Выступление на МО гуманитарных дисциплин Влияние психологического здоровья на межличностные отношения в образовательном процессе

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 24»                         Выступление на заседании МО   «Влияние психологического здоровья на межличностные отношения в образовательном процессе »                 Составила: Учитель ФК Химинченко М.С.                                   Новокузнецк, 2012   Влияние психологического здоровья на межличностные отношения в образовательном процессе             Построение межличностных отношений между учащимися в образовательном процессе, основанного на принц...                                                                                                                                
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 24»













Выступление на заседании МО


«Влияние психологического здоровья на межличностные отношения в образовательном процессе »









Составила:

Учитель ФК

Химинченко М.С.


















Новокузнецк, 2012



Влияние психологического здоровья на межличностные отношения в образовательном процессе

Построение межличностных отношений между учащимися в образовательном процессе, основанного на принципах толерантности, профессионального самоопределения и саморазвития, здоровьесбережения, по-прежнему представляет собой актуальную проблему. На межличностные отношения оказывают влияние многие аспекты: уровень развития общества и экономики; состояние культуры; режим и формы построения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения; состояния здоровья и образ жизни участников этого процесса и др. использование принципа толерантности является немалым вкладом в развитии культуры и сохранение культуры у обучающих, и обучаемых.

Участники образовательного процесса составляют своего рода треугольник, сторонами которого выступают:

- обучающиеся: воспитанники, учащиеся, слушатели;

- обучающие: воспитатель, мастер производственного обучения, преподаватель;

- иные участники образовательного процесса: родители, родственники, опекуны, представители общественности.

Траекторию развития человека можно представить в виде следующей схемы:

Человек - Индивид - Личность - Индивидуальность.

Человек в качестве индивида, личности и индивидуальности является участником образовательного процесса. В каждом случае он выполняет особую социальную роль в зависимости от этапа жизнедеятельности, становления и профессионального самоопределения.

В аспекте траектории развития человека рассмотрим понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид (от лат. Individuum- неделимое, особь) - 1) особь, каждое самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек, личность. В нашем понимании индивид есть отдельный представитель биологического вида - человек, имеющий свои психосоматические особенности, обусловленные наследственностью, средой проживания, этническими и национальными особенностями.

Личность - это носитель сознания, новорожденный имеет только индивидуальные психологические особенности, у него ещё нет самосознания, и он пока не личность. Известный психолог академик А.Н. Леонтьев определил личность как новообразование, относительно поздно возникающее в ходе общественно-исторического развития и в ходе развития индивидуума, отдельного человека. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности. Личность может быть прогрессивной или отсталой. Яркой и непосредственной, гармонически и односторонне развитой, здоровой и больной, т.е. разной.

Индивидуальность - есть неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность - уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Смысловая близость понятий «индивидуальность» и «личность» приводит к тому, что они не редко употребляются как однозначные, вместе с тем они фиксируют разные стороны, именуемые социально значимые, стороны, именуемые социально значимыми качествами человека.

Личность - это индивидуум как представитель общества, с особыми личностями качествами, которые отличают его от других людей, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других членов общества, в том числе в профессиональной сфере. Индивидуальность описывается набором признаков, присущих только данному человеку. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленных характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Гармоничные межличностные отношения между участниками образовательного процесса подразумевают, с одной стороны, отсутствие у них дефектов в психологической здоровье, а с другой - наличие повышенной устойчивости к психическом стрессу, обозначаемой как толерантность.

Акмеологические законы личностно-профессионального развития, умножения личностного потенциала и самовыражения личности в профессии предполагают наличие у человека высокого уровня физического и психического здоровья.

Существует несколько концепций понимания здоровья: здоровье как отсутствие заболеваний и идеальное состояние благополучия; здоровье как баланс (так называемая динамическая точка зрения) и т.д. В отечественной медицине одно из определений здоровья основано на теории потребностей: под здоровьем подразумевается умение человека удовлетворять материальные и духовные потребности. Значит, для того чтобы ребенок или взрослый человек был здоровым, необходимо научить его осознавать свои потребности и удовлетворять их. Психическое здоровье - это собственная жизнеспособность индивида.

В данной работе под психическим здоровьем понимается отсутствие у человека психических болезней, т.е. заболеваний с преимущественным нарушением и расстройством психики, выражающихся в форме функциональных изменений психической деятельности без нарушения отражения реального мира (неврозы, неврастении, депрессии и т.д.) или в форме органических поражений мозга и глубоких расстройств психики с нарушением реального отображения мира и поведения (шизофрения, психозы, олигофрения, травмы и т.д.).

Всемирной организацией здравоохранения были выделены следующие критерии психического здоровья:

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;

- критичность к себе и собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

- соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

- способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовать это;

- способность изменять способ поведения в ответ на смену жизненных ситуаций, обстоятельств.

Идеальное психическое здоровье в виде эталона есть гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют теоретическим нормам и создают условия для полной психосоциальной адаптации и психологического комфорта в природной и социальной действительности. Оно не встречается в реальной жизни, поскольку для психического здоровья характерны индивидуальная динамическая совокупность психических процессов конкретного человека, которая позволяет последнему адекватно своему возрасту, полу, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными потребностями, общественными процессами, общепринятой моралью. Поэтому психическое здоровье ассоциируется с третьей целью существования человека - потребностью самореализации как личности, т.е. обеспечивает социальную сферу жизни человека.

Любое нарушение психического здоровья (по аналогии с физическим) связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, а с другой - с воздействующими в процессе жизни факторами - чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами, в том числе и связанными с получением человеком образования на этапах его жизнедеятельности.

Согласно современным представлениям, основанных в работах К.Г. Юнга, психика человека имеет осознаваемую и неосознаваемую части. На первой приходит всего лишь около 10 % психического материала. Неосознаваемая часть психики включает подсознание и сверхсознание.

Подсознание - это психический опыт, связанный с биологическим существованием человека, который тот уже прошел и несет в себе в подсознании фиксируются все последствия психических стрессов, психотравм и психокомплексы.

Сверхсознание - это высший уровень психики, то, к чему человек еще только идет, но ощущает это в себе.

Интегральная личность человека есть совокупность образующих ее субличностей, которые представляют собой отдельные качества человека и отдельно жизненные программы. Субличности человека могут находиться в разных взаимоотношений друг с другом: могут гармонировать, взаимоподстраховывать, компенсировать или конфликтовать. Каждая субличность выполняет свою неповторимую роль, а ее изменение приводит к изменению всей личности человека. Поэтому из психики человека нельзя ничего вынуть или что-то привнести в нее без учета внутренних связей.

Высшим актом, который приводит к интеграции и гармонии психики человека, является «истинное Я». Оно дает человеку ощущение цели в жизни, правильности пути, понятие о долге, совести, ответственности и других высших психических проявлениях.

Второй по значимости аспект, который также приводит к интеграции и гармонии психики человека - это «субличность», «мой внутренний ребенок». В каждом взрослом живет маленький ребенок с его личным опытом, проблемами, которые он вынес из детства, детским желанием защиты и любви. Отсюда особую значимость для последующей жизни человека приобретает период становления психики, так как первый психический опыт - это матрица для дальнейшего развития.

Каждая субличность человека имеет свою мотивационную, обычно не осознаваемую, часть и осознаваемую, которую она представляет обществу. В жизни часто в силу нашей социальной обусловленности не происходит полного соответствия между побудительным мотивом и его выражением в личном плане. Например, человека, который хочет поступить учиться на бесплатное отделение в высшее учебное заведение и не может поступить туда несколько лет, отсутствует совпадение между побудительным мотивом и личностным выражением, реализацией своей цели. Причиной несовпадения может быть как неправильное профессиональное самоопределение личности, так и недостаточно критичное отношение к собственному уровню образования, завышенная самооценка, порождающее деформацию психических проявлений. По З.Фрейду, подобные деформации приводят к невротизации, появлению психокомплексов и психическим акцентуациям личности, которые в дальнейшем могут оказать существенное влияние на межличностные отношения в образовательном процессе.

С. Гроф в середине XX столетия разработал теорию перинатальных матриц, рассматривающую особенности внутриутробного периода и процессы рождения как психокомплексов у человека. В подсознании плода фиксируется все состояния комфорта и дискомфорта. Находясь в эмоциональной и энергетической связи с матерью, он ощущает ее психическое состояние и любовь к себе.

I перинатальная матрица, связана с внутриутробном развитием плода. Если этот период протекает благополучно, то в будущем человек не боится за свое физическое существование, комфортно чувствует себя в мире, ибо уверен в его доброжелательности. Если же мать не хотела появления на свет ребенка, были попытки его уничтожения, то в дальнейшем у человека может развиваться комплекс своей ненужности, вероятны попытки самоубийства.

II перинатальная матрица приходится на период схваток, являющихся первым тренингом терпения в жизни ребенка. При патологической фиксации в подсознании этого психического опыта может сформироваться комплекс «жертвы деспотизма», у мальчиков - «предательство со стороны женщины», проявляется клаустрофобия.

III перинатальная матрица связана с периодом потуг, в течении которого, ребенок активно вовлекается в процесс рождения, получает первый тренинг борьбы за существования. Патологическая фиксация данного психического опыта приводит к появлению вечных борцов, революционеров, разрушителей, для которых «жизнь - это борьба».

IV перинатальная матрица отражает выход в новую среду. Затруднение в момент рождения (асфиксия, наложение щипцов либо вакуум - экстрактора и т.п.) могут породить страх встречи с новым, мешающий в будущем творческой реализации личности.

Психические комплексы могут возникать в течении всей жизни человека и чаще они обусловлены стрессовыми ситуациями. Комплексы сопровождаю человека все жизнь и, если не принимать специальных мер, могут привести к нарушению его социальной адаптации и характера.

Характер человека - это совокупность устойчивых, индивидуальных особенности личности, которое складывается и проявляется в деятельности человека, его общении и обуславливает типичные для него способы поведения. Чрезмерное усиление отдельных черт характера человека, которые выражаются в избирательной уязвимости личности, называются акцентуацией. Акцентуация личности связана с особенностями темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается и проявляется только в острых, психотравмирующих ситуациях.

В настоящее время выделяют следующие акцентуированные типы личности как факторы риска для здоровья: параноидальный, гипертивный, возбудимый, истероидный, шизоидный, неустойчивый. Наличие акцентуации влияет на действие закона личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала, а также на установление взаимозависимости между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности.

Психолого-акмеологические исследования (А.А.Деркач, В.В. Зазыкин и др.) позволили определить сущностные характристики и основные направления развития личностно-профессиональных качеств, умений, акмеологический инвариант профессионализма (наличие адаптации, саморегуляция образной сферы, умение принимать решения), проследить изменения, происходящие в процессе личностно-профессионального развития: расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастные потребности в приобретении знаний и др.

К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, Л.И. Катаева установили, что индивидуализация и социализация являются взаимосвязанными компонентами единого процесса личностно-профессионального развития. При этом основными психологическими механизмами формирования адекватного образа Я служат проявления личностной мобильности, включающей психологическую компетентность, позитивное самовосприятие, социальную адаптированность; стремление к профессиональному мастерству.

Следует заметить, что большинство психолого-акмеологических исследований ориентированы на гармонично развитую личность и фактически не затрагивают процесс личностно-профессионального развития личности, имеющей акцентуированные черты характера.

Наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. Э.Ф. Зеер понимает под ней социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания, предмета, цели, средств, способов и условий труда различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемые к человеку, образует профессия.

Профессиональное самоопределение представляет собой процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психологических возможностей.

Если профессиональное самоопределение человека совпало с выбором в качестве профессиональной педагогической деятельности, то такой человек в течении жизни является самым активным участником образовательного процесса, оказывающим влияние на межличностные отношения, а также транслятором традиций и носителем новых форм межличностного общения в этом процессе.

На основе всего вышеизложенного можно сделать выводы:

- межличностные отношения в образовательном процессе обусловлены состоянием психического здоровья индивида, типом акцентуации личности и имеющимися психическими комплексами;

- человек в течение процесса жизнедеятельности непрерывно является участником образовательного процесса, изменяя при этом социальную роль и свое воздействие на профессиональное самоопределение; а также на межличностное общение;

- недостаточное исследование типов характера и его акцентурированных черт у обучающихся в процессе получения образования приводит к неправильном личностно-профессиональному развитию и профессиональному самоопределению;

- профессиональное самоопределение, не учитывающее тип характера, психосоматическое состояние, может приводить к профессиональным деформациям личности;

- незнание индивидуумом собственного типа характера, наличия акцентуаций в нем или психокомплексов приводит также к ошибке профессионального самоопределения личности и может стать причиной, оказывающей негативное влияние на межличностные отношения в образовательном процессе.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению представляет собой сложное многоуровневое образования, структура и компоненты которого претерпевают существенные изменения с возрастом в соответствии с установленной в психологии логикой развития личности и имеющимися психокомплексами, акцепциями черт характера личности и состоянием психического здоровья в процессе жизнедеятельности.







































































































© 2010-2022