• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Организационно – педагогические условия социальной адаптации обучающихся первого курса ( МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БАБКИНА Т. А

Организационно – педагогические условия социальной адаптации обучающихся первого курса ( МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БАБКИНА Т. А

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БПОУ ОО

«ОРЛОВСКИЙ РЕСТАВРАЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Организационно – педагогические условия социальной адаптации обучающихся первого курса ( МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БАБКИНА Т.А.



Организационно - педагогические условия социальной адаптации обучающихся первого курса

( МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИ КЛАССНЫХ ОУКОВОДИТЕЛЕЙ)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БАБКИНА Т.А.








Организационно - педагогические условия социальной адаптации обучающихся первого курса

Тезаурус

Адаптация (от лат.adaptatio- приспособление, прилаживание) - приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях.

Адаптация педагогическая (социально - педагогическая)- явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию.

Педагогическая адаптация свидетельствует, что условия, в которых находится данный человек, для него наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания (социализации, социального воспитания)

Адаптация социально-психологическая - оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и традиций группы.

Комплексная программа - система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, в комплексной программе представлены цели, пути и средства решения программной проблемы.

В образовательном учреждении проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса.

При поступлении в техникум подросток вынужден адаптироваться к комплексу новых специфических факторов. Необходимо отменить, что это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, т.е. больше в сфере психической. Именно эта сфера скрыта от педагога и поэтому управлять происходящими там процессами сложно. Вступив в новую социальную обстановку, первокурсник начинает обостренно воспринимать окружающий мир, у него перестраивается весь эмоциональный фон. Не все способны успешно справиться с такими изменениями, некоторые подростки включают защитную реакцию и начинают вести себя так, будто мир должен подчиняться одному ему.

Трудности периода адаптации:

1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

3. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Что же происходит при этом с личностью?

  • Перестройка имеющихся у него навыков и привычек в соответствии с новыми целями, задачами, перспективами и условиями их реализации.

  • Так же возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, в сфере основных переживаний подростка, связанных с осознанием самого себя.

Процесс адаптации первокурсников может сопровождаться:

  • Повышенным уровнем тревожности;

  • Агрессивным поведением;

  • Неуверенным поведением;

  • Конфликтным поведением

Цель классного руководителя - создание условий для успешной и быстрой адаптации студентов первого курса.

Задачи, которые нужно решать, для достижения этой цели:

  1. Помочь первокурсникам быстро адаптироваться к студенческой жизни;

  2. Ускорить знакомство в группе;

  3. Ускорить знакомство между группами;

  4. Сплотить группу;

  5. Сохранить контингент;

  6. Не допустить появления конфликтных ситуаций, расколов и изгоев в группе.
    Кроме того, успешная адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
    Анализ специальной литературы по проблемам адаптации и имеющийся педагогический опыт позволили выделить и определить основные типичные для личности характеристики, препятствующие успешной жизнедеятельности, которые можно наблюдать, у обучающихся только что поступивших в наше учебное заведение:
    1. Инфантильные черты личностной позиции:
    а) пассивность в принятии и осуществлении значимых решений; (выражается в выжидательной позиции, отказе от активных поисков решений, узком спектре действий по изменению собственной ситуации, ожидании помощи из вне);
    б) нереалистичность в оценках своей актуальной ситуации (выражается в противоречии между слишком высокими требованиями и ожиданиями в отношении будущего);
    в) непринятие собственной ответственности за ситуации (выражается в поисках виноватого, перекладывании ответственности за создавшуюся ситуацию и выход из нее, все это сопровождается завышенными жертвенной или обвинительной позицией).
    2. Общий эмоциональный дискомфорт (выражается в состоянии подавленности, тревоги, плохой сон, здоровье, повышенную ранимость).
    3. Неадекватная самооценка (самооценка, как правило, неустойчивая, присутствуют негативные компоненты (чувство собственной ненужности, неполноценности, неуверенности в своих силах). Иногда она выглядит сильно завышенной, подросток демонстрирует своеобразный «гонор», что носит зачастую компенсаторный характер.
    4. Непродуктивные формы мотивации (выражается в стремлении избегать реальные или воображаемые неудачи (пусть неблагоприятное, но определенное и уже привычное положение дел), страх перед переменами.
    5. Отсутствие коммуникативной компетенции (неумение конструктивно выстраивать и осуществлять общение, незнания правил поведения в значимых ситуациях, повышенной конфликтности).
    Обобщив выше сказанное, приходим к выводу, что работа по адаптации должна вестись не только с первокурсниками, но и целенаправленно и последовательно с теми, кто не посредственно работает с обучающимися первого курса - это классный руководитель и мастер производственного обучения.

Для этого, по нашему убеждению необходимо иметь программу «Комплексный подход к адаптации первокурсников в условиях образовательного процесса техникума». В программу необходимо включить работу по созданию развивающей среды, психологического пространства в учебном заведении для тех, кто в нем работает и учится, педагогов и обучающихся.

Нам видится, что процесс формирования психологического пространства не имеет завершения, это бесконечный процесс. Причем очень сложный, часто болезненный и неравномерный. Является ли предлагаемая программа универсальной? Конечно - нет. Ведь все зависит от людей, в нашем случае в равной степени, как от обучающихся, так и от педагогов и мастеров производственного обучения, от наличия у них гуманистических установок, от желания совершенствоваться, развиваться, изменяться. Вариантов много - все они разные.

Программа «Комплексный подход к адаптации первокурсников в условиях образовательного процесса техникума» (как один из вариантов) может состоять из трех основных разделов, которые реализуются параллельно:
- программа занятий для подростков, направленная на образ «Я», активизацию навыков рефлексии, снижения уровня тревожности, повышения самооценки, развитие нравственных норм;
- программа занятий с классными руководителям первого курса;
- программа занятий с мастерами п/о первого курса - оказание подростку поддержки и помощи в его полноценной социализации и реализации его личностных возможностей.
Общая цель программы - помощь в выработке психологических навыков, необходимых для успешного адаптации обучающихся.
В процессе адаптации первокурсников обычно выделяются следующие трудности:

  • неопределенность мотивации выбора профессии,

  • недостаточная психологическая готовность к ней (пошел учиться вместе с другом, отправили родители, просто захотелось),

  • неумение осуществлять психологическую саморегуляцию; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях.

Для решения этих задач должна быть разработана программа, которая предлагает коррекционно-развивающие занятия рассчитанные на весь учебный год с обучающимися, коррекционно-развивающие занятия с мастерами п/о и семинар, развивающие занятия с классными руководителями 1-го курса, также просветительская работа во всех направлениях.
Цикл занятий с подростками рассчитан на цикл занятий. Первые занятия в учебном году - это занятия «Знакомство», проходящие в сентябре месяце (с привлечением педагога - психолога, социального педагога). Эти занятия помогают стабилизировать психологическое состояние обучающихся. В процессе этих занятий решаются следующие задачи:
- снизить степень тревожности;
- осуществить знакомство друг с другом, с техникумом;
- способствовать развитию групповой сплоченности;
- способствовать адаптации обучающихся к учебной деятельности, установлению бесконфликтных отношений с преподавателями.
Цель этих занятий - формирование положительного настроя на совместную работу; сплочение коллектива; повышение внутригруппового доверия; активизация навыка рефлексии, внимания к себе и другим.
Для исследования эффективности коррекционно-развивающих занятий «Знакомство» используются (этим должна заниматься психологическая служба техникума) следующий комплекс диагностических процедур, и составляется мониторинг на протяжении первого курса:
- эмоциональное состояние участников;
- определение индекса групповой сплоченности;
- определение психологического климата группы.
Данные занятия помогают перестройке потребностно-мотивационной сферы обучающихся в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.
Так как центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, возникает необходимость введения таких коррекционно-развивающих занятий, как «Что такое любовь…»(условное название). На этих занятиях рассматриваются значение и сущность нравственных норм в системе интимных межличностных отношений.

В связи с возросшей подростковой преступностью основными факторами, толкающими подростков на преступление, являются наркомания, алкоголизм. Поэтому необходимы занятия по профилактике алкогольной зависимости. Как альтернатива алкоголю и наркотикам - это занятия «Ценности и возможности личности», которые необходимы для того, что бы формировать положительный образ будущего, свободного от употребления алкоголя, представлений о том, что употребление алкоголя ограничивает возможности жизненного выбора, а также формирование негативного отношения к употреблению алкоголя. Также важны занятия по тематике «Правонарушение, преступление, наказание».
Актуальной на протяжении долгого времени остается и тема борьбы со СПИДом. Необходима просветительская работа по данной проблеме.

При организации педагогического процесса, направленного на адаптацию обучающихся на 1-м курсе, классному руководителю и мастеру п/о необходимо сформировать у себя правильное психолого-педагогическое отношение к подростку . Для этого нужны специальные занятия с мастерами п/о 1-го курса, предположительно со следующей тематикой: «Подросток: какой он на самом деле», «Подросток: нуждается ли он в помощи», «Границы: зачем они нужны подростку и его родителям». И как заключительная часть проводимых занятий - семинар «Понимание переживаний тинэйджеров - первый шаг к доверительному разговору». Главная ценность этих занятий - возможность каждому участнику получить поддержку от группы, поделиться опытом применения навыков, понять свои ошибки, увидеть свои сильные стороны и увидеть пути своего дальнейшего роста. Целью данных занятий являются совместные переживания и новый опыт участников, их совместный анализ и обсуждение.
С классными руководителями возможны следующие занятия: «Знакомство», «Про это…» (сексуальное развитие подростка). «Психотип - что это?». На всех занятиях с педагогами происходит углубление процессов самораскрытия; развитие педагогической интуиции посредством специальных психотехнических упражнений, развитие тонкости и проницательности, приобретаются новые знания, идет формирование навыков, развитие установок, определяющих поведение в общении, коррекция и развитие системы отношений личности.

Основными показателями адаптации обучающихся группы можно считать:

  • наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации обучающихся;

  • низкий процент «отсева» студентов из группы;

  • академическая успеваемость;

  • сформировавшийся коллектив;

  • активность и мобильность группы;

  • принятие правил и норм корпоративной культуры;

  • отсутствие конфликтов.

Успешно сданная первая сессия позволяет предположить, что этап адаптации у первокурсников прошел успешно.

Вы скажите, что мы это все делаем. Согласна, но каждый в отдельности и успеха достигает не каждый. Необходима совместная комплексная работа, с привлечением специалистов, что позволит сделать комплексная целевая программа, о которой говорилось выше.
Таким образом, комплексная целевая программа является актуальной и определяется тем, что адаптация является узловым моментом становления обучающегося. Если она проходит успешно, то это залог положительного отношения к дальнейшему обучению. Ведь именно на протяжении первого курса складывается группа, как коллектив, осознается призвание к выбранной профессии.

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Асонова Е.А., Маленкова Н.Л. Дорога к дому. Программа подготовки подростков к будущей семейной жизни. - Москва: МГПИ, 2010г. - 110 с.
2. Корчагина Ю.В. Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика. - Москва. Издательство: АПКиППРО, 2010 г. - 72 с.
3. Таболова Е.М., Страмнова Е.В. Формирование профессионального самоопределения» для учащихся старших классов. - Москва. Издательство: МГПИ, 2010 г. - 118 с.
4. Нежкина Н.Н., Майорова М.К. Психофизическая тренировка - технология формирования здоровья школьников и повышения качества образования.- Москва. Издательство: МГПИ, 2009 г. - 28 с.

5.Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Автор составитель Л.В.Мардахаев. - М.:Издательский центр «Академия», 2002.-368с.
6. Сайт для подростков. - Режим доступа: website-podrostki.narod.ru/

6


© 2010-2022