Правовая игра Мой взгляд (8 -9кл)

В Концепции модернизации российского образования  сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Внеклассное мероприятие для девятиклассников, правовая  игра «Мой взгляд» формирует у учащихся правомерное, гуманистически ориентированное поведение.   Цели игры: профилактика правонару...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВОВАЯ ИГРА «МОЙ ВЗГЛЯД»


У того, кто решит изучать все законы не останется

времени их нарушать.

И.В.Гете

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Вольтер


Цели: профилактика правонарушений несовершеннолетних; формирование у учащихся правовых знаний; законопослушного поведения и основ толерантности; развитие правового самосознания; оптимизация познавательной деятельности подростков; воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения к окружающим людям. Развитие памяти, внимания и мышления.

Оборудование: на доске - эпиграфы, названия конкурсов и задания к ним, презентация.

Подготовка к проведению: расставить таблички с названиями команд, жеребьевка учащихся (деление на команды), место для жюри (распечатать оценочные листы), подготовить памятки (по количеству игроков)

Приглашаются: родители, учителя.

Ход мероприятия:

Конкурс «Разминка»

Первый тур «Ситуации»

Второй тур литературный.

Третий тур «Лото»

Тур четвертый «Дискуссия»

Конкурс капитанов «Правовые заморочки»


  1. Вступительное слово.

Я приветствую Вас на нашей правовой игре «Мой взгляд».


  1. Приветствие команд и представление жюри.

В классе формируются три команды: «Кодекс», «Умники и умницы», «Правовые ребята». Ведущий (учитель) представляет членов жюри: Это наши гости ….. (родители - члены попечительского совета).

Конкурс «Разминка»

Каждой команде предлагается 2 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Наивысший балл - 3.

  1. Что такое право? В чем его отличие от морали? (Право -- совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Теесная связь с государством - основное отличие права от морали. Мораль - система принципов и правил, норм поведения, выражающих, принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость).

  2. Назовите основной закон государства. (Конституция закрепляет основы

обществеенного и государственного строя, основные правила и обязянности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности).

З.Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние).

4.Что такое алиби? ( В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте).

5.Что такое превышение пределов необходимой обороны? (Превышение имеет место в том случае, если обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не ни характером нападения, ниреальной обстановкой, и кончается, как правило, либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его).

  1. Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн).

  2. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет).

  3. Что такое презумпция невиновности? (Положение, соаласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке)

Ш. Первый тур

Ведущий объявляет начало первого тура.

С помощью жребия команды получают карточки с ситуациями (по 2), которые необходимо проанализировав оценить и найти верное решение.

Задание оценивается по пятибалльной системе. За существенное дополнение команда может получить на усмотрение жюри от 1 до 3 баллов.

Ответы на вопросы:

Ситуация 1. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Статья 173 КЗОТ

Ситуация 2. (С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Всё остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК

Ситуация 3 Уголовная ответственность наступает с 16 лет, тяжкие преступления - с 14 лет. Статья 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, сдаётся в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ситуация 4. Статья 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет, следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Ситуация 5. Да. Это расценивается как мелкое хулиганство ст. 158. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении -постановка на учет в ИДН.

Ситуация 6. Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

После выполненного задания жюри подводит итоги первого тура.

Второй тур

Ведущий. Мы продолжаем правовую игру «Мой взгляд». Впереди второй тур - литературный. Вам предстоит узнать по описанию знаменитых героев популярных фильмов. Итак, ответы принимаются после поднятия руки, правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.0н почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов)

  1. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. у него есть свой номер,

любое препятствие для него - пустяк. ( Джеймс Бонд, «Агент007», «Живи и дай умереть», «Лицензия на убийство»).

  1. Живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка, его любимая опера - «Волшебная флейта» (Шерлок Холмс)

Задание 3. Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? (Красная Шапочка»).

  2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. ( «Сказка о попе и работнике его - Балде».)

  3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»).

  4. В этой сказке речь идёт о некоем спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»).

  5. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка»)

  6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. ( «Курочка Ряба»).

Жюри подводит итоги второго тура.

Третий тур Конкурс «Лото» (Соединить термин и его объяснение или дату)

  1. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. (Эмансипация)

  2. Выборное лицо, участвующее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, объявляемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель.)

  3. Всеобщая декларация прав человека. (1948г.)

  4. Конвенция о правах ребенка. (1989г.)

  5. Правила, которые оценивают поведение с точки зрения добра и зла. (Мораль)

  6. Всеобщее голосование по какому-либо вопросу, решения которого имеют обязательную силу. (Референдум)

  7. Независимость и самостоятельность государства во внешней политике. (Сувереннитет)

  8. Устойчивая связь гражданина с государством, влекущая за собой равные права и обязанности. (Гражданство)

9. Терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. (Толерантность)

Жюри подводит итоги третьего тура.

Тур четвертый «Дискуссия»

Учитель. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявления о своих правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача -составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка или подискутировать на затронутую тему.

Ситуация1.

Мать. Сколько раз тебе говорить, что после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын. Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Учитель. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?

(Статья 15 Конвенции, утверждающая право на свободу ассоциаций и мирных собраний имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка.)

Ситуация2.

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше; ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные.! Пусть нам другого учителя истории найдут, который поумнее вас.

Учитель. Как ты смеешь, Иванов, со мной так разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили на дискотеку сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?

(Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13)

Ситуация3.

Ведущий. Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.

Учитель. Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров. А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель. А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.

Сидоров. А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантии международного права!

Ведущий. Разъясните, пожалуйста, ситуацию. (В ст.28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства(ст.40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито не преднамеренно).

Ситуация 4

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)

Подведение итогов

Конкурс капитанов

Капитанам команд предстоит поработать следователем. Капитаны с помощью подсказок должны определить о ком идет речь. За ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, со второй - 2 балла; с третьей -1 балл.

Он очень отважный полицейский.

Его партнёр - человек.

Он - породистый пёс. ( Комиссар Рекс.)

Он - герой, защитник будущего.

Он - необычный персонаж.

Он мутант. (Черепашка-нинздзя.)

Он круглобокий.

Его очень любят дети.

Он ушёл от бабушки. (Колобок)

Конкурс «Правовые заморочки».

«Ребенок тоже человек»

Нецензурная брань учащегося в школе - это издержки воспитания или противоправное деяние? (КоАП, статья 158, мелкое хулиганство)

Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? ('УК статья 20)

Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе? ('УК статья 20)

До какого возраста человек является ребенком? (До 18 лет)

С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, статья 57, с 10лет.)

Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - мать или отец? (СК , статья 61, равенство прав родителей.)

Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения (СК статья 60, с согласия родителей.)

Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (Охранять и защищать права детей.)

На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей.)

Пока жюри подводит итоги

Конкурс «Черный ящик»

Узнайте, что в черном ящике.

Это волнует людей во многих странах мира. С этим в цивилизованных странах нельзя приходить на работу, не пускают в общие вагоны поездов, салоны самолетов. Это в РФ, запретили в школах, вузах, кинотеатрах. Что за предмет лежит в черном ящике?

( Сигарета)

Подведение итогов.

Учитель Помните, что знать свои права и выполнять свои обязанности очень важно, потому, что только так можно воспитать в себе подлинно свободную личность, способную сделать осознанный правовой выбор.

Прочитать памятки, полученные в начале игры.

Памятка «Я имею право...»

Сказать «Я имею право...» означает:

ты знаешь, что такое закон и право;

ты знаешь, что такая возможность в законе записана;

ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;

ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.

Памятка «Важные правила»

Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.






ПРИЛОЖЕНИЯ


Конкурс «Разминка»


1.

Что такое право? В чем его отличие от морали?

2.

Назовите основной закон государства

3.

Что такое преступление?

4.

Что такое алиби?

5.

Что такое превышение пределов необходимой обороны?

6.

Назовите основные государственные символы.

7.

С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?

8.

Что такое презумпция невиновности?




Первый тур «Ситуации»


1.

16-летннй подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

2.

12 летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Лёша предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!»

Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

3.

Три ученика школы решили украсть видеомагнитофон, но их увидели и отвели в полицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому всё равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?

4.

Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь! Всё равно ничего не будет!» Прав ли он?

5

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

6

Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции. Будут ли ребята наказаны?

Третий тур «Лото»

(3 экземпляра - разрезать и выдать каждой команде в конверте)


Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным.

Эмансипация

Выборное лицо, участвующее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, объявляемого в совершении преступления.


Присяжный заседатель

Всеобщая декларация прав человека.


1948г.

Конвенция о правах ребенка.


1989г.

Правила, которые оценивают поведение с точки зрения добра и зла

Мораль

Всеобщее голосование по какому-либо вопросу, решения которого имеют обязательную силу

Суверенитет

Независимость и самостоятельность государства во внешней политике

Референдум

Устойчивая связь гражданина с государством, влекущая за собой равные права и обязанности.


Толерантность

Терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции.


Гражданство

Конкурс капитанов «Правовые заморочки»

(выбрать билет)

Нецензурная брань учащегося в школе - это издержки воспитания или противоправное деяние?

Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?

Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе?

До какого возраста человек является ребенком?

С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства?

Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - мать или отец

Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения?

Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка?

На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей?



Оценочный лист



Кодекс

Умники и умницы

Правовые ребята

«Разминка»




Первый тур

«Ситуации»




Второй тур литературный.





Литературный.




Третий тур «Лото»





Тур четвертый «Дискуссия»





Конкурс капитанов

(разминка)




Конкурс капитанов

«Правовые заморочки»







© 2010-2022