Проектная работа на конкурс, посвященный 40-летию строительства БАМа

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Всероссийский детско-юношеский исторический конкурс








"Развитие транспортных артерий родного края".







Посвященный 40-летию начала строительства БАМа.



Корбесова Гиули ученица 11 класса

МБОУ СОШ с.Фиагдон Ардонского района РСО-Алания

Руководитель: Баракова Б.Д.

«Дорога - эта жизнь», - говорили в древности. Дорога в жизни каждого народа имела важное значение в его развитии. Вблизи важнейших сухопутных и водных путей возникали города, государства и целые цивилизации. Примеров тому множество - Египет (Нил), Вавилон(Тигр и Евфрат), Индия (Инд и Ганг), Китай (Янцзы и Хуанхэ), Киевская Русь (Днепр), «Путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь» из Китая до Византии, связавший Восток с Западом, знаменитые римские дороги «Все дороги ведут в Рим», горные дороги империи инков и мн. др. В начале. ХIХ века к сухопутным и водным дорогам прибавилась железнодорожная сеть, а в начале ХХ века - воздушные пути. В современном обществе дорожно-транспортная система имеет очень важное значение в развитии не только экономике, но и др. сфер общества. Транспортная система сегодня очень разнообразная от сухопутной, водной, воздушной, трубопроводной, электронной до космической.

Россия занимает первое место в мире по площади территории - свыше 17 млн.кв.км. Она расположена в двух частях света- Европе и Азии, омывается водами трёх океанов. Бассейны великих рек протекают по бескрайним равнинным просторам, которые с юга страны опоясываются цепью горных вершин (Кавказ, Алтай, Саяны). Разнообразна и богата природа нашей великой Родины и это способствует развитию разнообразной дорожно-транспортной системы.

В России существуют все виды транспорта, но всё же, главное место в транспортной системе страны занимают железные дороги, т.к. они обеспечивают самые массовые перевозки и имеют не только народно-хозяйственное, но и стратегическое значение. Первые железные дороги в России появились в 30-е г. ХIХ в. В 1851 г. Была проложена линия из Петербурга в Москву, в1857г. было учреждено Главное общество российских железных дорог. В 1861г. в стране было построено - 1488 вёрст железных дорог, а в начале. ХХ в. - 47800 вёрст, сегодня их более - 86 тыс.км, что является третьем показателем в мире после США и Китая. В ХХ веке в истории страны было много великих строек. Сейчас исполняется 40 лет сначала строительства БАМа - Байкала-Амурской железнодорожной магистрали - ударной молодёжной стройки, связавшей Дальний Восток с европейской частью страны.

Одна из небольших по площади территорий республик в составе Российской Федерации это- Республика Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) - мой родной край. Осетия находится в самом центре Кавказа. Большой Кавказский хребет разделяет Осетию на две части- на северном склоне хребта расположена - Северная Осетия, на южном - Южная Осетия. Осетию разделяют не только горные вершины, но и политические границы. Единая Осетия в кон. ХVIII века (1774г.) сделала исторически правильный шаг - добровольно вошла в состав России. Но недальновидная политика чиновников (и царского и советского периодов) привила к искусственному разделению единого народа на две части. Административно - территориально Южная Осетия была присоединена к Грузии. После распада страны Южная Осетия вышла из состава Грузии и провозгласила свою независимость. Россия признала свободу и независимость Южной Осетии и оказала ей всестороннюю помощь. Я, как и все осетины, верю и надеюсь, что в скором будущем Осетия будет единой республикой в составе РФ.

Площадь республики Северной Осетии -Алания составляет всего - 8тыс.кв.км. Протяжённость с севера на юг - 144км, с запада на восток - 127км и большая часть этой территории- горные районы. Геополитическое положение Осетии определяется её военно-стратегическим положением. Через территорию республики проходят кратчайшие пути - Транскавказская магистраль и Военно-Грузинская дорога, которые соединяют Россию со странами Закавказья - это так называемый «Осетинский коридор» в Закавказье. Веками основным видом передвижением в горах были - гужевой и вьючный транспорт, но после присоединения Осетии к России в ХIХ веке были построены две перевальные дороги: Военно-Грузинская через Дарьяльское ущелье (построена в 1814г.) и Военно-Осетинская через Алагирское ущелье (построена в 1868г.).

Транспорт - очень важная отрасль хозяйства любой страны. В нашей республики, несмотря на её небольшие размеры, есть хорошо развитая транспортная система и она весьма разнообразна. Автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный, электронный, гужевой и канатно-подвесной виды транспорта осуществляют разнообразные перевозки как людей, так и грузов. Но, всё же, в транспортной системе Осетии, именно автотранспорт занимает ведущее место по степени важности из-за горного рельефа и небольшой площади территории. Сеть автодорог республики постоянно расширяется и реконструируется. В середине ХХ века протяжённость их составляла более 1тыс.км, а в кон. ХХ века более - 2300км. Пропускную способность автодорог обеспечивают - 276 мостов и 14 тоннелей. Среди автодорог республики самым «главным» является - Транскам - «южные ворота» России на Кавказе.

Вторым, по степени важности, в Осетии является железнодорожный транспорт. В сер. ХIХ века возникла и к начале ХХ века была создана мощная промышленно- производственная база цветной металлургии Осетии. В 1902г. только на одном Садонском руднике было добыто - 1303686 пудов серебросвинцовых и цинковых руд. Тогда же был пущен во Владикавказе металлургический завод «Алагир» (позже - «Электроцинк» - флагман цветной металлургии страны). Подъём промышленного производства в Осетии вызвал острую необходимость строительства железных дорог. В 1875г. город Владикавказ был связан с другими городами России железнодорожной веткой по линии Грозный - Петровск- Баку, а позже сеть была расширена - Владикавказ-Новороссийск (к морю) и Владикавказ - Царицыно (к Волге). Владикавказ стал одним из крупных транспортных узлов всего Северного Кавказа. К концу ХХ века в Осетии было построено - 149км железных дорог. Сегодня железнодорожный транспорт обеспечивает экономические связи Осетии с другими регионами России и Ближнего зарубежья.

Третий, по значимости, в республике - авиационный транспорт, занимается перевозками пассажиров и грузов на сверхдальние маршруты и осуществляет связь с крупными центрами России(Москва, Петербург, Волгоград, Сочи и др.) и Дальнего зарубежья. Владикавказский аэропорт- Беслан - воздушные ворота Осетии, построен в начале 80-х гг. ХХ века и отвечает всем современным требованиям. В республики развито так же сеть трубопроводного и электронного видов транспорта. Через Осетию проходят сети разных магистральных газопроводов - Сев.Кавказ -Закавказье, Моздок -Тбилиси, Моздок - Невинномысск, Ставрополь -Грозный и др. Роль гужевого и канатно-подвесного транспорта республики в перевозках грузов и пассажиров не велика.

В транспортной системе республика очень важен и городской транспорт. В Осетии всего шесть городов, но 2/3 всего населения республики проживает в городах и посёлках городского типа. Данные на начале ХХI века говорят, что численность населения Осетии составляет всего - 701 тыс.человек и из них городское население - 456,9тыс.человек,а сельское население - 244,1тыс. человек. Плотность населения Осетии - 87,6 человек на кв.км, а во Владикавказе - 1 118 человек на кв.км. Почти половина населения республики проживает в её столице - Владикавказе, чего нет ни в одном из субъектов Российской Федерации. После присоединения Осетии к России в1784г., по просьбе горцев- осетин и для их защиты, была заложена русская военная крепость - Владикавказ. Журнал «Всемирное обозрение» в середине ХIХ века писал: «Крепость Владикавказ заложена в 1784г. при реке Терек у самого почти подножия Кавказских гор на месте бывшего осетинского аула Капкай». В1860г. крепость была преобразована в г.Владикавказ: «В целях развития на Кавказе торговли, промышленности и водворения начал мирной гражданской жизни»,- говорилось в царском указе о преобразовании крепости в город. За короткий период. Владикавказ стал крупным административным ,экономическим и культурным центром не только Осетии ,но и всего Северного Кавказа. В 1863г.в городе был открыт чугунный мост через р.Терек, который просуществовал 100лет.а в 1904 г. был пущен в эксплуатацию первый трамвай , он стал одним из первых в стране. Протяжённость одноколейных трамвайных линий была- 8,5 км. По трём трамвайным маршрутам ездили 12 моторных вагонов. Тогда же был сооружён первый на Сев. Кавказе железобетонный трёхарочный мост, который сохранился до сих пор ,но как пешеходный. Трамвай и сегодня остаётся визитной карточкой Владикавказа наряду со «Столовой горой» и Проспектом Мира. Сегодня протяжённость трамвайных линий города составляет почти 28км. Во Владикавказе с1968г. действует и детская железная дорога - Малая Сев.Кавказская железная дорога им.В.Терешковой - одно из достопримечательностей нашего города.

В транспортной системе Владикавказа и др. городов республики сегодня очень важен и городской автотранспорт. Из Владикавказа отходят в разных направлениях шесть радиальных автодорог на Нальчик, Тбилиси, Грозный, Алагир, Дигора, Моздок. Функции столицы Осетии сегодня весьма разнообразны - Владикавказ не только крупный транспортный узел, но и административный, промышленный, научный, культурный центр Осетии и всего региона. Город Беслан - промышленный, административный и транспортный центр на пересечении важнейших транспортных магистралей государственного значения. Это самый крупный в Осетии транспортный узел, находящийся на железнодорожной магистрали Ростов-на-Дону - Баку. Через Беслан проходят и автомагистрали на Ростов-на -Дону, Баку и Тбилиси. Беслан - это и «воздушные ворота» республики через которые осуществляются экономические связи Осетии с другими регионами страны и Ближнего зарубежья. Алагир - промышленный и административный центр, связующее звено между горными и равнинными территориями, транспортный узел на пути Транскама, связан с Бесланом и Владикавказом железнодорожной линией с 1923г.

Характеризуя транспортную систему Осетии можно уверенно сказать, что в нашей республике есть все виды транспорта за исключением водного. Осетия не имеет выхода к морю, а реки наши - несудоходны. Мощь горных рек используется для выработки электроэнергии. Первая электростанция в Осетии была построена в 1897 г, а в1934г. была построена Гизельдонская ГЭС-первая в стране высоконапорная ГЭС, а действующая сейчас Зарамагская ГЭС №1 так же является одной из самых высоконапорных в России.

Сегодня Осетия самая густонаселённая, многонациональная (свыше 100 наций и народностей) и многоконфессиональная республика в Российской Федерации, а следовательно самая толерантная и веротерпимая. Самая «транспортная» республика - густой транспортный узел на юге России, от важнейших перевальных дорог до огромного количества перевозок на дорогах. Только за один 1998г. объёмы перевозок транспортом Осетии составили: железнодорожный транспорт - 775тыс.чел. и 987 тыс. тонн грузов; авиатранспорт - 62,7 тыс.чел. и 1,7тыс.грузов; автотранспорт - 71500 чел. и 620,4 тыс.тонн грузов.

В прошлом, отсталая окраина России - Осетия, сегодня успешно развивающаяся республика с развитой транспортной системой. «Дорогу осилит идущий»,- гласит народная мудрость и наша Осетия в составе России, вместе с другими народами, идёт по пути прогресса в будущее, к счастью и процветанию.


© 2010-2022