- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа факультативного курса Основы безопасности детей и молодежи в Интернете
Программа факультативного курса Основы безопасности детей и молодежи в Интернете
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарапова М.Е. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" - факультативный курс по Интернет-безопасности для 10 классов.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
В данной программе представлены подготовленные на основе информационно-аналитических ресурсов "Ваш личный Интернет" и материалов Интернет - Университета информационных технологий (раздел материалы для детей, их родителей и учителей - интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков), - благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете.
Большинство детей 21 века имеют дома компьютер, подключенный к Интернету, но не многие дети умеют правильно пользоваться Интернетом, и зачастую это приводит к проблемам.
В программе предлагается понятная, применимая на практике информация по Интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.
Главная проблема, которая решалась при разработке рабочей программы - низкая осведомленность обучающихся об информационных опасностях, которые таит в себе Интернет.
Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом требований законов РФ:
- «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
Цели, задачи, основные мероприятия реализации программы
Цель: обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеурочной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)
Задачи:
- формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
- формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
- изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
- организация просветительской работы с родителями и общественностью.
Формы проведения работы на занятиях
Обсуждение вопросов информационной безопасности со школьниками в классе.
Поиск информации о способах использования Интернета молодежью.
Поиск информации о способах использования в Интернете личной информации.
Поиск источников дополнительной информации.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны - теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка). Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей). Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих детей.
Материалы, использованные при составлении программы факультативного курса
Нормативно-правовая база
1. «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
3. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
4. Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей.
5. Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по применению Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Интернет-ресурсы
1. Путешествие по ИнтерНет Лесу wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru
2. Использование детских поисковых систем search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM
3. Фильтры блокирования сообщений от конкретных людей в электронной почте microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx
4. Как оставаться в безопасности на YouTube (youtube.com/watch?v=HbVgg6- 3EWo&feature=autoplay&list=PLD70B32DF5C50A1D7&playnext=1
5. Остерегайся мошенничества в Интернете youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w&feature=BFa&list=PLD70B 32DF5C50A1D7&lf=autoplay
6. Мир глазами Gmail - ЗАЩИТА ОТ СПАМА youtube.com/watch?v=xRSnLKveM
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Предполагаемый
результат
1.
Общие правила безопасного поведения в Интернет-пространстве
1
- знать об основных опасностях медиа-пространства;
- иметь первоначальные представления о правилах безопасного поведения в сети «Интернет»;
- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников.
2-3.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
2
- Знать сферу действия данного федерального закона;
- Знать основные понятия, использованные в настоящем Федеральном законе;
- уметь оперировать понятиями доступа детей к информации, информационная безопасность, информационная продукция для детей.
4-5.
Классификация информационной продукции. Информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей.
2
- Знать различные категории информации;
- Уметь отличать информацию, не представляющую вред детской психики от информации, несущей моральный вред детям и подросткам;
- способы фильтрации различной информации.
6.
Оборот информационной продукции.
1
- Знать понятие оборота информационной продукции;
- Знать способы оборота информационной продукции.
7.
Полномочия органов государственной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
1
- Знать о мерах и способах борьбы с информацией, причиняющей вред здоровью и развитию детей;
- Иметь представление об ответственности за нарушение законодательства.
8-9.
Виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей и подростков
2
- Уметь классифицировать информацию;
- Уметь избегать информацию, причиняющую вред развитию и становлению личности.
10.
Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено
1
- Знать классификацию информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено;
- уметь обходить данную информацию стороной;
- иметь представление о возрастных ограничениях представляемой информации.
11.
Классификация информационной продукции по возрастным категориям.
1
- Знать классификацию информационной продукции по возрастным категориям.
12-13.
Основные опасности, подстерегающие детей и подростков в Интернете
2
- Знать об опасностях, которые подстерегают детей и подростков в Интернете;
- уметь противостоять опасностям
14.
Способы адекватного реагирования на информацию, направленную на пропаганду и распространение наркотических и психотропных средств
1
- Знать основные опасности употребления наркотических средств;
- уметь проявлять свою гражданскую позицию, сообщая о сайтах, содержащих противоправную информацию в правоохранительные органы;
- уметь противостоять негативной информации, не идти на поводу у распространителей.
15-16.
Преступники в сети «Интернет»
2
- Знать об опасностях, с которыми могут столкнуться дети при общении по сети Интернет;
- Иметь представления о преступных действиях, которым может подвергнуться ребенок в сети;
- Уметь фильтровать сомнительную информацию.
17.
Явление Интернет-троллинга
1
- Знать и уметь определять цели и намерения Интернет-троллей, уметь не обращать внимания на угрозы и оскорбления;
- распознавать манипулятивные техники злоумышленников.
18.
Интернет-спаммеры
1
- Знать и уметь определять цели и намерения Интернет-спаммеров;
- уметь использовать полезные Интернет-ресурсы, позволяющие фильтровать спамы.
19-20.
Мошенничество в Интернете
1
- Знать основные способы мошеннических действий, проявляемых преступниками в Интернете;
- Уметь противостоять им и не вестись на различного рода провокации;
- Уметь определять основные цели и намерения злоумышленников.
21.
Безопасное общение в социальных сетях
1
- Уметь применять эффективные меры самозащиты от нежелательной информации и контактов в сетях;
- Знать основные правила безопасного общения в социальных сетях;
- Уметь фильтровать круг общения, не подвергаться влиянию сомнительных личностей вне зависимости от их намерений.
22.
Урок творчества. Сказка о золотых правилах безопасного поведения в Интернете.
1
- Знать правила безопасного поведения в сети «Интернет»;
- уметь в красочной художественной форме интерпретировать приобретенные знания.
23.
Форумы и чаты в сети «Интернет».
1
- Знать основные правила безопасного общения на форумах и в чатах;
- Уметь фильтровать круг общения, не подвергаться влиянию сомнительных личностей вне зависимости от их намерений.
24-25.
Защита от информации, способной нанести вред ПК
2
- Знать приемы антивирусной защиты компьютера;
- Уметь определять наличие вирусов в различных видах информации;
- Уметь классифицировать и определять вирусы, сопровождающие Интернет-контент.
26.
Проведение круглого стола «Интернет-безопасность»
1
- Знать правила безопасного поведения в сети «Интернет»;
- уметь в красочной художественной форме интерпретировать приобретенные знания;
- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
27.
Обзор информационных сообщений о случаях нарушения законодательства об обороте информации, причиняющей вред здоровью и развитию личности
1
-Знать о мерах борьбы с преступлениями и нарушениями законодательства об обороте продукции, причиняющей вред здоровью и развитию личности;
- Уметь ориентироваться в потоке информации;
- Разграничивать преступления и правонарушения в сфере информационной безопасности детей от других видов преступлений и правонарушений.
28-29.
Проектная работа «Я в безопасности»
2
- Знать основные опасности, подстерегающие в сети «Интернет»;
- Уметь продемонстрировать свое отношение и противостояние к информации, причиняющей вред здоровью и развитию личности.
30-31.
Полезные ресурсы и сайты по детской безопасности в сети «Интернет».
2
- Знать о наличии сайтов, способствующих повышению уровню информационной грамотности детей и подростков в Интернете;
- уметь пользоваться полезными Интернет-ресурсами по безопасности в сети «Интернет».
32-33.
Проблема Интернет зависимости детей и подростков
2
- Знать о проблеме и причинах Интернет-зависимости детей и подростков;
- Уметь чрезмерно не увлекаться Интернет-ресурсами;
- Уметь грамотно тратить время, проводимое в сети «Интернет».
34
Резервный урок
1
5