Внеклассное мероприятие «По дорогам памяти. По тропинкам боли»

В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.Мероприятие направлено на знакомство учащихся с такими явлениями как национализм, толерантность, Холокост.Освещение данной темы с использованием активных форм и приемов; Способствует повышению общей культуры учащихся, формированию установок и навыков толерантного поведе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

«По дорогам памяти. По тропинкам боли»

Учитель истории МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Пскова

Участники: 9у заочная группа

Цель: получение учащимися знаний и умений, необходимых для самореализации в современном мире.

Задачи:

  1. Создание условий для знакомства учащихся с такими явлениями как национализм, толерантность, Холокост;

  2. Освещение данной темы с использованием активных форм и приемов;

  3. Повышение общей культуры учащихся, формирование установок и навыков толерантного поведения;

  4. Развитие коммуникативных навыков, информационной грамотности учащихся;

  5. Активизация познавательной деятельности школьников;

  6. Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии.

Актуальность:

В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма - всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.

Но результаты проведенного среди участников образовательного процесса социологического опроса (Приложение №1) показали, что, ни несовершеннолетние учащиеся, ни учащиеся старше 18 лет, ни родители не знают ничего о Холокосте, мало знают о политике геноцида в годы Второй мировой войны.

Некоторые результаты опроса:

«Знакомо понятие Холокоста»

«Смогли назвать концлагеря»

Хотели бы узнать новую информацию о геноциде, о Холокосте

учащиеся несовершеннолетние - 75%

учащиеся старше 18 лет - 100%

родители - 50%

учителя - 100%

Предпочитаемые источники получения информации:

Ожидаемые результаты:

  1. Учащие получат знания о малоизучаемых в школьной программе страницах истории Второй мировой войны - Холокосте;

  2. Расширить информационного поля по теме Холокоста, как наиболее показательной темы, возможной основы для формирования толерантности;

  3. Развитие познавательной активности, умение создавать проекты, сравнивать, анализировать и делать выводы;

  4. Развитие межличностных отношений.

Форма:

Виртуальная экскурсия

Время проведения:

Подготовка, проведение социологического опроса, творческая мастерская - в течение недели

Виртуальная экскурсия по экспозициям - 1 час

Дидактические средства:

Фильмы:

«Последний этап » (1948).

«Пианист», «Список Шиндлера» «Ночь и туман», «Выбор Софи», «Жизнь прекрасна», «Шоа», «Мальчик в полосатой пижаме», «Бункер», «Остров на Птичьей улице» (1997), «Нерожденный» (2009)

Книги:

В. Гроссман «Треблинский ад»

В. Гроссман., И. Эренбург «Черная книга»

«Дневник Анны Франк»

Этапы:

Название

Цель

Учитель

Ученики

1

Организационный

1. Определить стартовый уровень знаний по проблеме Холокоста;

2. Смотивировать на восприятие темы Холокоста

Сбор инициативной группы

Обсуждение темы

Подача первичной информации

Выбор вида деятельности, социальной роли:

- интервьюер

- экскурсовод

- оформитель

Определение творческих групп. Целей и мотивов о работы.

2

Деловая игра

«Социологический опрос»

(Приложение №1)

Развить

коммуникативные навыки, навыки выделения главного, анализа полученных результатов, составления дальнейшего плана действий на основе полученных данных

Знакомство учащихся творческой группы с алгоритмом подготовки и проведения игры

Создание условий для подготовки и проведения деловой игры.

1.Разработка вопросов для опроса

2.Знакомство с правилами проведения социологического опроса

3. Проведение социологического опроса среди учащихся, учителей, родителей

4. Подсчет и анализ результатов

3

Творческая мастерская

Создать условия для повышения информационной грамотности

учащихся;

активизации

познавательной деятельности школьников; развитие творческих способностей

Организация работы творческой группы. Помощь в поиске и отборе материала.

Создание атмосферы сотруднчичества.

1.Знакомство с художественными, наглядными , информационными источниками по теме.

2.Подбор материала для оформления экспозиций - для проведения виртуальных экскурсий

3.Подбор материалов для подготовки буклетов

4.Оформление материала в виде экспозиций и буклета (Приложение №2)

4

Виртуальная экскурсия

Активизация

познавательной деятельности учащихся

Корректировка передвижения учащихся по экспозициям. Помощь в организации экспозиций.

Проведение экскурсий по стендовым экспозициям.

(Приложение №3)

5

Подведение итогов

Систематизация новых знаний, построение дальнейшего маршрута

Педагогический анализ мероприятия

Обмен мнениями.

Список использованной литературы

1. Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945.-М.,2002.

2. За гранью понимания. Философы и богословы о холокосте./под. ред. Дж.К.Рота, М.Беренбаума.-Киев,2003.

3. Черная книга/ сост. В.Гроссман , Ил. Эренбург.- Запорожье.,1991.

Ресурсы Интернет

1. Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: holocf.ru

2. Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /un.org/russian/holocaustremembrance/


Приложение №1

Деловая игра «Социологический опрос»

Алгоритм

  • Обсуждение проблемы (возможно после просмотра документального фильма, прочтения книги)

  • Постановка цели исследования

  • Составление вопросника (индивидуально, коллективно, совместно с учителем, учителем)

  • Подготовка интервьюера (правила поведения, обращения к респондентам)

  • Проведение опроса (среди родственников, посторонних людей, учащихся школы, группы)

  • Подсчет результатов (перевод в процентное соотношение)

  • Графическое изображение результатов (график, диаграмма)

  • Обсуждение результатов

  • Анализ своей работы (понравилось, вызывало трудности, реакция окружающих на опрос, необходимость дальнейшей работы в данном направлении)

Вопросы:

1. Что Вы слышали о политике немцев во время Второй мировой войны в отношении мирного населения завоеванных государств?

2. Слышали ли Вы такое понятие Холокост?

3. С чем оно связано?

4. Что такое концлагеря?

5. Какие названия концлагерей Вы можете назвать?

6. Смотрели ли Вы какие-нибудь фильмы, связанные с данной темой?

7. Знакомы ли Вам книги по данной тематике?

8. Хотели бы Вы узнать поподробнее о теме Холокоста? Да Нет

а) из рассказов

б) книг

в) фильмов

г) экскурсий

9. Что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в крайних ситуациях?




Приложение №3

Виртуальная экскурсия

Технология проведения:

Несколько команд (по группам) получают маршрутные листы в соответствии, с которыми и передвигаются по экспозициям.

Задача на экспозициях:

а) прослушать материал

б) выполнить задания

Экскурсоводы проставляют в маршрутных листах баллы.

Экспозиции

  1. Терминологическая

  • Освещение терминов: национализм, шовинизм, ксенофобия, геноцид, Холокост, толерантность

  • Форма - стендовый доклад с выполнением заключительного задания. Соединить понятия, их объяснения, исторические примеры

  1. Политика фашистской Германии в годы Второй мировой войны

  • Планы немецкого командования в отношении других наций, евреев.

  • Форма: работа с источниками - ответить на вопросы


  1. Лагеря смерти

Форма - литературно-музыкальная композиция с использованием кадров из фильма «Ночь и туман»

Задание - написать творческие строчки в книгу «Мысли во времени». В течение 1 минуты учащиеся записывают свои мысли связаны с заданным словом - геноцид.

4. Заключительный:

Сбор маршрутных листов. Подведение итогов мероприятия.

Предложение выполнить творческие задания - для оформления выставки рисунков, рефератов, стихотворений по данной тематике.

© 2010-2022