Программа внеурочной деятельности 5-9 классы

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1

г. Новокуйбышевск










«Быть человеком»

программа

воспитания и социализации обучающихся

на ступени основного общего образования















Разработала:

Романова Юлия Борисовна













2013год

Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества.

С. Михалков

Пояснительная записка


Настоящая программа воспитательной работы социальной ориентации основана на положениях воспитательной концепции М.И. Рожкова, П.В. Байбородовой «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка».

Программирование воспитательного процесса в классном коллективе опирается на научные труды авторов Петербургской концепции воспитательной системы социальной ориентации Е.Н. Барышникова, И.А. Колесниковой, В.Г. Воронцовой.

Основой при организации воспитательной работы в классном коллективе является теория коллектива А.С. Макаренко, где предполагается тесная связь социального коллектива с окружающим социальным пространством, что способствует его преобразованию и улучшению.

Содержание воспитательной работы реализуется через технологию И.П. Иванова «Педагогика общей заботы», где классный коллектив выступает как некая ячейка общества, способствующая социализации и преобразованию социума.

Программа воспитательной работы разработана с учетом следующих нормативных документов:

- Конституция РФ;

-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Письмо Минобразования РФ от 15 декабря 2002 года N 30-51-914/16

[О минимальном объеме социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования]. Во исполнение Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22 августа 2004 г. № 124 - ФЗ;

- Устав школы;

- Воспитательная программа ГБОУ гимназии № 1

- Положение о классном руководстве;

- Должностные и функциональные обязанности классного руководителя.

Воспитание, как социально ориентированный процесс, предполагает целенаправленные действия по созданию условий для формирования личности, обладающей компетенциями важными при ее социализации:

- коммуникабельность;

- способность работать в коллективе;

- умение находить нестандартные решения;

- навыки самоорганизации;

- гибкость в отношении к изменению требований;

- выносливость и целеустремленность.

Создание таких условий возможно через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, досуговой и практической деятельности, при использовании непосредственного опыта - передачи из рук в руки необходимых жизненных знаний, умений, навыков - и анализа его продуктивности и духовно-нравственной ценности.

Базовым направлением нашего образовательного учреждения является обеспечение статуса успешности и защищенности выпускников школы.

Целью педагогического коллектива школы является создание психолого-педагогического пространства, способствующего социальной и профессиональной адаптации обучающихся в современном обществе.

Изучение социального запроса родителей к обучению и воспитанию их детей в школе показало, что большинство семей на первый план ставят подготовку своего ребенка к комфортной жизни в условиях модернизации и инновационного развития государства.


Актуальность

В настоящее время возникла большая опасность - разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Необходимо создать условия для того, чтобы научить ребенка видеть Человека в человеке, и, прежде всего, Человека в самом себе, помочь раскрыть самое прекрасное, что заложено в каждом ребенке, поверить в себя, дорожить своим здоровьем и своей жизнью, беречь традиции своего рода, научить жить, чтобы быть Человеком.

Курс «Быть человеком», противопоставит моральным антиценностям современного общества традиционные ценности российской культуры. Именно традиционные ценности российской культуры могут явиться основой духовно-нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современного школьника.

Выстраивается курс с позиций гуманистической педагогики, поддерживая мысль Ш.А. Амонашвили о том, что именно в ней "возрождается суть духовного развития и становления растущего человека, суть трудности пути такого становления, и мыслится, что всё остальное содержание в виде знаний и умений должно быть им усвоено на почве духов­ности и нравственности".

Программа курса предлагается учащимся как внеурочная деятельность в рамках внедрения ФГОС. Она направлена на развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру поведения в обществе. Программа ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а также ценностной традицией для истории России является православная культура). Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.

Курс рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю). В процессе работы с детьми выделились следующие проблемы:

- ограниченный круг знаний и интересов детей;

- бедность опыта взаимодействия с различными социальными группами;

- затруднения в учебной деятельности, связанные с адаптацией на новой ступени обучения;

- различный социальный статус, уровень жизни семей обучающихся;

- разный уровень психофизического развития детей;

Данные проблемы определили цель воспитательной работы с классным коллективом.

Цель курса - сохранение духовно-нравственного и физического здоровья, через приобщение к культурным ценностям.

Здоровье ребенка определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и взаимодействием с окружающим миром. Эмоциональное, психическое здоровье обеспечивает физическое здоровье.

Для достижения цели необходимо решить ряд следующих воспитательных задач:

  • раскрытие и углубление понятий о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одной из главных ценностей жизни;

  • развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;

  • сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

В основе деятельности лежат пять принципов воспитания:

1. Принцип гуманистической ориентации воспитания;

2. Принцип социальной адекватности воспитания;

3. Принцип индивидуализации воспитания школьников;

4. Принцип социального закаливания детей;

5. Принцип создания воспитывающей среды.

На основе анализа научных исследований процесса социализации школьников, представляем его содержание в виде следующих взаимосвязанных компонентов:

  1. Коммуникативно-деятельный компонент;

  2. Когнитивный компонент;

  3. Социально-поведенческий компонент;

  4. Ценностный компонент.

С учетом компонентов процесса социализации и возрастных особенностей обучающихся программа воспитательной работы состоит из трех этапов:

1 этап - «Испытание» - 5 - 6 класс

Специфика воспитательной работы на данном этапе определяется следующими возрастными особенностями:

- возрастание поисковой активности, проба сил в различных видах деятельности;

- непостоянство интересов, легковерность;

- желание обрести самостоятельность;

- потребность в продуктивной совместной деятельности.

Цель: создание условий для приобретения социального опыта в различных видах деятельности.

Задачи:

  1. Мотивировать познавательную потребность;

  2. Способствовать осознанию собственных возможностей коллективной деятельности;

  3. Ориентировать на духовно-нравственное отношение к различным явлениям культуры, окружающего мира.

2 этап - «Поиск» - 7 - 8 класс

Специфика воспитательной работы на данном этапе определяется следующими особенностями развития:

- интерес к себе, к индивидуально-личностным изменениям;

- неустойчивость, эмоциональная незащищенность;

- потребность в приобретении нового социального опыта;

- потребность в продуктивности личной деятельности.

Цель: создание условий для восприятия социального опыта взаимодействия с различными социальными группами.

Задачи:

  1. Способствовать проявлению инициативы для расширения и углубления имеющихся знаний;

  2. Развивать способность к рефлексивному анализу собственной деятельности;

  3. Способствовать осознанию ценностей и собственных способностей в различных социальных сферах.

3 этап - «Выбор» - 9 класс

Специфика воспитательной работы на данном этапе определяется следующими возрастными особенностями:

- анализ собственных индивидуально-личностных изменений;

- ситуативность реакций и действий, импульсивность;

- критическая оценка событий и людей;

- желание добиться успеха, высокого результата своей деятельности.

Цель: создание условий для осознанного выбора модели социальных взаимоотношений с окружающей действительностью.

Задачи:

  1. Способствовать реализации собственных познавательных целей;

  2. Формировать умение реализовывать себя в различных социальных пространствах;

  3. Обеспечивать условия для рационального выбора жизненных перспектив, профессионального самоопределения.

Ведущими технологиями организации воспитательной работы в классе является коллективная творческая деятельность (КТД), социальное проектирование, социально-игровое моделирование.

Основными формами работы с классом являются: коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, общественно - полезные акции, коммуникативные тренинги, экскурсии, походы, игровые и конкурсно-развлекательные программы, фестивали, ярмарки, турниры, соревнования.

Программа воспитательной системы реализуется через совместное управление воспитанников, их родителей и классного руководителя жизнедеятельностью класса. Занятия по программе могут быть только лично - ориентированными. Это реализуется в форме диалога, при этом используются эвристические и проблемные методы обучения.

В программе используются: теоретические, практические занятия, беседы, экскурсии, лекции, тестирование, анкетирование, предполагается использование ИКТ.

Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.

Диагностика воспитательной работы проводится ежегодно: в начале учебного года и в конце учебного года. Используются одни и те же диагностические методики. Для отслеживания динамики развития классного коллектива результаты диагностик сравниваются.

Компонентами диагностики воспитательного процесса являются:

1. Изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка.

- Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»

- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»

- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»

- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»

- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся»

- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

- Методика Д. Голланда «Определение типа личности»

2. Диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений.

- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

- Социометрия

- Методика Е.Н. Степанова «Мы - коллектив? Мы - коллектив… Мы коллектив!»

- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»

- Методика О.В. Лишина "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"

3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.

- Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»

- Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»

- Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»

- Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

Участниками настоящей программы воспитания являются:

- обучающиеся 5 - 9 классов;

- родители обучающихся;

- классный руководитель;

- учителя - предметники;

- психолог;

- социальный педагог;

- школьный библиотекарь.

Для успешного прохождения воспитательной программы объединены усилия различных социальных слоев:

- родительский комитет класса;

- администрация школы;

- педагоги школы;

- школьная библиотека;

- городская библиотека им. А.С. Пушкина;

- Детская школа искусств г. Новокуйбышевска;

- совет ветеранов.

Срок реализации программы - 5 лет.

Программа делится на 3 этапа:

1 этап

5 класс - 2013 - 2014 учебный год

6 класс - 2015 - 2016 учебный год

2 этап

7 класс - 2017 - 2018 учебный год

8 класс - 2019 - 2020 учебный год

3 этап

9 класс - 2021 - 2022 учебный год

Реализация данной программы воспитательной работы позволяет воспитать подростка, характеризующегося следующими чертами личности:

- законопослушность, ответственность, справедливость по отношению к людям;

- осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии;

- гражданин и патриот своей страны;

- физически и психологически здоровый гражданин своей страны;

- успешное выполнение всего спектра социальных ролей: ученик, семьянин, житель своего поселка, член детской организации, гражданин своей страны, человек мира;

- планирование будущей профессиональной деятельности, осознанный выбор жизненных приоритетов;

- способность участия в творческом преобразовании социальной действительности.

Успешное освоение данной программы является предпосылкой для успешного становления личности подростка, закладывает фундамент успешности и психологического комфорта в процессе дальнейшей жизни. И еще результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Реализация данной программы позволит подросткам безболезненно принимать и осваивать новые социальные роли, успешно функционировать в иной системе социальных отношений при выходе из основной школы.

Содержание

Содержание программы направлена на воспитание ценностей с учетом возрастных особенностей.

Раздел 1. Здоровый образ жизни (16 часов)

Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье.

Раздел 2. Духовно-нравственное развитие (12 часов)

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность; представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.

Раздел 3. Социально-нравственное воспитание (12часов).

Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны; любовь к России, своему народу, краю, гражданское общество; свобода личная и национальная; доверие к людям, государственным институтам; мир во всем мире; многообразие и уважение культур и народов.

Раздел 4 . Трудовое воспитание (14 часов)

Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии.

Раздел 5. Эстетическое воспитание (14 часов)

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.









Планируемые результаты

По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должны обеспечиваться достижение обучающимися следующих результатов:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • Воспитание социальной ответственности и компетентности;

  • Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

  • Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).







































Литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат,1982г.

2. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

3. Андиенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001г.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Издательство Казанского университета, 1998 г.

5. Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006

6. Крупнина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание школьников. - 2001г. №1 - с 18-20 стр.

7. Л.С. Колмогорова, Т. С. Борисова, Н. Н. Григорьевская «Мой мир во мне и вокруг меня».

8. Лаврентьев В.В. Семья и школа //Классный руководитель. - 2000г. №3 с86-88 стр.

9. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2005. - 207 с. - (Методическая библиотека).

10. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье - Минск, 1982г.

11. Л. Л. Шевченко Методическое пособие для учителя. М., 2004.

12. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими /пер с анг. -М.,1993г.





© 2010-2022