 60 процентов учащихся принадлежат именно к этой возрастной

группе;

2. Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в

себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой)

группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;

3. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе

отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;

4. Традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие

жестокость.

К ним следует отнести:

  • общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характе-

ризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;

  • «политическую» систему учреждения образования, включающую

агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований;

  • особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на нео

боснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;

  • систему взаимоотношений внутри классного коллектива (как референт-ной группы).

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают

того, кто слабее или как-то отличается от других.

2. Рекомендации родителям и педагогам, психолого-педагогическая

помощь ребенку

Как помочь ребенку не стать жертвой школьного насилия? Прежде

всего, реакция должна идти из семьи.

Родителям следует знать:

  • Любой ребенок может быть подвержен школьному и даже детсадов-

скому насилию.

  • Любой ребенок может попасть в группу риска. Поэтому любого ре-

бенка, начиная с первого класса, необходимо предупредить, что его могут дразнить и высмеивать одноклассники.

  • Если ребенок вдруг подвергнется насилию, он тут же, немедленно,

должен рассказать об этом учителю и родителям.

Итак, как не стать жертвой школьного насилия? Вот несколько

полезных советов:


  • Не хвастаться - не своими успехами, не своими родителями, не своими

электронными игрушками.

  • Не показывать свое превосходство над другими.

  • Не демонстрировать свою элитарность.

  • Не игнорировать «решения» класса, если они не противоречат

нравственным нормам человека.

  • Не давать повода для унижения чувства собственного достоинства.

  • Не демонстрировать свою физическую силу.

  • Отыскать себе друга среди ровесников. Еще лучше не одного, а сразу

несколько настоящих друзей.

  • Приглашать одноклассников в гости.

  • Не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками.

  • Научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.

  • Научиться уважать мнение своих одноклассников.

Для того чтобы ребенок не попал в группу риска по школьному

насилию, родителям желательно:


  • Не настраивать его против школьных мероприятий, даже в тех случа ях, когда они кажутся неинтересными и ненужными.

  • Не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитнос- тью» одежды.

  • Учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до

формы одежды на уроках физкультуры.

  • Как помочь ребенку, ставшему жертвой школьного насилия?

  • В случаях насилия над ребенком (при любом насилии) следует погово-

рить с учителем, с детьми и их родителями (если насилие со стороны детей). Если это не помогает, то необходимо идти к директору школы.

  • В крайнем случае, когда ничего не помогло, следует обратиться в управление образования города или района с письменным заявлением.

  • В самых тяжелых случаях насилия необходимо привлекать и адвока-

тов, доводить дело до суда, прокуратуры. Главное в таких случаях - не молчать.

Ребенок имеет право на уважение своего человеческого достоинства, сво- боду совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений. К сожалению, эти права ребенка в школе могут нарушаться. Так,

нарушением права на уважение человеческого достоинства можно считать

различные формы психического насилия, встречающиеся в школе:

  • угрозы, унижения, оскорбления словом и делом со стороны учителей;

  • предъявление к ребенку завышенных требований;

  • систематическая необоснованная критика, высказанная в некорректной

форме;

  • открытая демонстрация негативного отношения к школьнику;

  • «буллинг» (травля со стороны одноклассников);

  • ксенофобия и дискриминация по любому признаку.

Что делать родителям в том случае, если имеет место нарушение прав ре- бенка в школе? Защита прав ребенка в школе - это дело родителей и администрации. Задача родителей - заметить, что права ребенка нарушаются, и сообщить об этом администрации, задача администрации -разобраться.

Если ребенка ударили, то он должен пройти освидетельствование у

школьного врача. В случае отсутствия медицинского работника на месте,

освидетельствование можно пройти в травмпункте или вызвать скорую по-мощь. Дети, подвергшиеся насилию со стороны учителя, могут не признаться родителям сразу, замкнуться и долгое время молчать об этом. Впоследствии медицинское освидетельствование в травмпункте на предмет причинения вреда будет невозможным. К тому времени могут пройти синяки и ссадины.

В случае если ребенок подвергся психическому насилию (запугивание, оскорбления), то пройти освидетельствование можно у школьного психолога или по месту жительства в поликлинике. Родители обязательно должны выявить круг потенциальных свидетелей происшествия. В основном свидетелями бывают дети и учителя, которые сами находятся в зависимости, что вызывает дополнительные сложности. Кроме того, необходимо обратиться с письменным заявлением к директору школы с просьбой разобраться. Обязательно зарегистрировать у секретаря свое обращение и оставить копию письма у себя. Директор обязан по письменному заявлению провести служебное расследование, взять объяснительную с виновных лиц. В случае подтверждения фактов директор должен вынести наказание в отношении учителя. Меры дисциплинарной ответственности педагога определяются Трудовым кодексом РФ. Уволить педагога могут в случае, если подтвердится факт психологического или физического насилия со стороны учителя, пусть даже однократного. Директор также должен сообщить родителям о результатах проверки. В случае, если принятыми мерами директора родители не довольны, то они могут обратиться в полицию или прокуратуру по месту жительства. Можно также обратиться в суд. Обычно в конфликтных ситуациях администрация идет навстречу и проводит внутреннее расследование, чтобы избежать публичной огласки. Если у ребенка произошел конфликт с учителем, сначала попробуйте решить проблему мирно, поговорив с учителем: при любом конфликте нужно выслушать обе стороны. Если это не помогло, обратитесь к директору школы. На основе вашего письменного заявления он обязан провести внутреннее служебное расследование. Приказом по школе создается комиссия, в которую включаются, в том числе ученики или родители, а по результатам работы комиссии принимается решение. Если ребенка обижают другие дети, нужно для начала поговорить с его родителями, возможно, этого будет достаточно. В том случае, если издевательства продолжаются, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних и их прав. За обидчиков младше 14 лет отвечают их родители, которые обязаны компенсировать моральный и материальный ущерб. Если виновнику больше 14 лет, за некоторые деяния он будет отвечать сам.

В приложении 1 представлена «Памятка для родителей: Защищаем

права ребенка в школе»


Литература

1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком.

Причины. Последствия. Помощь. 2-е издание, дополненное и переработанное. - М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010. - 460 с.

2. Анташева Ю. Деятельность школьного социального педагога позащите прав ребенка. - //Социальная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 41-52.

3. Детство без насилия: Программно-методические материалы для педагогов по профилактике жестокого и пренебрежительного отношения к детям. - Авт.-сост: Армеева И.А., Крылова Т.А. и др. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2010. - с. 30-59

4. Ефимова, И.В. Социальная работа в области профилактики и преодоления семейного неблагополучия. - //Социальная педагогика. - 2011. - № 1. - С. 97-100.

5. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада. - Пособие для работников дошкольных учреждений. - ред. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2003

6. Кошелева Е.П. Социально-психологическая помощь детям из неблагополучных семей. - М.: МГПИ, 2008

7. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога по защите

прав ребенка. - //Социальная педагогика. - 2009. - № 5. - С. 33-44.

8. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой и Ю.П.Платонова. СПб.: Речь, 2004.154

9. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. 8-11 классы. - Киров: Вако, 2006

10. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М.: ВАКО, 2009















Приложение 1

«Памятка для родителей: Защищаем права ребенка в школе»

На примере отдельно взятых ситуаций, встречающихся на практике в жизни учащихся, Вашему вниманию предлагается ряд рекомендаций по защите прав несовершеннолетних детей в школе. Как правило, с одной стороны, - незнание, а, с другой стороны, - нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа - ученик - родитель». Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.


  1. Гендерное равенство

Гендерное равенство - это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу. Возможный вариант нарушения - дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка: Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это - дискриминация. Международным правом ироссийским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам. Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация - управление образования - суд.


  1. Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии - это личное дело каждого. Возможный вариант нарушения - представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но

и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка: Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет,и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не

верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах. В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих

религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия,

связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при

этом нарушается норма Закона о светском характере образования. Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии. В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по правам ребёнка.


  1. Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства. Возможный вариант нарушения - разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка: Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании в Российской Федерации» являются

оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к

выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт

3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный

ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с

учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий. В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к

директору школы. Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства

ребёнка.


  1. Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса. Возможный вариант нарушения - ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.

Что делать?

Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать

после операции - опасно для здоровья. Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно. Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование. Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью - запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.


  1. Обязательные дополнительные занятия, факультативы

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными. Возможный вариант нарушения - иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче

экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу. Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.


  1. Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование. Возможный вариант нарушения - удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не допускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это. Если

ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель - тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить

школьника - это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постарайтесь выяснить все обстоятельства конфликта. Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть. Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

10



© 2010-2022