- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие «По дорогам памяти. По тропинкам боли»
Внеклассное мероприятие «По дорогам памяти. По тропинкам боли»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Васильева Н.В. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие
«По дорогам памяти. По тропинкам боли»
Учитель истории МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Пскова
Участники: 9у заочная группа
Цель: получение учащимися знаний и умений, необходимых для самореализации в современном мире.
Задачи:
-
Создание условий для знакомства учащихся с такими явлениями как национализм, толерантность, Холокост;
-
Освещение данной темы с использованием активных форм и приемов;
-
Повышение общей культуры учащихся, формирование установок и навыков толерантного поведения;
-
Развитие коммуникативных навыков, информационной грамотности учащихся;
-
Активизация познавательной деятельности школьников;
-
Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии.
Актуальность:
В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма - всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.
Но результаты проведенного среди участников образовательного процесса социологического опроса (Приложение №1) показали, что, ни несовершеннолетние учащиеся, ни учащиеся старше 18 лет, ни родители не знают ничего о Холокосте, мало знают о политике геноцида в годы Второй мировой войны.
Некоторые результаты опроса:
«Знакомо понятие Холокоста»
«Смогли назвать концлагеря»
Хотели бы узнать новую информацию о геноциде, о Холокосте
учащиеся несовершеннолетние - 75%
учащиеся старше 18 лет - 100%
родители - 50%
учителя - 100%
Предпочитаемые источники получения информации:
Ожидаемые результаты:
-
Учащие получат знания о малоизучаемых в школьной программе страницах истории Второй мировой войны - Холокосте;
-
Расширить информационного поля по теме Холокоста, как наиболее показательной темы, возможной основы для формирования толерантности;
-
Развитие познавательной активности, умение создавать проекты, сравнивать, анализировать и делать выводы;
-
Развитие межличностных отношений.
Форма:
Виртуальная экскурсия
Время проведения:
Подготовка, проведение социологического опроса, творческая мастерская - в течение недели
Виртуальная экскурсия по экспозициям - 1 час
Дидактические средства:
Фильмы:
«Последний этап » (1948).
«Пианист», «Список Шиндлера» «Ночь и туман», «Выбор Софи», «Жизнь прекрасна», «Шоа», «Мальчик в полосатой пижаме», «Бункер», «Остров на Птичьей улице» (1997), «Нерожденный» (2009)
Книги:
В. Гроссман «Треблинский ад»
В. Гроссман., И. Эренбург «Черная книга»
«Дневник Анны Франк»
Этапы:
Название
Цель
Учитель
Ученики
1
Организационный
1. Определить стартовый уровень знаний по проблеме Холокоста;
2. Смотивировать на восприятие темы Холокоста
Сбор инициативной группы
Обсуждение темы
Подача первичной информации
Выбор вида деятельности, социальной роли:
- интервьюер
- экскурсовод
- оформитель
Определение творческих групп. Целей и мотивов о работы.
2
Деловая игра
«Социологический опрос»
(Приложение №1)
Развить
коммуникативные навыки, навыки выделения главного, анализа полученных результатов, составления дальнейшего плана действий на основе полученных данных
Знакомство учащихся творческой группы с алгоритмом подготовки и проведения игры
Создание условий для подготовки и проведения деловой игры.
1.Разработка вопросов для опроса
2.Знакомство с правилами проведения социологического опроса
3. Проведение социологического опроса среди учащихся, учителей, родителей
4. Подсчет и анализ результатов
3
Творческая мастерская
Создать условия для повышения информационной грамотности
учащихся;
активизации
познавательной деятельности школьников; развитие творческих способностей
Организация работы творческой группы. Помощь в поиске и отборе материала.
Создание атмосферы сотруднчичества.
1.Знакомство с художественными, наглядными , информационными источниками по теме.
2.Подбор материала для оформления экспозиций - для проведения виртуальных экскурсий
3.Подбор материалов для подготовки буклетов
4.Оформление материала в виде экспозиций и буклета (Приложение №2)
4
Виртуальная экскурсия
Активизация
познавательной деятельности учащихся
Корректировка передвижения учащихся по экспозициям. Помощь в организации экспозиций.
Проведение экскурсий по стендовым экспозициям.
(Приложение №3)
5
Подведение итогов
Систематизация новых знаний, построение дальнейшего маршрута
Педагогический анализ мероприятия
Обмен мнениями.
Список использованной литературы
1. Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945.-М.,2002.
2. За гранью понимания. Философы и богословы о холокосте./под. ред. Дж.К.Рота, М.Беренбаума.-Киев,2003.
3. Черная книга/ сост. В.Гроссман , Ил. Эренбург.- Запорожье.,1991.
Ресурсы Интернет
1. Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: holocf.ru
2. Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /un.org/russian/holocaustremembrance/
Приложение №1
Деловая игра «Социологический опрос»
Алгоритм
-
Обсуждение проблемы (возможно после просмотра документального фильма, прочтения книги)
-
Постановка цели исследования
-
Составление вопросника (индивидуально, коллективно, совместно с учителем, учителем)
-
Подготовка интервьюера (правила поведения, обращения к респондентам)
-
Проведение опроса (среди родственников, посторонних людей, учащихся школы, группы)
-
Подсчет результатов (перевод в процентное соотношение)
-
Графическое изображение результатов (график, диаграмма)
-
Обсуждение результатов
-
Анализ своей работы (понравилось, вызывало трудности, реакция окружающих на опрос, необходимость дальнейшей работы в данном направлении)
Вопросы:
1. Что Вы слышали о политике немцев во время Второй мировой войны в отношении мирного населения завоеванных государств?
2. Слышали ли Вы такое понятие Холокост?
3. С чем оно связано?
4. Что такое концлагеря?
5. Какие названия концлагерей Вы можете назвать?
6. Смотрели ли Вы какие-нибудь фильмы, связанные с данной темой?
7. Знакомы ли Вам книги по данной тематике?
8. Хотели бы Вы узнать поподробнее о теме Холокоста? Да Нет
а) из рассказов
б) книг
в) фильмов
г) экскурсий
9. Что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в крайних ситуациях?
Приложение №3
Виртуальная экскурсия
Технология проведения:
Несколько команд (по группам) получают маршрутные листы в соответствии, с которыми и передвигаются по экспозициям.
Задача на экспозициях:
а) прослушать материал
б) выполнить задания
Экскурсоводы проставляют в маршрутных листах баллы.
Экспозиции
-
Терминологическая
-
Освещение терминов: национализм, шовинизм, ксенофобия, геноцид, Холокост, толерантность
-
Форма - стендовый доклад с выполнением заключительного задания. Соединить понятия, их объяснения, исторические примеры
-
Политика фашистской Германии в годы Второй мировой войны
-
Планы немецкого командования в отношении других наций, евреев.
-
Форма: работа с источниками - ответить на вопросы
-
Лагеря смерти
Форма - литературно-музыкальная композиция с использованием кадров из фильма «Ночь и туман»
Задание - написать творческие строчки в книгу «Мысли во времени». В течение 1 минуты учащиеся записывают свои мысли связаны с заданным словом - геноцид.
4. Заключительный:
Сбор маршрутных листов. Подведение итогов мероприятия.
Предложение выполнить творческие задания - для оформления выставки рисунков, рефератов, стихотворений по данной тематике.