- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час по теме Чернобыль
Классный час по теме Чернобыль
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Черепова Т.В. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Сценарий внеклассного мероприятия
«Чернобыль: это не должно повториться…»
Номинации: «Педагогическая»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с казачьими классами
имени атамана А.В. Репникова»
Черепова Татьяна Викторовна
Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №9
Телефон: 89054402113
Сценарий внеклассного мероприятия
«Чернобыль: это не должно повториться…»
Цели:
- Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии, о подвигах людей в чернобыльской трагедии, способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
- Сформировать уважительное отношение к сохранению исторической памяти, чувства ответственности.
-Воспитать сострадание к чужой беде.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
На фоне музыки ученик читает стихи:
Какое чудесное время - весна!
Вдали голубеют просторы,
Черемуха, словно невеста - бела,
Раскрыла нарядные кроны!
Весенние звуки, как музыка
Вширь,
В груди переливы баяна,
Леса и поля - все проснулось
Теперь,
И эти родные поляны!
Откроешь окно и всей грудью
Вдохнешь
И свежесть утра, и все звуки,
А солнышко брызжет,
Слепит - не возьмешь,
Как ни раскидывай руки.
Ученик в образе ангела: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей сделались полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они сделались горьки» (Библия).
Учитель:
Чернобыль… Небольшое, милое, провинциальное украинское местечко, утопающее в зелени, всё в вишнях и яблоках…
И казалось, что удивительно гармонично и неразрывно ужились здесь красота полесской природы и упрятанные в бетон 4 блока атомной станции, расположенные неподалёку к северу от Чернобыля. Энергоблоки станции находятся на берегу реки Припять, впадающей в Днепр. В канун аварии в 30-ти километровой зоне вокруг АЭС проживало около 110 тысяч человек….Кто мог подумать за день до катастрофы, что нависла над этой цветущей землёй ядерная смерть?
Для тех, кто прямо или косвенно причастен был к трагедии в Чернобыле, время словно бы раскололось на две неравные части: до 26 апреля 1986 года и после…
Ученик:
В тот год почернели деревья,
И лес не оделся листвой.
Пустые дома и деревни пугали своей тишиной
И только чернобыльский ветер
Как коршун кружил над землёй,
Бросая губительный пепел,
На луг, непокрытый травой…
Ученик:
На Чернобыльской АЭС готовились к остановке четвёртого энергоблока из-за планово-предупредительного ремонта. Во время остановки предполагалось провести испытание с отключёнными защитами реактора в режиме полного обеспечения оборудования АЭС. Стали останавливать энергоблок, постепенно снижая мощность реактора. Была отключена система аварийного охлаждения реактора - это и стало одной из грубейших и роковых ошибок. Мощность реактора падала, и началось интенсивное отправление продуктами распада. Работники АЭС испугались такого хода событий и начали поднимать мощность, тем самым подписав себе смертельный приговор. Реактор стал малоуправляемым, способность его к разгону превышала способность имевшейся защиты заглушить аппарат. Аварийная защита реактора была заблокирована. В 1 час 23 минуты 40 секунд реактор вышел из-под контроля, а ещё через 4 секунды произошёл взрыв.
Ученик:
Второй час ночи. Все спокойно…
Вдруг взрыв и выброс пара ввысь…
И взвыли бешено сирены,
В борьбу вступили смерть и жизнь.
Мир содрогнулся. Весть эфиром.
Гудит на разных языках.
Не над Чернобылем, над миром,
Повис радиационный страх.
Ученик:
Реактор четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу 50 тонн испарившегося топлива. Активность в районе аварийного энергоблока составляла от 1000 до 15 000 рентген в час. В результате заражёнными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные и люди, получившие очень сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.
Ученик:
Четвёртый реактор - он дьявольски вздрогнул раскатом.
Замрите, народы! Прощайте, друзья и семья...
Кто в пекло шагнул - как на дот, навалился на атом,
Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.
Кто в пекло шагнул, тот не думал о Смерти и славе,
Он думал о жизни - и только о ней.
Ученик:
Четвёртый реактор - святые бесстрашные лица,
Им, нас защитившим, живым и погибшим - поклон.
Народную боль не заносят в учёные акты.
Мы атом сегодня в той схватке осилить смогли.
Пускай человечество помнит четвёртый реактор.
Ученик:
А в это время внутри еще работали люди. Крыши нет, часть стены разрушена… Погас свет, отключился телефон. Рушатся перекрытия. Пол дрожит. Помещения заполняются то ли паром, то ли туманом, пылью. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Повсюду течет горячая радиоактивная вода.
Ученик:
Огонь и мрак - невидим враг.
До смерти шаг - потом бессмертие.
Ни перестрелок, ни атак.
Но жить лишь так - ценою смерти.
На экране электронные часы отсчитывают секунды.
1 час 26 минут 03 секунды - сработала пожарная сигнализация.
1 час 28 минут - к месту аварии прибыл дежурный караул станции.
1 час 35 минут - на станцию прибыл караул г. Припять.
2 часа 10 минут - сбит огонь на крыше машинного зала.
2 часа 30 минут - подавлен очаг пожара на крыше реакторного отделения.
4 часа 50 минут - огонь в основном локализован.
6 часов 35 минут - пожар ликвидирован.
Учитель:
Тысячи людей приняли участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной радиации, не считаясь с риском для здоровья. Из них 100 тысяч стали инвалидами, более 50 тысяч умерли. У каждого времени - свои герои. Но в этот раз люди столкнулись с врагом страшнее чумы, наводнения, землетрясения и даже страшнее вооруженного до зубов агрессора. Этот враг был неощутим и невидим. Он жесток и коварен, безжалостен и смертельно опасен.
Ученик:
Они выполняли свою работу. А ситуация была необычной - рядом «дышал» смертельным дыханием реактор. Огонь расползался по крыше машинного зала. Страшная невыносимая жара заставила снять респираторы. Битум плавился и тек, наполняя воздух отвратительным удушающим перегаром. Огромный потолок над машинным залом и вспомогательным корпусом с треском падал. Расплавленное покрытие прожигало обувь, одежду, обжигало тело.
Ученик:
Подвиги лейтенанта В. Правика, который со своим нарядом пожарных первым прибыл к месту катастрофы и тушил кровлю машинного зала;
врача скорой помощи В. Белоконя, который оказал первую помощь облучённым;
инженера-физика А. Ситникова, который заглянул в самое сопло реактора и сообщил, что реактор разрушен;
В. Перевозчикова, начальника смены реакторного цеха, который спасал людей;
П. Шабанова - воина-афганца, одного из лучших вертолётчиков, командированного из Афганистана и участвовавшего в полётах над реактором в самой опасной зоне,
А. Перепелицы, который в составе пожарного отделения проводил дизинфекцию жилых домов - эти примеры не только героического поведения людей во время аварки, но и примеры нравственности и чистоты человеческой души.
Из Ставропольского края на ЧАЭС было направлено 3500 работников- как военных так и гражданских специалистов. Из Новоалександровского района в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС принимали участие 138 человек. Многих из них, к сожалению, уже нет в живых. Тридцать ликвидаторов аварии награждены правительственными наградами.
Среди них и жители нашей станицы Расшеватской.
Идет видео ряд фотографий, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
Медалью «За спасение погибших» и знаком «И помнит мир спасенный» награжден Н.И. Беховой, который находился в 30- километровой зоне с 01.12 по 31.13 1987 года,
Воронков В. П.- с 04.03 по 14.05 1987 года,
Гладков В.В. -с 29.08.1986 по 04.02. 1987 года, умер в 2003году,
медалью «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, юбилейным нагрудным знаком «Аварии на Чернобыльской АЭС 20 лет» - С.В. Горлов, который был на ликвидации аварии с 14.07 по 20.08.1986 года, умер в2013 году,
Дробышевский Н.Л.- с 01.12.1987 по 12.02.1988 годы, умер в 2013г., Дурнев А.В. - с 19.06.1988 по 29.09.1988 год,
Зеленин И.Д.- с 03.08.1987 по 08.10.1987год, умер в 2005году,
Маркин И.И.- с 08.05.1987 по 29.07.1987год, умер в 2009году,
Пилюгина Т.И.- с 15.12 1986 по 15.01.1987 года,
Сапунов П.И. - с 09.08.по 30.12 1987гг, умер в 2008году,
Турищев В.И.- с 08.05.по 29.07. 1987г,
Чудинов В.И.- с 09.08.по 30.12. 1987год.
Саркофаг Чернобыльской АЭС
Ученик:
Прикрыв собою людские жизни,
Весь мир и рыжие леса,
Твои защитники, Отчизна,
Уйдут однажды в небеса.
Но журавлиный клин тревожный
Напомнит будущим годам:
- Живите, люди, осторожней,
Храните солнца светлый храм!
Ученик:
В зону заражения попала огромная территория, на которой проживали 17 млн. человек. Большому количеству людей в результате этой аварии пришлось покинуть свои дома и населённые пункты. В общей сложности было эвакуировано более 100 тысяч человек. На месте аварии остался покинутый всеми город Припять с населением 40 тысяч человек. Было проведено отселение людей из 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС. Последствия этой аварии ещё долго будут напоминать о себе.
Учитель:
По данным организации Союз "Чернобыль" из 600000 ликвидаторов 10% умерло и 165000 стали инвалидами....Зафиксировано 10000 случаев уродств у новорожденных, 10000 случаев рака щитовидной железы... ...Зафиксировано 10000 случаев уродств у новорожденных . Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики. "Четвертый реактор, именуемый объектом "Укрытие", по-прежнему хранит в своем свинцово-железобетонном чреве около 200 тонн ядерных материалов. Причем топливо частично перемешано с графитом и бетоном. Что с ними происходит сегодня, не знает никто.
Ученик, переодетый под иностранного журналиста:
«Я только что вернулся из Чернобыля.. Это произвело на меня такое впечатление, что мне трудно говорить. Я видел целый город- пятьдесят тысяч населения- и ни одного человека…Всё пустое. Я бы хотел, чтобы каждый человек побывал здесь, чтобы увидел то, что я увидел. Тогда никто бы не говорил о ядерном оружии. Тогда бы все узнали, что это самоубийство всего мира, и все бы поняли, что мы должны уничтожить ядерное оружие»
Ученик:
Как видим, современные ядерные технологии несут в себе опасность радиационного загрязнения окружающей среды и лучевого воздействия на живые организмы. К сожалению, эксплуатация ядерных объектов показала, что, несмотря на все принимаемые меры, нельзя исключить возможность аварии, в том числе с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.
Учитель:
Четвёртый реактор - святые бесстрашные лица. Им, нас защищавшим, живым и погибшим, низкий поклон. Пускай человечество помнит тех, кто погиб в самой страшной катастрофе XX века.
Прошло 25 лет, а черный день Чернобыльской трагедии продолжает волновать людей: и тех, кого он зацепил своим черным крылом, и тех, кто позднее родился далеко от искалеченной земли. Этот день не прошел бесследно, он расплодил по миру много трагедий; он будет всегда объединять всех одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой. Невиданного масштаба трагедия свалилась на плечи нашего народа. Кто же виновен в ней? Конкретно будто никто ничего специально не делал. Это не провокация, это халатность. Проявления безответственности и легкомысленности накапливались и накапливались - и в один прекрасный апрельский день - вдруг взрыв…
Но где гарантия, что не повторится эта трагедия? Люди, будьте бдительны и осторожны, безответственность порождает трагедию.
Памятник жертвам аварии на Чернобыльской АЭС В городе Чернигове
(Аве Мария,)
Ученик:
В войне неизвестной суровой
Редел ликвидаторов строй
Одни умирали, чтоб снова,
Деревья оделись листвой,
.Кто-то будет из камня высечен,
Кто-то будет забыт как сон
Гибнут первые сотни и тысячи
Мир их праху и низкий поклон.
Памятник жертвам аварии на Чернобыльской АЭС В городе Чернигове
Рефлексия:
- О чем мы сегодня говорили?
- Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?
- Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?
- Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?
- Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?
- Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.
- Молодцы, ребята! Вы все были активны, внимательны, мне было приятно работать с вами!
.